ПОИСК

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Март 2017 г.

 

 

На месте гибели Гагарина построят часовню

Москва. 31 марта. Освящение места будущего строительства часовни Георгия Победоносца состоялось близ деревни Новоселово Владимирской области, на месте гибели Юрия Гагарина.

На освящении, которое совершил благочинный храмов Киржачского округа протоиерей Димитрий Ершов, присутствовали летчики-космонавты, дважды герои Советского Союза Алексей Леонов и Борис Волынов, первая женщина-космонавт, герой СССР Валентина Терешкова, вице-губернатор Александр Лобаков, депутат Госдумы Иосиф Кобзон, сообщает пресс-служба благочиния.

«27 марта 1968 года я был здесь на аэродроме и слышал этот трагический взрыв, который обошел весь земной шар и вернулся эхом скорби и горя. Мы потеряли людей, в жизни так бывает. Но наши товарищи погибли во имя жизни, во имя других — тех, кто пришел после них и кому предстоит идти дальше», — сказал А.Леонов на церемонии.

Часовню построят у мемориала Ю.Гагарину и его летному наставнику Владимиру Серегину, открытого в 1975 году. Памятник представляет собой 16-метровую стелу в форме крыла самолета, выполненную из красного гранита. На лицевой стороне высечены портреты Ю.Гагарина и В.Серегина.

На мемориале также установлен самолет «МИГ-15», точная копия того, на котором они совершили свой последний полет. Неподалеку находится церковь Андрея Первозванного, построенная в 1825 году.

 

На русский храм в Страсбурге установили золотые купола из России

Страсбург. 30 марта. Центральный шатер, барабан и золотые купола с крестами установили на строящийся русский храм Всех Святых в Страсбурге.

Они были изготовлены в Москве и привезены во Францию в разобранном виде на трех фурах. Сборка куполов заняла несколько недель и проходила близ Страсбурга, в городе Эшо, сообщает пресс-служба прихода.

Перед установкой представитель Русской церкви при Совете Европы, настоятель храма игумен Филипп (Рябых) в присутствии представителей строительных компаний, задействованных в монтажных работах, освятил шатер, купола и малые кресты.

Главный крест храма планируется установить позже в присутствии благотворителей, властей города, прихожан и почетных гостей.

Идея строительства храма возникла после учреждения прихода Всех Святых в 2003 году и представительства Русской церкви при СЕ в 2004 году. В течение нескольких лет шли переговоры с властями города о получении земли под строительство, разрабатывался проект храма, оформлялись необходимые документы.

В 2011 году власти Страсбурга выделили земельный участок на берегу впадающего в Рейн канала Марн, рядом с которым расположены центральный парк города «Оранжери» и европейские международные институты — Совет Европы, Европейский суд по правам человека и Европарламент. В 2012 году было получено разрешение на строительство, а в 2013 году подписан договор об аренде земли на 99 лет.

С 2007 года по настоящий день община храма арендует бывший гараж, переоборудованный для совершения богослужений. Сейчас его помещения не отвечают потребностям прихода, т.к. количество прихожан с каждым годом увеличивается.

Строительство ведется исключительно за счет частных пожертвований. На сегодня около 2 тыс. человек с разных уголков мира, а также несколько российских компаний внесли свой вклад в возведение церкви.

 

Раде предлагают запретить аборты по желанию женщины — законопроект

Киев. 29 марта. Народный депутат Украины (фракция «Блока Петра Порошенко») Дмитрий Голубов предлагает разрешать аборты лишь по медицинским показаниям либо в случае, если зачатие произошло в результате изнасилования.

Соответствующий законопроект опубликован в среду на сайте парламента.

Законодатель предлагает исключить норму, которая есть в Гражданском кодексе Украины, о том, что искусственное прерывание беременности до 12 недель может осуществляться по желанию женщины.

Народный депутат предлагает разрешить аборты лишь в определенных законодательством обстоятельствах, если сроки беременности не превышают 22 недели.

Законопроект предусматривает, что аборт может быть проведен в учреждениях здравоохранения, если беременность несет прямую угрозу жизни беременной женщины, при наличии медицинских показаний относительно патологии плода, не совместимой с жизнью ребенка после рождения, а также если зачатие произошло в результате изнасилования.

Автор законопроекта является членом парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия.

 

В школах Москвы могут ввести меню для верующих

Москва. 28 марта. В Мосгордуме обсуждают возможность введения в школах столицы постного, халяльного и кошерного меню.

Глава комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев сослался на многочисленные обращения верующих по этому поводу, пишет во вторник газета «Коммерсант».

По подсчетам депутата, в Москве около 23 тыс. семей строго соблюдают православный пост, и соответствующую еду члены таких семей могли бы получать в школах. Полномочиями по формированию меню он предложил наделить родительские комитеты.

По данным издания, в 630 школах Москвы обучаются около 870 тыс. учеников. Бесплатное горячее питание получают более 485 тыс. школьников: в 2017 году на эти средства выделено 19,8 млрд. рублей из московского бюджета.

В свою очередь уполномоченный по правам ребенка по Москве Евгений Бунимович идею религиозного меню в школах поддержал, но отметил, что для этого необходимо вводить новые законодательные нормы.

«Мы должны прийти к организации подобного питания. Сейчас в школах организовывают специальные классы — гуманитарные, математические. Мы же учитываем в данном случае различия детей. Почему мы не можем учитывать это и в питании?» — заявил Е.Бунимович, которого цитирует газета «Московский комсомолец».

Со своей стороны первый зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов предложил тем предприятиям, которые выигрывают тендер на снабжение школы питанием, собирать сведения о наличии в той или иной школе учеников, которым необходима халяльная пища, а далее поставлять в это образовательное учреждение на коммерческой основе необходимое количество наборов питания.

 

Русская церковь включит в свой календарь вслед за Патриком еще ряд западных святых

Москва. 27 марта. Московский патриархат продолжит включение в свой календарь имен святых, почитаемых в странах Запада.

«Этот процесс не закончен, он только начинается», — заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».

Как сообщалось, в начале марта Синод Московского патриархата включил в месяцеслов святого Патрика и имена еще 15 древних святых, подвизавшихся в странах Европы до церковного раскола 1054 года. Среди них — святитель Патрикий (Патрик), просветитель Ирландии. При этом было решено, что Русская православная церковь отныне будет отмечать 30 марта День святого Патрика.

По словам митрополита Илариона, эти святые были включены по просьбе епархий Русской православной церкви в Западной Европе.

«Есть и другие западные святые, которые уже стоят на очереди и которые будут, я надеюсь, во благовремении включены в календарь нашей Церкви», — отметил митрополит Иларион.

Как пояснил он, основным критерием при включении имен в месяцеслов является почитание святого в той или иной местности. Кроме того, этот святой должен был жить до церковного разделения 1054 года, «потому что все, что происходит после, это уже раздельная история Православной церкви и Католической церкви».

Также, продолжил иерарх, важно, чтобы этот человек не был вовлечен в борьбу против православия, «как иной раз случалось с некоторыми западными религиозными деятелями».

При этом он отметил, что не стал бы интерпретировать включение западных святых в месяцеслов Русской православной церкви как шаг к сближению с католиками. «Я бы это интерпретировал как шаг к сближению с местной церковной реальностью», — добавил митрополит.

Завершилась ежегодная программа «Счастье навсегда»

Очередная ежегодная программа по подготовке молодых людей к вступлению в брак «Счастье навсегда», завершилась 26 марта. В этом году программа была начата 22 января и состояла из девяти основных тематических занятий, а также четырех открытых лекций по богословию брака, которые были прочитаны в Русской христианской гуманитарной академии председателем Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиереем Александром Дягилевым.

 

Завершилась ежегодная программа «Счастье навсегда»

Всего в программе приняли участие 13 пар молодых людей. Занятия вели протоиерей Александр Дягилев и его супруга Любовь, а также ведущие пары из числа мирян.

26 марта в храме святого праведного Симеона Богоприимца в Скачках отец Александр совершил Божественную литургию для выпускников программы с молитвами о даровании супружества тем, кто ищет его, и об укреплении семей тех, кто уже состоит в браке. Богослужение знаменовало окончание программы.

Некоторые участники программы оставили свои отзывы.

«Программа «Счастье навсегда» стала для нас настоящей школой любви, проводником в будущую семейную жизнь. Мы стали лучше понимать самих себя и партнера, научились слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог. Мы хотели бы от всего сердца поблагодарить всех ведущих и участников программы за прекрасную душевную обстановку, доброту, открытость и желание поделиться свои опытом».

«В нашем городе тысячи курсов на любую тему, и только одни — о том, что действительно важно и пригодится каждому. Спасибо отцу Александру, матушке Любови и всем ведущим за то, что вы своим словом и опытом помогаете предотвратить и пережить проблемы, которые бывают в каждой семье. Настоятельно советую каждой серьезно настроенной паре — это лучший вклад, который вы можете сделать в будущее ваших отношений».

«Искреннее спасибо за эту программу! Считаю, что такие занятия должны пройти абсолютно все, независимо от вероисповедания и степени религиозности. Такое сочетание веры, психологии и реальной жизни позволяет хоть немного понять как вообще мы устроены, позволяет избавиться от стереотипного мышления, проанализировать ошибки прошлого, дает настрой на будущее».

«Программа «Счастье навсегда» помогла нам лучше узнать друг друга, научила, как избегать ошибок в семейной жизни, через опыт ведущих семейных пар, через чтение Евангелия помогла понять богословие брака. Также мы узнали особенности проведения Таинства Венчания. Проект укрепил наши отношения, мы стали более трепетно и ответственно относиться к браку и семье».

«Спасибо за курс «Счастье навсегда»! Даже немного грустно, что он закончился. Мы находимся на стадии принятия решения о дальнейшем будущем. Курсы дали нам главный инструмент — правила диалога. Стало проще говорить на сложные темы и появилось понимание, что многое замалчивалось, потому что так проще. Все темы были интересными и важными. Однозначно считаю, что такие курсы полезны и нужны».

Следующий цикл запланирован на начало 2018 года.

 

Психологический практикум «Критика в семье» прошел в Казанском соборе

В лектории культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 25 марта состоялся практикум «Критика в семье», который провела психолог, заместитель председателя епархиального общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника Ольга Лебедева.

Психолог объяснила, что человеческая психика, поврежденная грехом, устроена так, что люди охотно критикуют других, но сами не любят становиться объектом критических замечаний. Ольга Лебедева напомнила слова Иисуса Христа: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:4-5) и подчеркнула, что систематическая критика в семейной жизни может даже привести к разрушению семьи.

«Слово «критика» в переводе с древнегреческого означает «искусство разбирать, судить, выносить приговор», — продолжила психолог. — Если воспринимать ее не как повод для ссоры или размолвки, а как побуждение к развитию и изменению к лучшему, то критика может быть даже полезна. Для этого надо учиться критиковать и правильно реагировать на критические замечания. Ни мы, ни наши близкие не застрахованы от ошибок и неправильных действий. Существуют ситуации, когда действительно стоит подкорректировать поведение ближнего. Иногда критика просто необходима, чтобы помочь человеку».

Ольга Лебедева рассказала, что существуют четыре вида критики. Каждый вид критики был продемонстрирован на примере фрагментов из фильма Виллена Азарова «Взрослые дети» (1961 год). Критика бывает деликатная — тонкая, мягкая, едва уловимая, больше похожая на совет. Корректная критика уже заметна, но не ведет к развитию ссоры, потому что высказана спокойно, тактично, мягко, иногда с юмором. Третий вид критики — на грани конфликта: критические замечания высказываются остро, резко, обидно, иногда с сарказмом и на повышенных тонах, но еще не приводят к острому конфликту (этот вид критики можно использовать, если оба супруга согласны с правилами игры и ни на одного из них она не действует разрушительно). Четвертый вид критики приводит к конфликтам и ссорам — замечания, как правило, высказываются в виде упрека, укора, обвинения, навешивания ярлыка и на повышенных тонах. Такая критика вызывает агрессивную ответную реакцию, результатом ее будет ссора, а не позитивные перемены. Деструктивная критика направлена на подрыв уверенности человека в своих силах, снижение его самооценки. Это одна из форм агрессии. Эту форму критики можно назвать осуждением, ее следует полностью исключить из семейных отношений.

Особое внимание психолог уделила правилам конструктивной критики. Основное правило — говорить не о том, что сделано плохо, а о том, что и как нужно сделать, чтобы было лучше. Обязательное условие — предложение реальных шагов к решению проблемы. Нужно критиковать не личность, а действия или поступки: например, вместо фразы «ты плохой отец/мать» — объяснить, что именно супруг/супруга сделали не так по отношению к ребенку. Во-вторых, критика допустима только наедине: критика во всеуслышание унижает человека, а не укрепляет семейные отношения. В-третьих, критикуя, не нужно сравнивать человека с другими, иначе это приведет к появлению комплекса неполноценности. В-четвертых, в критике следует избегать категоричных высказываний — «всегда», «никогда», «каждый день», «вечно ты», порождающих ощущение безысходности.

Самым важным правилом конструктивной критики Ольга Лебедева назвала демонстрацию любви своему супругу/супруге: нужно обязательно показать человеку, что он любим и значим для вас.

В программу мастер-класса входили практические задания. Нескольким участникам был предложено произнести одну и ту же фразу с разной интонацией и эмоциями — безразличием, обидой, нежностью, иронией, раздражением и упреком; остальные слушатели должны были отгадать, о какой эмоции идет речь в каждом случае. Другое задание состояло в переводе деструктивной критики в конструктивную.

Ольга Лебедева рассказала о пяти основных реакциях людей на критику. По ее словам, критика содержит в себе эмоциональный и аналитический компоненты. Эмоциональный компонент — это наши чувства и эмоции, которые мы испытываем, когда слышим критические замечания в свой адрес: неловкость, растерянность, гнев, раздражение и др. Первые четыре реакции основаны на эмоциях и закрепляются в нас с детства — это оправдание, отрицание (нашей причастности к действиям, вызвавшим критику), молчание (отстранение) и агрессия. Аналитический компонент наступает только тогда, когда мы справляемся со своими эмоциями. Анализ — это пятый, самый верный способ реакции на критику. Во время анализа мы можем определить, что же стоит за критикой. Для этого можно задать прямой вопрос: «Чего ты хочешь достичь, говоря мне об этом?» Анализ — это реакция взрослого и самодостаточного человека, она помогает вынести из критики рациональное зерно и способствует развитию и личностному росту.

Ольга Лебедева подчеркнула, что важно не непременно выйти из конфликтной ситуации победителем, а сохранить семейные отношения и чаще вспоминать о том, что у каждого есть свои недостатки, особенности и слабости. Некоторые взгляды и привычки поддаются корректировке, но для этого нужно, чтобы человек, во-первых, был готов к переменам, а во-вторых, необходимы терпение и любовь.

«Хочется заменить колючее слово «критика» на несправедливо забытое, но более подходящее к семейной жизни слово «увещевание», которое означает призывать к чему-либо, предостерегать от чего-либо, дружески наставлять кого-либо. Если увещевать человека с любовью, то, скорее всего, подберутся нужные слова и правильные доводы в ответ на критические замечания, не разгорится ссора, сохранится взаимопонимание и любовь в семье», — подвела итог встрече Ольга Лебедева.

 

Защита первой в современной России диссертации по теологии состоится 1 июня

Москва. 24 марта. Объединенный диссертационный совет по теологии назначил на 1 июня защиту первой в современной России диссертации по этой новой научной специальности.

Такое решение совет принял на своем втором заседании на кануне в Москве, сообщает в пятницу пресс-служба Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия.

Автор диссертации — декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Павел Хондзинский. Его работа посвящена святителю Филарету, митрополиту Московскому, и проблемам русского богословия XVIII века.

Как рассказал священник корреспонденту «Интерфакс-Религия», исследованием жизни митрополита Филарета он занимается уже более 15 лет.

«В истории русской духовной мысли святителю Филарету принадлежит место, которое в истории русской словесности принято отводить Александру Сергеевичу Пушкину. Как Пушкин обращал в поэзию все, к чему бы ни прикасался, так под пером святителя все становилось богословием», — отметил священник.

В октябре 2015 года президиум Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки одобрил паспорт научной специальности «теология». После этого стало возможным формирование первого диссертационного совета по теологии. Его создали на базе МГУ, РАНХиГС, Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Кроме того, был создан экспертный совет ВАК по теологии. В него вошли более 50 светских ученых.

Ранее возможность изучать христианское, исламское, иудейское и буддийское богословие в России появилась у аспирантов: в мае 2014 года министерство образования утвердило федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «теология».

 

Большинство россиян — против возрождения монархии

Москва. 23 марта. Две трети россиян выступают против возрождения в России монархии, считая самодержавие пройденным историческим этапом (67%), свидетельствуют результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения.

В то же время 28% россиян не против того, чтобы в нашей стране возродилась монархия. «Но назвать человека, который мог бы стать царем, они пока не могут», — отмечается в сообщении ВЦИОМ.

Подавляющее же большинство опрошенных куда более подходящим для российского государства считают именно нынешний вариант — республиканскую форму правления (82%). Несколько больше таких респондентов в средних городах и населенных пунктах меньшего масштаба (84-86%).

Выбирая между двумя альтернативными формами правления — монархией и республикой, в пользу первой склоняется каждый десятый россиянин (11%).

«Но и те, кто в целом лояльно относится к самодержавию, как правило, не видят человека, который мог бы стать монархом в России в наши дни, причем за последние четыре года таких респондентов стало больше (с 19 до 24%)», — отмечают во ВЦИОМ.

Как выяснили социологи, «рассуждая абстрактно о том, кто мог бы сегодня претендовать на роль монарха в России», участники опроса предлагают искать такого человека скорее в рядах общественных деятелей и политиков (13%), нежели среди потомков династии Романовых (6%).

«70% отмечают, что возрождение монархии в нашей стране сегодня было бы невозможным и неправильным», — свидетельствуют итоги опроса.

По данным социологов, среди тех, кто выступает против самодержавия, больше всего сторонников КПРФ (74%), пожилых россиян (70%). Сторонников монархии несколько больше среди электората ЛДПР (36%) и 45-59-летних (31%). В Москве и Петербурге сторонников самодержавия оказалось почти вдвое больше (19%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 9-10 марта. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Дискуссия о возможности возрождения монархии развернулась в России в марте после прозвучавших в телеэфире высказываний главы Крыма Сергея Аксенова. «Нам демократия в том виде, в котором она преподносится западными СМИ, не нужна… У нас есть свои традиционные православные духовные ценности… Демократия, на мой взгляд, на сегодняшний день, при сегодняшних условиях, притом, что у нас есть внешний враг, это лишнее. <…> Сегодня, на мой взгляд, России нужна монархия», — сказал он.

Впоследствии С.Аксенов заявил, что не выступал против смены конституционного строя в России, а говорил лишь о полномочиях президента РФ Владимира Путина.

«Разговор шел не о форме, не о том, что надо сменять конституционный строй, а о полномочиях», — сказал он в эфире канала «Россия-24» (ВГТРК), комментируя резонанс, который вызвали его слова о монархии. По мнению С.Аксенова, у президента России должны быть реальные рычаги, и «иногда только от его воли и от правильности решений будет зависеть будущее страны», когда против РФ ополчились определенные силы. «Владимир Владимирович должен быть пожизненным президентом», — подчеркнул глава Крыма.

 

На острове Кижи возобновили реставрацию знаменитой церкви

Москва. 22 марта. Реставрация Преображенской церкви XVIII века возобновилась на острове Кижи в Карелии.

Специалисты в сборочном цехе обследуют и восстанавливают несущую конструкцию, сообщает в среду телеканал «Россия-К».

«Она держит всю верхнюю часть церкви Преображения Господня, вместе с навершием. Вся верхняя часть находится на этих четвериковых балках, которые несут основную нагрузку», — пояснила руководитель службы реставрации музея «Кижи» Татьяна Незвицкая.

Все работы выполняют вручную десять плотников-реставраторов. Церковь разделена на семь поясов, каждый из которых поочередно разбирают, обследуют, ремонтируют и потом вновь собирают. Храм весом в 600 тонн в это время держат металлические конструкции (метод т.н. лифтинга).

«Мы на каждом поясе говорим друг другу: нам бы пройти этот пояс, а дальше станет совсем легко! Абсолютно на каждом поясе. И на каждом поясе, сталкиваясь с новыми задачами, мы говорим о том, что легче не становится», — признался руководитель реставрационных работ Алексей Чусов.

Как ожидается, полностью отреставрированную церковь можно будет увидеть в 2020 году.

Преображенская церковь на острове Кижи была возведена в 1714 году и в настоящее время является наиболее известным памятником деревянного зодчества Русского Севера.

Этот храм — объект культурного наследия федерального значения, а архитектурный ансамбль Кижского погоста в 1990 году был включен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

 

Завершена первая за 200 лет реставрация Гроба Господня

Лондон. 21 марта. Реставрация часовни (кувуклии) над местом погребения Христа в храме Гроба Господня в Иерусалиме завершена.

Как ожидается, в среду в присутствии представителей христианских конфессий состоится открытие кувуклии, сообщает во вторник сайт британской газеты «The Catholic Herald».

Реставрационные работы в храме Гроба Господня велись под руководством профессора Афинского национального политехнического университета Антонии Моропулу с весны 2016 года. Проект реализовывался на пожертвования и обошелся в несколько миллионов долларов.

Тело Спасителя после снятия с креста было положено на каменное погребальное ложе. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, разрушенную в 1009 году, называют Святым Гробом.

Над местом погребения Иисуса в 1810 году, после разрушительного пожара, была сооружена кувуклия, которая с тех пор ни разу не реставрировалась.

 

Представители традиционных религий вошли в президентскую «квоту» Общественной палаты РФ

Москва. 20 марта. Президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил членами Общественной палаты РФ 40 человек, составляющих президентскую «квоту», сообщила в понедельник пресс-служба Кремля.

В соответствии с документом, членам ОП, утвержденным настоящим указом, совместно с членами Общественной палаты, делегированными от общественных палат субъектов РФ, поручено приступить к формированию Общественной палаты в полном составе.

Из прежнего состава ОП в президентскую «квоту» попали 11 человек. Среди них — постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве санжей-лама Андрей Бальжиров, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода и председатель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов.

Среди новых членов ОП РФ — глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда и первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов.

В последний раз состав ОП был изменен в 2014 году.

 

День рождения фонда «Помощь детям» отметили в приюте при Новодевичьем монастыре

Праздник «День рождения — раз в году!» отметили 19 марта в приюте для мам «Благодать» при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Пятнадцать семей — участниц программы «Ты не один» благотворительного фонда «Помощь детям» собрались в приюте для обсуждения текущих проблем (в первую очередь это бытовые проблемы, связанные с питанием и книгами для детей) и возможных вариантов их решения и для ежегодного празднования дня рождения фонда.

По сложившейся традиции, день рождения начался с Божественной литургии в Казанском храме обители, затем все собрались в актовом зале Свято-Владимирской школы, где актеры сыграли детский спектакль «Про обезьянку Чичу».

«Замечательная программа «Ты не один»! — сказала в приветственном слове настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина). — Действительно, каждый христианин знает, что он никогда не может остаться один: у него есть Господь, Божия Матерь, святые угодники и, конечно же, ангел-хранитель».

Иерей Алексей Красавин, клирик Новодевичьего монастыря, крестный детей приюта «Благодать», отметил важность духовной составляющей любого праздника.

«Прекрасно, что начало сегодняшнему празднику было положено на Литургии. Господь — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы видели, как дети с чистыми сердцами сегодня молились Богу. Трудности всегда были, есть и будут в жизни, но если мы живем с Богом, то и любые невзгоды воспринимаются глазами веры».

Приют «Благодать» работает при Воскресенском Новодевичьем монастыре в течение многих лет. В этом году силами благотворителей обители был сделан ремонт жилых комнат, обновлена мебель и бытовая техника. Духовенство монастыря духовно окормляет мам и воспитывает подрастающее поколение в детской воскресной школе. Стационарно в приюте проживают четыре семьи — матери с детьми; всего десять человек. Еще одиннадцать семей находятся на дистанционном попечении: они посещают приют по воскресным дням и праздникам для участия в богослужении, получения помощи и просто для общения. Многие из числа тех, кто раньше жил в приюте, сейчас живут самостоятельно.

 

Книги Людмилы Ильюниной о Святой земле представлены в Казанском соборе

В крипте Казанского кафедрального собора 18 марта состоялась встреча с писательницей Людмилой Ильюниной, приуроченная к готовящейся 23-30 марта поездке прихожан на Святую землю, организованной паломнической службой Казанского собора. Автор представила несколько книг о Святой земле: «Иерусалимские встречи», «Под сенью олив», «Притчи Святой земли», «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его…».

В перерывах между рассказами Людмилы Ильюниной в исполнении музыканта Константина Иверского звучали авторские песни и песни на слова иеромонаха Василия (Рослякова), Аполлона Майкова, Сергея Есенина, демонстрировались видовые фотографии Израиля.

Мероприятие открыл руководитель культурно-просветительского центра Казанского собора протоиерей Михаил Шастин.

«Святая земля — особое место, где человек может встретиться с Богом, прикоснуться к благодати Божией. По этой земле ходил сам Христос, здесь рождалась Церковь, здесь дары Духа Святого преизобилуют в своей полноте. Покинув свой дом, отойдя от привычных обстоятельств, где мы подчас теряемся в суете жизни, и отправившись в паломничество, мы можем открыть сердце Богу и пережить радостный момент встречи с Ним», — сказал отец Михаил.

Людмила Ильюнина отметила, что к поездке на Святую землю, которую часто называют «встречей с пятым Евангелием», обязательно нужно готовиться — и душой, и информационно.

«Паломничество на Святую землю на Руси было традицией на протяжении многих веков. Первым, кто описал это путешествие, был игумен Даниил. Замечательный текст XII века «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» сохранился до наших дней, его переиздавали много раз. Потом о Святой земле писали многие, особенно в XIX веке, потому что в то время паломничество стало массовым. Примечательно, что в основном на Святую землю ездили простые крестьяне, которые всю свою жизнь копили деньги на эту поездку. Часто на одного человека собирали деньги всей деревней, он вез туда поминальные записки и привозил домой «святыньки», — рассказала Людмила Ильюнина.

Она представила несколько книг из серии «Духовный путь», вышедших в издательстве «Олма Медиа Групп». Книги очень разные, хотя рассказывают вроде бы об одном и том же, — «Бог с каждым разговаривает наедине». Первая книга — это «Иерусалим и Синай», написанная историком Авраамом Норовым; вторая — книга популярного писателя начала XX века Власа Дорошевича «В земле обетованной (Палестина)»; третья — «Паломничество в Палестину к гробу Господню» Ивана Ювачева-Миролюбова. Это издание считается лучшей паломнической книгой о Палестине в дореволюционной России и является библиографической редкостью.

«Мы не отдаем отчета в том, насколько комфортно мы паломничаем по Святой земле. А раньше это выглядело так: простые крестьяне на попутном транспорте из своей деревни добирались до Одессы, тяжело нагруженные, поскольку везли с собой продукты, из которых готовили еду. Оттуда на пароходе плыли до Яффы. Там они ждали, когда соберется так называемый караван, состоящий из тысячи человек, поскольку в одиночку путешествовать по Святой земле было опасно: местные жители часто пытались поживиться за счет паломников, нападая на них и грабя. В сопровождении охраны караван пешком шел до Иерусалима. Паломничества были долгими, верующие старались провести на Святой земле Великий пост, встретить Пасху и причаститься. Паломники XIX века обязательно везли подарки в русские храмы и монастыри: льняные холсты, воск для свечей и другую утварь», — пояснила Людмила Ильюнина.

Людмила Ильюнина рассказала о своих книгах. В книге «Иерусалимские встречи» автор описывает собственные переживания от посещения Святой земли; кроме того, книга содержит подробное жизнеописание матушки Георгии — настоятельнице Русского Горненского женского монастыря.

В приключенческом романе «Под сенью олив» описаны и исторические личности — митрополит Никодим (Ротов), архиепископ Сергий (Голубцов), митрополит Николай (Ярушевич). «Притчи Святой земли» — поэтическое произведение; духовное сказание «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его…» содержит житие царя Давида, акафист и предания о нем.

«Одним из самых главных подарков для меня — а Святая земля дарит много духовных даров, — было сердечное проникновение в жизнь и подвиги праотцев. Мы с вами читаем Библию и знаем об Аврааме, Исааке, Моисее, Давиде и других. Но знать — еще не значит вступить в общение, почувствовать, какие это были люди. Для меня это было потрясением. Самым важным местом для меня (возможно, потому, что я оказалась там одна) стал лифостротон — страшное место перед домом прокуратора, где были найдены следы «игры в царя» — глумления над Иисусом Христом, когда воины облачили Его в якобы царский венец и одеяния», — рассказала Людмила Ильюнина.

По окончании встречи слушатели, планирующие совершить паломническую поездку на Святую землю 23-30 марта, во главе с протоиереем Михаилом Шастиным совершили молебен перед началом всякого дела.

Людмила Ильюнина — петербургский литературовед, писатель, журналист, поэт. На протяжении двадцати лет являлась научным сотрудником музея-квартиры Александра Блока. Автор тридцати книг, из них десять о православных старцах, а также множества публикаций в научной и православной периодике, участник и ведущая передач на «Православном радио Санкт-Петербурга», радио «Град Петров», православном телеканале «Союз». Главный редактор журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга».

Константин Иверский — поэт, музыкант и исполнитель, лауреат конкурса имени святого Александра Невского, организатор и постоянный участник объединения «Творческая мастерская иерея Анатолия Першина» в театре «Странник». Вышли его аудиодиски «Где ты время золотое?» и «Ищу Свет».

 

Суд Петербурга отклонил очередной иск противников передачи Исаакия

Санкт-Петербург. 17 марта. Смольнинский районный суд Петербурга решил не рассматривать коллективный иск 30 петербуржцев об оспаривании передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе горсуда Петербурга в пятницу.

«Оспариваемое распоряжение (Комитета имущественных отношений Петербурга — «ИФ») не является решением о передаче религиозной организации имущества религиозного значения», — привел собеседник агентства цитату из постановления суда, добавив, что судья Татьяна Матусяк вновь сослалась на правовую позицию вышестоящего суда и не приняла иск к производству.

Как сообщалось, данный иск поступил в суд 15 марта. Заявителями по нему значились 30 человек, ответчиком — Комитет имущественных отношений Петербурга, а заинтересованным лицом — губернатор города Георгий Полтавченко.

Накануне Смольнинский суд прекратил производство по аналогичному иску, где заявителями выступили петербургский депутат Борис Вишневский и три жителя Петербурга. Судья Т.Матусяк приняла решение прекратить административное производство, сославшись на апелляционное определение горсуда Петербурга на решение Василеостровского суда отклонить аналогичный иск.

Ранее противники передачи Исаакия в пользование Церкви подавали иск к Комитету имущественных отношений в Василеостровский районный суд Петербурга. Исковое заявление касалось вопроса о законности распоряжения комитета от 30.12.2016 «Об использовании объекта недвижимости по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 4 литера А» с приложением и действий комитета по изданию этого распоряжения.

Административные истцы сочли распоряжение о передаче Исаакиевского собора Церкви незаконным и нарушающим право граждан на доступ к культурным ценностям и благоприятную среду обитания. Истцы также отмечали, что распоряжение Смольного было издано в отсутствие необходимого заявления со стороны Церкви.

Тогда суд отказался рассматривать иск на основании того, что распоряжение Комитета имущественных отношений по поводу Исаакиевского собора не является документом о передаче храма Церкви.

 

Николай Дроздов не исключает, что станет монахом, как его знаменитый предок

Москва. 16 марта. Известный телеведущий, профессор МГУ Николай Дроздов подумывает над тем, чтобы уйти в монахи.

На вопрос, появлялись ли у него мысли стать священником, в интервью газете «Православная Москва» он ответил: «Священником — нет, а вот уйти в монахи для меня вполне возможно. Может, осуществить мне это и не удастся, но хотя бы помечтать…»

Н.Дроздов рассказал, что часто со своими студентами беседует о православии вне занятий.

«Рассказываю о моей любимой молитве святого Ефрема Сирина, которую, как известно, читают во время поста ежедневно, да еще с земными поклонами. Я знаю эту молитву с детства благодаря отцу. Ближе к Пасхе мы с ними говорим, как важно пережить события последних дней земной жизни Спасителя», — говорит он.

Н.Дроздов является двоюродным праправнуком святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, который среди прочего заложил храм Христа Спасителя и написал Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

 

К 2050 году число христиан в мире возрастет на миллиард, они останутся религиозным большинством — исследование

Москва. 15 марта. Христиане продолжат оставаться преобладающей по численности религиозной общиной в мире к середине XXI века, показало исследование, проведенное Центром изучения глобального христианства при Теологической семинарии Гордон-Конвелл (США).

Сейчас их число составляет 2,479 млрд., вторыми идут мусульмане — 1,784 млрд. К 2025 году христиан будет 2,732 млрд., мусульман — 2,044 млрд., а в 2050 году религиозным большинством останутся христиане (3,443 млрд.), ислам же будут исповедовать 2,766 млрд. человек, пишет в среду газета «НГ-Религии», ссылаясь на упомянутое исследование.

Преобладающей по численности христианской конфессией пока остается католицизм (1,317 млрд.), к 2050 году католиков будет 1,609 млрд. К протестантам в настоящее время относят себя 559 млн. человек, в 2050 году их число вырастет до 871 млн.

Самое большое число христиан сегодня проживает в Латинской Америке — 591 млн., еще 582 млн. — в Африке. Однако уже через восемь лет Африка станет центром христианства: численность приверженцев Христа составит на континенте более 721 млн., а в 2050 году — 1,253 млрд.

В Латинской Америке в 2025 году христиане составят 633 млн., в 2050-м — 704 млн. Вырастет численность христиан и в других регионах, особенно в Азии, — на 200 млн. к 2050 году. И только в Европе количество христиан сократится с 554 млн. (2017 год) до 494,9 млн. (2050-й).

 

В Петербурге произвели закладку памятника в честь расстрелянных священников

Санкт-Петербург. 14 марта. Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан освятил закладной камень в основании мемориального знака на Левашовском мемориальном кладбище Петербурга.

Памятник посвящен 14 репрессированным священникам. Архиерей также совершил литию по всем жертвам гонений на Церковь, сообщает пресс-служба Гатчинской епархии.

В 1938 году в Красногвардейске (нынешняя Гатчина) и Красногвардейском районе была арестована, осуждена «тройкой» и расстреляна «подпольная контрреволюционная группа церковников» в количестве 14 человек, которую возглавлял благочинный протоиерей Севастиан Воскресенский. Их тела были вывезены в Левашовскую пустошь и захоронены в братских могилах.

Спустя 20 лет после смерти все жертвы сфабрикованного дела были реабилитированы.

Упомянутое кладбище, известное также как Левашовская пустошь, является бывшим специальным расстрельным полигоном НКВД-МГБ-КГБ. Здесь захоронено несколько десятков тысяч жертв сталинских репрессий 1937-1953 годов. Кладбище оставалось секретным объектом КГБ до 1989 года.

 

РПЦЗ призывает убрать тело Ленина с Красной площади и снести памятники ему

Нью-Йорк. 13 марта. Русская православная церковь за границей по случаю столетия революции призвала освободить населенные пункты от памятников Ленину, а центр Москвы — от его тела.

«Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований», — говорится в послании Архиерейского Синода РПЦЗ, которое приводит ее пресс-служба.

Как отмечается в тексте, остановила бурное развитие России «лишь организованная и поддержанная западными странами революция».

«В этой связи следует помнить, что сегодняшняя неустанная травля России со стороны «западной цивилизации» существовала и сто лет тому назад, да и много прежде. Миру была ненавистна Российская империя, наследница святой православной Руси. Ни верность союзническому долгу, ни всегдашняя готовность русских государей к сотрудничеству не помогали. Характерно высказывание знаменитого британского политического деятеля лорда Палмерстона: «Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет», — сказано в документе.

Авторы послания заявили, что революция в России — «плод забвения и небрежения к вере Христовой и отступление от богоустановленной власти».

Они указали на то, что российские образованные сословия, воспитанные в традициях т.н. западничества, «едва ли не с самоубийственным упорством толкали Россию в пропасть, всячески склоняя русский народ к отказу от своей веры, своего царя и своего Отечества».

 

Детские книги о вере представлены в «Буквоеде»

Необычное мероприятие провело издательство «Никея» 12 марта в «Парке культуры и чтения» книжной сети «Буквоед» на Невском, 46: в то время как родители беседовали с главным редактором издательства Владимиром Лучаниновым о детских книгах о вере и Церкви, дети под руководством волонтеров мастерили поделки на творческом мастер-классе.

Владимир Лучанинов, многодетный отец, старшая дочь которого, 15-летняя Маша, тоже занималась с детьми творчеством, рассказал о своем опыте воспитания детей в вере.

«Мы сами экспериментируем, — поделился Владимир, — потому что у нас нет опыта религиозного воспитания. Все мы воспитывались в советский период и в Церковь пришли в сознательном возрасте. Но, наверное, главное, что нужно понимать родителям: все, что связано с Церковью, не должно запечатлеться в сознании ребенка некой невзрачной серой массой, которую с переходом в подростковый возраст хочется стряхнуть с себя как что-то надоевшее».

Именно поэтому, по словам главного редактора, издательство старается выпускать книги о вере, написанные живым и простым языком, с яркими иллюстрациями, приглашая для этого лучших детских художников: так, книга «Дождь», о которой шла речь на встрече, иллюстрирована Дианой Лапшиной. А книгу, название которой легло в название встречи — «Священная история: от Адама до меня», — иллюстрировал известный художник Евгений Подколзин. По этим иллюстрациям Подколзина создан мультфильм, текст в котором читает автор книги — диакон Илия Кокин. Двадцатиминутный красочный мультфильм также был показан на встрече; как подсказали сотрудники издательства, его можно найти и в интернете в свободном доступе.

Ведущая встречи Дарья Дмитриева, сотрудница «Буквоеда», обратила внимание собравшихся, что в «Никее» есть книги о Боге для самых маленьких: книжка с твердыми страницами «Бог создал меня» предназначена для детей начиная с года. Кстати, на встрече присутствовали родители с детьми даже младше — правда, будущие читатели пока только лежали на руках у мам.

Дети постарше, например, пятилетняя Маша, по словам ее мамы, целый час занималась изготовлением куколки из картона, а также раскрашиванием пасхальных открыток, которые к празднику выпустила «Никея».

«Впервые участвую в таком событии, — рассказала Мария Землянова, волонтер, занимающаяся с детьми. Она учится в Академии художеств, о встрече узнала буквально за пару часов до ее начала. Но у нее уже был опыт работы с детьми в приходских лагерях, поэтому сразу согласилась помочь.

Как рассказала другой волонтер, Светлана Горюнова, — она давно уже знакома с книгами «Никеи», а впервые увидела Владимира Лучанинова на встрече, прошедшей на епархиальных Свято-Иоанновских катехизаторских курсах. С тех пор она старается ходить на встречи, организованные издательством.

 

День православной книги для детей с ОВЗ прошел при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком

В доме причта при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком 11 марта состоялось коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ (задержкой психического развития), посвященное Дню православной книги. Мероприятие провела руководитель православной коррекционно-развивающей группы «Радость наша» учитель-дефектолог, педагог-методист Невского благочиния Оксана Корзова.

На занятие пришли воспитанники группы с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в детских садах компенсирующей направленности. Занятие включало просмотр мультфильма из серии «История Ветхого Завета», рисование песком на световом столе и изготовление книги.

После беседы о семи днях творения педагог предложила детям нарисовать дни творения цветными карандашами. Каждый ребенок рассказывал сверстникам о своем рисунке. В заключение учитель-дефектолог вместе с детьми собрала все рисунки в одну книгу.

«Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно трепетно относятся к рассказу о Боге, — рассказала Оксана Корзова. — На занятиях дети, выполняя задания на развитие психических процессов, актуализируют свои знания о Боге, Его творении, о жизни человека. На каждом занятии мы убеждаемся снова и снова, что наша деятельность по приобщению детей к основам православной веры необходима и должна развиваться дальше».

 

Строительство храмов планируется на 80 участках в «новой» Москве

Москва. 10 марта. Более 80 земельных участков в «новой» Москве отобраны для возможного строительства православных храмов, сообщил депутат Госдумы, куратор программы строительства церквей в столице Владимир Ресин.

«С момента присоединения к столице новых территорий программа вышла за рамки двухсот изначально выделенных властями города участков. Уже к настоящему времени в «новой» Москве по просьбам жителей пересмотрели 128 участков под возведение храмов, из которых оставили для дальнейшей проработки 80», — сказал он в пятницу журналистам.

В.Ресин отметил, что в «новой» Москве на 18 участках начаты различные работы, а четыре храма уже построены.

«Программа делает все возможное, чтобы на каждые 20-30 тыс. человек мог быть один храм в шаговой доступности. Это не идеальный вариант, но он соответствует реалиям. Вот до революции один храм приходился на 1,5 тысячи человек», — пояснил В.Ресин.

 

Русская церковь будет отмечать День святого Патрика — решение Синода

*** Этот день придется на 30 марта, а не на 17 марта, как в западных странах

Москва. 9 марта. Русская православная церковь отныне будет отмечать 30 марта День святого Патрика — святителя древней, неразделенной Церкви, получившего особую известность в качестве небесного покровителя Ирландии.

«Важным вопросом, рассмотренным в рамках сегодняшнего заседания Священного Синода, стало включение в месяцеслов имен древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до 1054 года. В общей сложности в месяцеслов были включены имена более полутора десятков святых, подвизавшихся в западных странах, среди которых — святитель Патрикий, просветитель Ирландии, более известный среди верующих нашей страны как святой Патрик», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в четверг глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

По его словам, формирование перечня святых шло на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской православной церкви, а также на основании традиции их почитания в других поместных Православных церквах.

«При этом учитывались безупречность исповедания ими православной веры, обстоятельства, при которых состоялось прославление, а также отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом», — сказал В.Легойда.

День святого Патрика в западном мире отмечается ежегодно 17 марта (по новому стилю), в день земной кончины небесного покровителя Ирландии (ок. 385-461 н. э.).

Он был провозглашен христианским праздником в начале XVII века и отмечается католической и отдельными протестантскими церквями (англиканской, лютеранской).

День святого Патрика является государственным праздником в Ирландии, Северной Ирландии, на острове Монтсеррат и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Он также широко отмечается ирландской диаспорой по всему миру, особенно в Великобритании, Канаде, США, Аргентине, Австралии и Новой Зеландии.

В России в последние десятилетия в день памяти святого Патрика, как и во многих других странах мира, проходили торжественные процессии, а по вечерам на зданиях зажигалась зеленая подсветка — в цвет клевера (трилистника), с помощью которого святой Патрик, по преданию, объяснил ирландцам смысл Троицы.

Святому Патрику посвящено множество соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых — собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1191 году. Его настоятелем собора в XVIII веке был писатель и философ Джонатан Свифт.

 

Киевский семинарист победил на турнире в США, организованном Шварценеггером

Москва. 7 марта. Воспитанник Киевской духовной семинарии, чемпион по гиревому спорту Николай Ткачук одержал победу на международном турнире «Arnold Classic-2017» в городе Колумбус (США, штат Огайо).

«Хочу поблагодарить предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Онуфрия за благословение на эти соревнования и оказание моральной и материальной поддержки от фонда предстоятеля УПЦ», — написал Н.Ткачук на своей странице в соцсети.

Ранее выступить в США его пригласил Арнольд Шварценеггер, который и проводит упомянутый турнир.

Н.Ткачук — многократный чемпион мира по гиревому спорту. Среди его достижений — установление мирового рекорда в толчке гирь.

 

Открылась выставка «Крепость духа. Соловки»

В Конюшенном флигеле Юсуповского дворца на Мойке 6 марта открылась выставка живописи «Крепость Духа. Соловки», посвященной 100-летию начала подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Организаторы — петербургский Союз художников и епархиальный совет по культуре при поддержке Общества акварелистов и Центра гуманитарных программ.

Представлено более ста произведений живописи и графики художников из городов России, работавших на Соловках.

Церемония началась с выступления солистов хора духовенства митрополии. В приветственном слове ответственный секретарь совета по культуре иерей Илия Макаров отметил, что Соловецкий монастырь на протяжении столетий славился стойкостью: в истории известны случаи, когда его насельники открыто противостояли властям.

«Сердце художника способно почувствовать душу этого потрясающего места. На выставке и мы можем его почувствовать и, может быть, еще долго будем раскрывать то, что прежде всего связано с пострадавшими и потрудившимися там людьми, с трагической историей советского СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения)».

Первый заместитель председателя комитета по культуре Александр Воронко отметил, что картины передают энергетику этих мест.

«Побывав на Соловках, по-новому начинаешь смотреть на окружающий мир и осознавать его. Когда понимаешь, что это небольшое пространство сильно и эмоционально впитало тысячелетнюю историю страны, начинаешь по-другому относиться к жизни. Художник Михаил Нестеров сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко…» Находясь там, это чувствуешь. Художники почувствовали этот дух и донесли до нас», — сказал он.

«Говорят, что Соловки — это место силы: духовной, моральной, творческой. Художники попали в этот загадочный мир и постарались прикоснуться к нему. Чтобы сделать достойные произведения, надо там пожить, почувствовать атмосферу места. Соловки не всех принимают, иногда туда бывает трудно добраться, попадаешь в шторм. Но те, кто попадает туда, не могут не вернуться снова. Выставка передает эту силу и мощь», — сказал председатель правления Союза художников Александр Сайков.

Состоялось вручение дипломов и подарков от Союза художников. Секретарь ученого совета СПбДА иеромонах Никодим (Хмыров) от имени ректора СПбДА архиепископа Петергофского Амвросия вручил дипломы художникам Ирине Ерошкиной, Надежде Горинской и Карине Соловьевой.

Выставка продлится до 6 апреля.

 

Выставка «Страсти Христовы. Образы и мелодии» открылась в Феодоровском соборе

В выставочном пространстве на хорах верхнего храма Феодоровского собора 5 марта состоялось открытие выставки «Страсти Христовы. Образы и мелодии». Экспозиция включает работы художников и иконописцев России, посвященные теме искупительной жертвы Христа. Среди экспонатов — иконы, религиозная живопись, скульптура, вышивка, оловянная миниатюра, в которых раскрываются евангельские сюжеты, связанные с событиями Страстной недели (Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Распятие, Положение во гроб и другие).

Мероприятие открыл куратор проекта, директор студии современного христианского искусства Art Feo Ярослав Стародубцев.

«Эта выставка побуждает нас к осмыслению искупительной крестной жертвы Христовой, которую Он приносит за весь мир. Тема Страстей Христовых широко используется в искусстве: многие композиторы, художники, иконописцы, скульпторы и архитекторы вдохновлялись искупительным подвигом Христа. Название нашего проекта — «Страсти Христовы. Образы и мелодии» подразумевает не только опыт осмысления этого подвига в красках, но и богослужебные песнопения Великого поста и Страстной Седмицы, которые во все времена особо звучали в сердце верующего человека. Они прозвучат на шести концертах, которые дадут разные исполнители. Тема проекта также будет раскрыта на лекциях, на которых мы узнаем о том, как в христианском искусстве и музыкальной поэзии использовался мотив Страстей Христовых», — сказал Ярослав Стародубцев.

С приветственным словом к собравшимся обратился настоятель протоиерей Александр Сорокин.

«Мне очень приятно благословить открытие выставки, которая проходит здесь — вроде бы в отдельном помещении, но являющемся частью храмового пространства. Это уже третья выставка подобного рода, которая проходит на хорах верхнего храма Феодоровского собора. Среди множества архивных фотографий нашего храма сохранилась одна, на которой легко узнается это помещение. На фотографии отчетливо видно, что здесь много лет назад проходила выставка церковной утвари. Это — прямое подтверждение того, что мы сейчас возрождаем и продолжаем традицию».

В церемонии открытия выставки приняла участие искусствовед, член содружества «Артос» Ирина Языкова. Она отметила, что организация выставок в храме не только возрождает традицию, но и показывает, что Церковь и культура — не разные вещи, а находятся в единстве, поскольку Церковь сама продуцирует культуру, возрождает и вдохновляет ее.

«Мне кажется очень удачным то, что тема Страстей Христовых, которая ведет нас к тайне Пасхи, представлена на выставке очень разнообразно: в графике, скульптуре, вышивке. Это говорит о том, что самые разные художники размышляют над этой тайной. Диапазон очень разнообразен и стилистически. Выставка хоть и небольшая, но очень емкая и содержательная — от классических икон в древнерусском и византийском стиле до авторских икон, когда художник пытается найти собственный язык иконописи, который выражает веру сегодняшнего человека. Мне очень нравится, что здесь наряду со сложившимися мастерами представлены работы молодых художников. Достоинством выставки является то, что здесь звучат разные языки. Не нужно все сводить к единообразию. Церковь никогда не была единообразной, она рождает очень разные варианты. Сравнить хотя бы древнерусское искусство новгородских, псковских, московских и ярославских художников. Это большое разнообразие сегодня потихонечку возрождается, потому что нет единого стиля, который был бы закреплен раз и навсегда. Нет единого искусства, которое только одно способно выразить всю глубину православия. Православие может быть выражено на разных языках, поскольку Святой Дух сошел на апостолов, и они заговорили на многих языках, и люди их понимали», — отметила Ирина Языкова.

Искусствовед обратила внимание посетителей на фотографии, которые размещены на стенах лестницы, ведущей на хоры. На них соединены изображения разрушенной школы в городе Горловка (Донецкая область, Украина) и иконописные образы на тему Страстей Христовых.

«Фотохудожник сумел показать крестные страдания Господа через современные страдания людей. Это очень важно! Православные — это не те люди, которые ушли в горние миры, где они пребывают и не видят того, что происходит на земле. Тема страданий Господа возвращает нас в сегодняшний мир, в котором тоже есть страдания. И на распространенный вопрос: «А где Бог, когда люди страдают?» — можно ответить: «Бог там, где страдают. Бог всегда солидарен со страдающими», — подчеркнула Ирина Языкова.

На выставке присутствовало и несколько авторов. Один из них, Виктор Вотский, представил скульптуру «Несение Креста», выполненную в стиле модерн.

«Мне хотелось выразить в большей степени не само распятие, а проповедь Христа, Его жертвенное обращение к людям. Христос несет не физический крест, а само служение, подвиг. Я пытался соединить опыт, который предшествовал моему приходу в храм, пластический язык модернистской традиции, в которой я был воспитан, и свое новое существование в Церкви. В определенной степени это было публичной исповедью, выходом из тени», — пояснил автор.

О сюжетах своих работ посетителям также рассказали художники Ирина Обухова и Анастасия Швейская. Церемония открытия завершилось постным фуршетом.

Выставка продлится до 9 апреля и будет работать по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00. В рамках проекта также пройдут концерты и лекции.

 

Власти Крыма передали верующим монастырь XIX века

Симферополь. 3 марта. Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь XIX века близ Керчи передали верующим.

«Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало объект недвижимости православно-религиозной организации в безвозмездное пользование», — сообщил глава госкомитета по государственной регистрации и кадастру республики Александр Спиридонов, которого цитирует его пресс-служба.

Необходимые документы зарегистрированы и переданы игуменье Ольге Михайленко.

Обитель была основана в 1857 году архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием в селе Катерлез (сейчас это село Войково близ Керчи).

Во время первой мировой войны в монастыре находилось отделение Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров русской армии, а также школа для девочек-беженок. В период гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики армии генерала Врангеля.

В 1923 году обитель закрыли, а в 1990-х начали ее восстановление.

 

На базе Музея им. Андрея Рублева хотят создать главное церковное древлехранилище

*** Выводить музей из Андроникова монастыря нужно, но постепенно, заявляет глава церковного экспертного совета

Москва. 2 марта. Главное церковное древлехранилище могут создать на базе Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, расположенного в Андрониковом монастыре Москвы.

«Мы планируем создать главное церковное древлехранилище в Музее Рублева на базе братского корпуса (сейчас в нем расположен музейный депозитарий — «ИФ») и нынешнего хранилища икон музея. При этом не обязательно, чтобы это древлехранилище было непременно переведено в собственность Церкви. Тут нужно думать», — сообщил глава экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин в четверг в интервью «Интерфакс-Религия».

По его словам, важно, чтобы музейные предметы, находящиеся в негосударственной части Музейного фонда РФ, имели достаточную защиту как физическую, так и материальную.

«Имеется в виду не только сохранность этих предметов, но и реставрация, экспонирование на нормальных площадях. Не может быть места лучше, чем Музей Рублева, потому что здесь есть и запасники, и квалифицированные кадры. Мы подготовим также церковные кадры и будем постепенно развивать это древлехранение уже на профессиональной основе на базе Музея имени Андрея Рублева», — заявил священник, который также является древлехранителем Московской городской епархии.

Он сообщил, что 7 марта в Музее Рублева состоится презентация концепции развития этого учреждения. В мероприятии, как ожидается, примут участие министр культуры Владимир Мединский, руководство музея и он сам как содокладчик от Церкви.

«В качестве одной из главных целей в концепции намечено, что музей нужно сделать общедоступным, открытым, интересным, посещаемым. Должно быть понимание общих задач, как сделать в этом святом месте государственно-церковный кластер по изучению, популяризации, развитию древнерусского искусства, в том числе церковного. Есть замечательные, интересные идеи, которые могут быть реализованы», — рассказал собеседник агентства.

Кроме того, он сообщил о планах вывести музей за стены монастыря.

«Было бы замечательно, если бы музей выводился за пределы крепостной стены. Но это нужно делать не путем волюнтаристского хрущевского решения — что все, открываем здесь монастырь, до свидания, а куда хотите, туда и забирайте свои иконы. Вот и получится, что все в итоге погибнет или будет разворовано, потому что не будет ни учета, ни контроля. Мы не форсируем этот вопрос. Только постепенно выводя музей в новые помещения, давая ему возможность там обжиться, можно говорить уже о его постепенном перемещении», — подчеркнул представитель Церкви.

 

В Церкви признают часть вины за Октябрьскую революцию

Москва. 1 марта. На Церкви лежит часть ответственности за трагические события революции 1917 года в России, полагает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Как раз эти люди, которые потом и сыграли большую роль в событиях октября семнадцатого года и последующих — солдаты, матросы, — эта среда в особенности была расцерковлена», — заявил В.Легойда в программе «От первого лица» на телеканале ТРО.

«Конечно, это во многом вина и ответственность тех священников, Церкви, которая тогда была. Это одна из причин, и причин очень серьезных, потому что Церковь, конечно, не может быть успокоенной», — отметил он.

Как напомнил В.Легойда, Церковь, начиная с Петра I, «планомерно бюрократизировалась», патриаршество было упразднено, ввели должность обер-прокурора Святейшего Синода, происходил разрыв с традицией, в 1916 году в российской армии отменили обязательную исповедь, а через год добровольно исповедовались менее 10% военнослужащих.

В.Легойда подчеркнул, что христианство — это подвиг и движение к Христу.

«Жизнь — движение, она всегда куда-то идет — либо ко Христу, либо от Христа. И если священник сам так не живет и об этом ежедневно не говорит, тогда случается то, что случается», — добавил представитель Церкви.

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх