ПОИСК

В Князь-Владимирском соборе издан буклет, посвященный иконе сщмч. Вениамина, Митрополита Петроградского, в житии

В канун отмечаемого в 2022 году 100-летия Петроградского процесса «Об изъятии церковных ценностей» по заказу Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии была разработана и написана иконописцем Еленой Семеновой икона сщмч. Вениамина, Митрополита Петроградского, в житии.  В двенадцати клеймах иконы отражены наиболее значимые события жизни и мученическая кончина сщмч. Митрополита Вениамина.

Ныне в Князь-Владимирском соборе издан буклет с описанием находящейся в соборе иконы. Составители брошюры – церковные историки А. К. Галкин и А. А. Бовкало.

С 10 июня по 5 июля 1922 года состоялся судебный процесс над. Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином и представителями Петроградского духовенства и мирян. Приговоренные к расстрелу: священномученики Вениамин, митрополит Петроградский, архимандрит Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров пострадали за Христа 13 августа 1922 года.  Память их совершается 31 июля/ 13 августа.

Одним из арестованных в ходе Петроградского процесса стал настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный 8-го Петроградского округа протоиерей Михаил Союзов. Несмотря на представленные в ходе суда убедительные доказательства невиновности, 5 июля 1922 года он был приговорен к 3 годам тюрьмы строгой изоляции и 19 октября того же года скончался в тюремной больнице.

 

В изданном ныне буклете, посвященном иконе сщмч. Митрополита Вениамина в житии,  каждому клейму посвящена отдельная страница с объяснением изображенного события:

 

 

КРЕЩЕНИЕ

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский (в миру Василий Павлович Казанский; 1873—1922), родился в семье священника Олонецкой епархии Павла Казанского, всю жизнь (40 лет) служившего в одном приходе. Храмы Нименского погоста, где прошло детство будущего митрополита, уничтожены. В начале XXI в. на месте погоста, на окраине деревни Андреевская (ныне Няндомского района Архангельской области), срублена небольшая Преображенская церковь.

В Архангельском областном архиве хранится метрическая книга с записью о рождении Василия Казанского 17 апреля 1873 г. и крещении его 22 апреля. Восприемником был наставник Нименского земского училища Петр Скородумов — впоследствии священник в Каргополе.

 

ПОСТРИГ

В 1893 г. Василий Казанский окончил в Петрозаводске Олонецкую духовную семинарию и поступил в С.-Петербургскую духовную академию. В начале III курса, по глубокому зову сердца, он принял монашеские обеты. На его постриге 14 октября 1895 г. в храме духовной академии присутствовал ее бывший ректор, архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский). С назначением в конце 1898 г. митрополитом С.-Петербургским, владыка Антоний включил о. Вениамина в число ближайших помощников и в 1909 г. представил к епископскому служению – своим викарием.

Имя, которое Василий Казанский носил в монашестве,  было дано ему в честь мученика V века диакона Вениамина  (память 13/26 октября).

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ВАЛААМСКУЮ ОБИТЕЛЬ

В 1902—1905 гг. архимандрит Вениамин был ректором Самарской, а в 1905—1909 — С.-Петербургской духовной семинарии. Даже в летние месяцы он не знал отдыха, организуя и возглавляя экскурсии-паломничества семинаристов по России. С самарскими семинаристами в 1903 г. о. ректор провел несколько дней в Валаамском монастыре, а в 1904 г. — в Саровской пустыни, с петербургскими в 1909 г. поклонялся святыням Киева и Чернигова.

В мае 1908 г. о. Вениамин ездил на Валаам с богомольцами-трезвенниками Сампсониевского прихода на Выборгской стороне; в июле 1911 г. побывал в обители уже как епископ Гдовский.

 

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ НА ЗАВОДАХ И ФАБРИКАХ

С I курса духовной академии В. Казанский вошел в число студентов-проповедников и начал вести религиозно-нравственные беседы на фабриках и заводах столицы, преимущественно за Невской заставой, а также в ночлежных домах. После рукоположения в 1896 г. во иеромонаха он совершал и требы для слушателей. На посту инспектора и ректора С.-Петербургской семинарии он состоял членом-деятелем столичного Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, а в апреле 1914 г., уже в епископском сане, был избран его почетным членом за труды в рядах проповедников Общества «со студенческой скамьи, в течение 20 лет».

 

 

ХИРОТОНИЯ ВО ЕПИСКОПА

24 января 1910 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Гдовского в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Семь лет он оставался викарием С.-Петербургской (с 1914 —Петроградской) епархии. Кроме совершения богослужений в храмах города и его дальних окраин — за Невской и Нарвской заставами, на Охте, в Колпине, и частых выездов в епархию, он руководил церковно-школьным делом, наблюдал за преподаванием закона Божия в средних учебных заведениях столицы, заведовал Александро-Невским духовным училищем. В годы I Мировой войны он возглавил церковный комитет по оказанию помощи семьям призванных на войну.

 

ПАССИЯ

С именем епископа Вениамина тесно связан Покровский храм на Боровой ул. ─ главный храм епархиального братства Пресвятой Богородицы и один из центров трезвеннического движения. В нем владыка вечерами по средам служил акафисты при общенародном пении, а Великим постом – пассии, тогда еще не имевшие широкого распространения. Здесь же в 1913 г. он совершил — впервые в С.-Петербурге — чинопоследование «погребения Богоматери» с крестным ходом из верхнего храма в нижний, освященный в честь св. мученика Вонифатия.

Весной 1918 г. митрополит, на основе своего многолетнего опыта, распорядился о совершении пассий во всех храмах епархии «для утешения, ободрения и укрепления православных верующих людей среди тяжелых и скорбных переживаний».

 

ЗАБОТА О ПАСТВЕ

27 марта 1915 г. владыка должен был служить всенощную в одном их храмов на Охте, но дорога в том районе оказалась непроезжей. Архиерей спокойно вышел из застрявшего в грязи экипажа и пошел к храму пешком. Его простота и усердие тронули богомольцев до слез. Годом ранее очевидец писал о неутомимом епископе: «Четвертого мая совершает он трезвеннический крестный ход из Петербурга в Сергиеву Пустынь и обратно, пройдя пешком все сорок с лишним верст, а седьмого мы видим его уже на пути в Череменец, в народной массе, среди икон и хоругвей, в жаркий, знойный день, в густом облаке пыли, с обожженным лицом, но бодрым и радостным, поддерживающим личным примером неумолкаемое общенародное пение».

 

ВОЗВЕДЕНИЕ НА ПЕТРОГРАДСКУЮ КАФЕДРУ

В дни Февральской революции 1917 г. митрополит Петроградский Питирим (Окнов) удалился на покой по прошению. Новый правящий архиерей был избран 24 мая 1917 г. свободным голосованием клириков и мирян — депутатов епархиального собора. Подавляющее большинство голосов получил епископ Вениамин. 25 мая он был утвержден Св. Синодом, с возведением в сан архиепископа. 28 мая владыка вступил на кафедру. Во главе грандиозной процессии он шествовал на интронизацию в Исаакиевский кафедральный собор от святых врат Александро-Невской лавры. Посаждение владыки на горнее место духовенство и весь народ, заполнивший собор и площадь, встретили мощным пением «Аксиос!».

 

ИСПЫТАНИЕ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Накануне открытия Поместного Собора, 14 августа 1917 г., архиепископ Вениамин был возведен в сан митрополита. Как члену Собора, ему предоставили покои в Чудовом монастыре Кремля. Там он едва не погиб: большевики, при захвате власти в Москве, три дня и четыре ночи обстреливали Кремль. 1 ноября 1918 г. в келье владыки, из которой он только что вышел, разорвались 2 снаряда тяжелой артиллерии. Братия монастыря вместе с митрополитом укрылась в подвалах. В церкви, устроенной в монастырском подземелье, где в 1612 г. польские оккупанты уморили голодом патриарха Гермогена, «шла постоянная служба … служащие и не служащие — готовились к смерти». В Петрограде в память о спасении митрополита был сооружен пещерный храм священномученика патриарха Гермогена в Казанском соборе.

 

ВСТРЕЧА СВ. ПАТРИАХА ТИХОНА В ПЕТРОГРАДЕ

Власть, объявившая себя «народной», сразу повела атаку на церковь. В январе 1918 г. верующий народ Петрограда отстоял Александро-Невскую лавру от реквизиции. Подъем религиозных чувств нашел выражение в беспримерных крестных ходах Пасхальной недели и во встрече патриарха Тихона, находившегося в Петрограде с 11 по 16 июня 1918 г. Патриарх литургисал в Исаакиевском и Казанском соборах, в Иоанновском монастыре, посетил Кронштадт. 16 июня за литургией в лаврском Троицком соборе он возглавил хиротонию первого единоверческого епископа — Симона (Шлеева). Через два с половиной месяца после патриаршего визита в Петроград власти развязали по всей стране «красный террор».

 

ПЕРВАЯ СЛУЖБА ВСЕМ СВЯТЫМ РОССИЙСКИМ

Поместный Собор восстановил праздник Всех святых российских; новая служба была составлена с участием академика Б.А. Тураева. Митрополит Вениамин впервые совершил эту службу 22 июня 1919 г. в Князь-Владимирском соборе Петрограда. В память об этом в соборе был освящен придел в честь Всех Русских святых, впоследствии упраздненный и возрожденный в 2005 г. как крестильный храм.

В наши дни в сонм святых церкви Русской вошли многие сподвижники митрополита, большинство  из которых скончались, как и он, мученически: протоиереи Философ Орнатский, Петр Скипетров, Димитрий Чистосердов, Михаил Чельцов, Иоанн Сарв, Карп Эльб.

 

СВЯТИТЕЛЬСКОЕ ОКОРМЛЕНИЕ ПЕТРОГРАДСКОГО БОГОСЛОВСКОГО ИНСТИТУТА

Под непосредственным руководством митрополита в 1919 г. создавался Петроградский Богословский институт. В слове при его открытии 16 апреля 1920 г. владыка подчеркнул, что хотел бы видеть в нем «школу, похожую на школы древности … куда обращались все за удовлетворением своих религиозных запросов, и которые широко влияли и вне своих стен». Ректором института был избран протоиерей Николай Чуков (1870─1955) ─ впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

Митрополит Вениамин проявлял постоянную заботу об институте, часто его посещал и 28 января 1921 г. был избран его первым почетным членом.

 

НЕПРАВЕДНЫЙ СУД

В начале 1922 г. большевистское руководство решило «приватизировать» церковные ценности под предлогом закупки хлеба для пострадавших от неурожая 1921 г. (К этому времени в страну уже поступала широкая помощь продовольствием). «Каноническое разрешение вопроса» о пожертвовании церковных священных ценностей, которое предложил митрополит Вениамин, власти не приняли во внимание. Ценности изъяли насильственно, после чего митрополита и его окружение обвинили в организации заговора «с целью вызвать народные волнения в осуществлении единого фронта с международной буржуазией против советской власти». 5 июля 1922 г. трибунал вынес смертный приговор 10 подсудимым, включая митрополита. Процесс стал пародией на правосудие: в текст приговора вошли все нелепости обвинительного заключения, опровергнутые во время слушаний. Осужденные оставались оклеветанными почти 70 лет, а речь обвинителя П.А. Красикова, переизданная в 1965 г., служила пособием для студентов юридических факультетов.  Судебное решение трибунала было полностью отменено лишь 31 октября 1990 г. — за отсутствием в действиях обвиняемых состава преступления.

 

ВЕНЕЦ НОВОМУЧЕНИКОВ

 

Секретным постановлением Политбюро ВКП(б) от 13 июля 1922 г. «О питерских попах» приговор в отношении митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), профессора Юрия Новицкого и правозащитника Иоанна Ковшарова был оставлен в силе. Их расстреляли в ночь на 13 августа 1922 г., точное место казни остается неизвестным. Церковное прославление священномученика митрополита Вениамина и иже с ним пострадавших совершил Архиерейский собор 31 марта — 4 апреля 1992 г.

 

 

Из духовного наследия митрополита Вениамина

 «Пять лет я в сане митрополита работал для народа и на глазах народа и, служа ему, нес в народные массы только успокоение и мир, а не ссору и вражду. Я был всегда лоялен по отношению к гражданской власти и никогда не занимался никакой политикой. /…/

… И теперь, стоя перед судом, я спокойно дожидаюсь его приговора, каков бы он ни был, хорошо помня слова апостола Петра: «Берегитесь, чтобы вам не пострадать как злодеям, а если кто из вас пострадает, как христианин, то благодарите за это Бога» [I Петра IV; 15-16]». Из последнего слова сщмч. Вениамина, Митрополита Петроградского,  на Петроградском процессе, 4 июля 1922г.

 

«Целую неделю под выстрелами я провел в осажденном Кремле. Последние двое суток насельники Чудова монастыря спасались в подвале и подземной церкви Святителя Ермогена, куда были перенесены мощи Святителя Алексия из Соборного храма. /…/ Пережили незабываемые часы и минуты. Рвутся снаряды, грохот пулеметов, ружей, падающих зданий, а в подземелье… у мощей строителя обители святителя Алексия, /…/ возносится молитва о примирении враждующих между собою братьев, об упокоении всех, во дни и нощи во время междоусобной брани убиенных». Из письма митрополита Вениамина протоиерею Философу Орнатскому, 5 ноября 1917г.

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх