ПОИСК

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Февраль 2017 г.

 

Игумен московского монастыря вместе с дайверами ищет затопленные храмы на Рыбинском водохранилище

 

Москва. 28 февраля. Эконом Свято-Данилова монастыря Москвы игумен Иннокентий (Ольховой) участвует в экспедиции дайверов на Рыбинском водохранилище в Ярославской области.

«Наша задача — попытаться найти затопленные святыни Мологского края. Здесь было много святых, много подвижников, шесть монастырей, поэтому для священника, конечно, это очень интересно», — рассказал игумен, которого цитирует во вторник Первый канал.

Вместе с дайверами он погружается на дно водохранилища. Подводная съемка в будущем станет основой для 3D-модели, благодаря которой каждый сможет увидеть утраченные святыни.

В 1936 году город Молога, а также 700 сел и деревень были затоплены водами Рыбинского водохранилища. Из-за строительства рукотворного моря и ГЭС 130 тыс. жителей края насильственно переселили.

Под водой оказались храмы и несколько монастырей. Одна из обителей, Леушинская, была крупнейшим женским монастырем Русского Севера, где в годы перед закрытием этой обители проживало более 700 насельниц.

 

Большинство россиян не планируют менять режим питания в пост — опрос

 

Москва. 27 февраля. Три четверти россиян (73%) собираются сохранить обычный режим питания во время Великого поста, начавшегося в понедельник у православных верующих, сообщили «Интерфаксу» в «Левада-Центре».

Частично поститься (например, отказаться от мяса или спиртного) планируют 18% респондентов, а 4% намерены поститься в последнюю, самую строгую, неделю поста. Полный пост в течение всех семи недель настроены соблюдать 2% россиян.

В целом на время поста ограничить употребление спиртных напитков готовы 30% россиян, сексуальную жизнь — 15%, сократить потребление развлекательной информации, развлечения — 19%, показал опрос, проведенный 17-20 февраля среди 1600 человек в 137 населенных пунктах РФ.

В понедельник, 27 февраля, у православных верующих начался Великий пост. Он продлится семь недель и завершится с началом Пасхи, которая в этом году у христиан всех конфессий приходится на 16 апреля.

 

Служба «Милосердие» призывает посвятить время Великого поста добрым делам

 

Православная служба помощи «Милосердие» приглашает всех желающих принять участие в проектах службы и посвятить время Великого поста делам милосердия. Помочь ближнему может каждый, независимо от количества свободного времени и достатка.

«Традиционно для христиан пост — это время, которое люди стремятся провести с духовной пользой, в частности посвятить его служению тем, кто нуждается в заботе, — говорит руководитель Службы, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Конечно, нужно стремиться, чтобы добрые дела стали частью нашей жизни не только в пост, но Великий пост, пожалуй, самое подходящее время для того, чтобы принять участие в добрых делах».

В службе «Милосердие» каждый сможет найти служение по силам. В частности, можно записаться в службу добровольцев и посещать одиноких больных и стариков на дому — подопечные службы есть во всех районах Москвы. К кому-то нужно приходить каждый день, а для кого-то достаточно раз в неделю. Особенно нужны сейчас добровольцы для занятий со взрослыми инвалидами в психоневрологическом интернате №11 на севере Москвы. Записаться в волонтеры можно каждое воскресенье, придя на встречу новых добровольцев в 11.45 в храм св. благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице (Ленинский проспект, д. 8, корп. 12).

Еще одна возможность принять участие в делах милосердия — разобрать свой гардероб и привезти теплую одежду и обувь для бездомных в «Ангар спасения». Особенно востребованы мужские вещи. Привозить их можно в любое время по адресу: ул. Николоямская, во дворе дома 55.

Сестрам милосердия, которые обеспечивают жизненно важный уход за одинокими тяжелобольными людьми на дому, в больницах и в богадельне, всегда необходимы средства гигиены для ухода за лежачими больными и памперсы для взрослых пациентов. Моющие пенки и лосьоны, пеленки, памперсы, а также оборудование для лежачих больных (инвалидные кресла, ходунки, функциональные кровати и др.) можно привозить в любой день с 7.00 до 19.00 в патронажную службу по адресу: Ленинский проспект, 10, корп. 13, церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Православная служба помощи «Милосердие» — это 26 социальных проектов помощи детям-сиротам, одиноким старикам, тяжелобольным детям и взрослым, бездомным и людям в беде. Служба «Милосердие» почти на 80% существует на пожертвования. Стать Другом милосердия — это еще один способ посвятить себя делам милосердия. Если у вас нет времени для личного участия в качестве добровольца, можно оформить регулярное пожертвование на нужды социальных проектов службы «Милосердие».

 

Состоялось вручение митрополичьей премии в области духовной культуры и искусства

Вручение премии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в области духовной культуры и искусства состоялось 24 февраля в епархиальном управлении. Церемонию вел ответственный секретарь епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров.

Приветствуя участников конкурса, владыка отметил, что всегда восхищается произведениями искусства на духовную тематику.

В конкурсе приняли участие учащиеся образовательных учреждений творческой направленности, а также художники и любители. Каждый из них должен был изобразить на красном холсте отображение главных событий последнего столетия.

Победителем назван коллектив творческой группы городского Дворца творчества юных (Анна Юрова, Иоанна Фунтусова, Даша Арбенина, Лиза Гранстрем, Полина Зобкова, Вета Доведова) за создание картины «Анна Ахматова».

Работа изображает известную поэтессу, которая жила в роковую и грозную эпоху Гражданской войны.

«В своем творчестве она уделяла особое место религиозным мотивам, православным образам и библейским сюжетам, за что подвергалась гонениям со стороны богоборческой власти, — отметил митрополит. — В то трудное время, исполненное многих скорбей и испытаний, люди находили в себе силы творить и, посвящая свои творения Богу, свидетельствовать через них о вечной ценности веры. Так сегодня и мы, живущее в благодатное время возрождения Церкви, будем хранить память о нашей истории и культуре, основой которой всегда была православная традиция».

Призом зрительских симпатий награжден Сергей Алексеев за работу «Предвидение». Благодарностью за подписью правящего архиерея награждены другие участники конкурса — творческие коллективы дворцов, домов культуры, клубов, художественных школ.

Премия была учреждена в 2016 году для вручения победителю художественного конкурса «Холсты столетия», который проводился по инициативе ОРОиК и совета по культуре. В 2016 году в Санкт-Петербургской епархии отмечалось 160-летие со дня рождения священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, который вошел в сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, столетие начала подвига которых Православная Церковь отмечает в 2017 году. Все эти события теснейшим образом связаны, а эти темы широко обсуждаются в обществе. Поэтому конкурс художественных работ был призван обратить внимание петербуржцев на события столетней давности и историю Отечества в XX веке.

 

Память погибших пожарных почтили на Серафимовском кладбище

 

На Серафимовском кладбище у мемориала пожарным, погибшим в 1991 году в гостинице «Ленинград», 23 февраля состоялись траурный митинг и возложение венков. Панихиду по погибшим совершил сотрудник отдела по взаимодействию с казачеством иерей Георгий Сычев.

Более десяти лет отец Георгий, полковник МЧС в отставке, принимает участие в траурной церемонии, впервые — еще будучи диаконом. «Когда произошел пожар в гостинице, я был лейтенантом пожарной охраны, — рассказал священник корреспонденту ИА «Вода живая». — В тушении пожара я не участвовал, но помню, как девушки-диспетчеры плакали, узнав, сколько погибло людей».

В слове после панихиды священник напомнил евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). «Мало помнить о погибших, надо самим быть достойными подвига, — сказал он. — Молодые люди, которые приходят служить в пожарную охрану, знают, что в любой момент может потребоваться пожертвовать жизнью ради спасения людей».

К мемориалу были возложены венки от правительства Санкт-Петербурга, региональных управлений МЧС и ГУВД, Университета пожарной службы, районных администраций.

В петербургском гарнизоне пожарной охраны 23 февраля отмечают как День памяти сотрудников, погибших при исполнении служебного долга. В этот день 1991 года загорелась гостиница «Ленинград». Из огненной западни огнеборцы вывели более 250 человек, 36 из них — на руках. Платой за спасение людей стали жизни девяти пожарных: Сергея Капитонова, Виктора Гомонова, Михаила Соловьева, Вадима Самойлова, Александра Глатенка, Владимира Осипова, Михаила Стельмаха, Кирилла Соколова, Юрия Терехова. Спустя два года после трагедии был открыт мемориал, на гранитном обелиске которого высечены слова «Ради жизни на земле». В траурном списке сегодня 55 погибших на боевом посту в послевоенные годы.

 

В Русской церкви озабочены отсутствием в России научных степеней по богословию

 

 Москва. 22 февраля. ИНТЕРФАКС – Глава синодального Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Иларион выразил озабоченность тем, что в России по-прежнему отсутствует возможность получать научные степени по теологии.

«Несмотря на существенное продвижение в деле становления теологии как науки в нашей стране, пока отсутствуют самостоятельные степени кандидата и доктора теологии, хотя доктора теологии уже сотни лет существуют во всем цивилизованном мире», – сказал митрополит на заседании Межрелигиозного совета России.

По его словам, хотя сегодня в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии имеется научная специальность «теология», защитившимся по теологии будут присуждаться степени кандидата и доктора по смежным отраслям наук — философским, историческим, филологическим, юридическим, педагогическим, социологическим, «но не по теологии».

Таким образом, эту проблему еще предстоит решить в диалоге с государством, отметил митрополит Иларион.

 

«Круглый стол» о современном миссионерстве прошел в Феодоровском соборе

 

 Епархиальный журнал «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» возобновил традицию проведения встреч, посвященных обсуждению важных вопросов церковной жизни. В актовом зале просветительского центра при Феодоровском соборе 20 февраля состоялся «круглый стол» на тему «Что такое современное миссионерство?».

В президиум вошли настоятель Феодоровского собора, председатель епархиального информационного отдела протоиерей Александр Сорокин, председатель епархиального миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе, председатель епархиального издательского совета игумен Силуан (Туманов) и председатель отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской епархии иерей Николай Святченко. Ведущим круглого стола стал клирик Феодоровского собора иерей Алексий Волчков.

В обсуждении также приняли участие помощники благочинных епархии по миссионерской работе, представители апологетического центра «Ставрос» и движения «Атриум» под Покровом», представители епархиальных отделов и приходов.

Отец Алексий напомнил присутствующим, что 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», разработанный Синодальным миссионерским отделом Московского Патриархата. Сразу за этим последовали обсуждения и дебаты в церковной среде, начали вести активную деятельность известные спикеры-миссионеры — протодиакон Андрей Кураев, иерей Даниил Сысоев, протоиерей Олег Стеняев и другие.

«Что изменилось в православной миссии за прошедшие после принятия «Миссионерской концепции» десять лет? Каковы цели и задачи современной миссии? Для чего в епархии введены новые должности — помощники благочинных по миссионерскому служению? Какое место в миссионерском служении занимает антисектантская деятельность?» — над этими вопросами отец Алексий предложил поразмышлять спикерам «круглого стола».

Протоиерей Георгий Иоффе напомнил, что истоки миссионерского движения в современной России возникли раньше, чем была принята «Миссионерская концепция»: в 1995 году была принята «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В документе были обозначены основополагающие понятия миссионерской деятельности Церкви, но, как отметил отец Георгий, в 1990-е миссия как массовое церковное движение не развивалась.

«Мне довелось участвовать в двух последних миссионерских съездах, — рассказал он. — Началось все с выступления Святейшего Патриарха Кирилла, когда он обозревал зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя, отложил свою заготовленную речь в сторону и начал нас ругать. Он спросил, почему не видит здесь переполненного зала, а только заполненного на четверть. Миссионеры должны огромной толпой приезжать на съезд, чтобы вразумиться и понять, для чего мы существуем. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела, каждый раз немного терялся и отвечал, что мы делаем все, что можем. Может быть, причина в том, что до сих пор концепция миссионерской деятельности представляет собой только ряд направлений, которые свойственны Церкви как богочеловеческому организму и как организации».

Протоиерей Георгий Иоффе подчеркнул, что за десять лет был принят ряд общецерковных документов, касающихся миссии, но до сих пор не прояснен главный вопрос: что можно назвать миссией. Ведь в широком смысле слова миссия — это любое дело Церкви, и в храме, и за его пределами. Существует мнение, что достаточно создавать на приходах подлинно евхаристические общины, которые будут сплачивать людей. Тем не менее, священноначалие призывает создавать структуры, ориентированные в том числе и на миссионерское служение. По четырем направлениям — миссионерскому, социальному, молодежному и катехизаторскому — созданы образовательные стандарты, на базе духовных школ обучаются люди. При этом, как отметил отец Георгий, плановость и отчетность порой очевидно вредят живой деятельности. Кроме того, за прошедшие со времени принятия «Миссионерской концепции» десять лет общественно-церковная ситуация очень сильно изменилась, активизировались различные общественные силы, враждебные Церкви. Среди последних по времени примеров — организованная такими силами политическая кампания по противодействию передаче Церкви Исаакиевского собора.

«Насколько адекватно мы можем реагировать на вызовы последних лет? Ведь реакция может быть разного рода: можно становиться в позицию жесткого противостояния и пользоваться государственным законом о защите прав верующих, а можно действовать как-то иначе. Этого нового языка общения Церкви с обществом пока нет, он в каждом случае индивидуален, он зависит от человека, который имеет возможность выступить в СМИ. Это может быть общение с глазу на глаз, в просветительских центрах при приходах, уличная проповедь и другие формы. Очень важно понять, как нам жить здесь и сейчас», — сказал отец Георгий.

Протоиерей Александр Сорокин добавил, что самым лучшим миссионерством является существование, развитие и процветание евхаристической общины — особенно в наше время, когда под миссионерством понимают что-то агрессивное и настойчивое.

«Существование общины как таковой, где общаются не только в молитве, но и в гораздо большем диапазоне, — это лучшая форма миссионерства. Полезно задаться вопросом: как на заре христианства шла проповедь? Каким образом, за счет каких механизмов стремительно распространялось христианство? Наверное, за счет того, что все постепенно узнавали, как хорошо в Церкви, а не за счет захватов, требований и выступлений с позиции силы», — отметил отец Александр.

Иерей Николай Святченко рассказал об особенностях миссии в Гатчине. Обстановка в городе направляет миссию скорее в социальное русло: кормление неимущих, помощь в трудных ситуациях, организация НКО в сфере реабилитационной деятельности и тому подобное.

«Через помощь ближнему мы свидетельствуем о Христе без агрессии и нажима и даем людям возможность сделать собственный выбор, поскольку подлинное исцеление от психосоматических недугов невозможно без помощи Божией и возрождающей благодати. Кроме этого мы используем все прочие традиционные формы миссионерской деятельности — как внутри прихода, так и вне его. Евхаристическая община остается главным потенциалом, она может и должна заниматься не только миссией, но и социальной, молодежной и катехизаторской деятельностью. При этом очень важно, чтобы сама община приходила все к большему пониманию, что приход — это не только административная единица, это прежде всего — люди, которые имеют от Бога различные дары для служения Церкви, и важно развивать и приумножать свои таланты», — подчеркнул отец Николай.

«Независимо от того, где мы общаемся с людьми — в реальной жизни или социальных сетях, надо отдавать себе отчет в том, что Церковь — это богочеловеческий организм, а значит, в значительной степени — человеческий, следовательно, неоднородный. И обычно миссионерам приходится расплачиваться за грехи других людей, — сказал игумен Силуан (Туманов). — Один известный миссионер однажды привел хороший пример того, как люди, занимающиеся миссией в Церкви, стараются вырвать человека из общества и привести его к порогу храма. Но когда человек входит в храм, то он не узнает ту Церковь, о которой ему проповедовали, не видит там ничего себе близкого. Мне кажется, задача миссионера состоит в том, чтобы человека привести не в какой-то конкретный приход, не к какому-то конкретному священнику, а привести человека ко Христу, провести его между Сциллой и Харибдой, между индивидуализмом (когда человек ходит в храм только потому, что ему приятно, там его зона комфорта) и партийностью, когда люди «дружат против кого-то». Отец Александр сказал фразу о том, что люди должны чувствовать себя в Церкви хорошо, и если они чувствуют себя хорошо, тогда собираются вместе. Но если мы вспомним о первых веках существования Христовой Церкви, то увидим, что людей вытаскивали из общества с помощью совсем других слов. Апостолы говорили: «Люди, мир гибнет! Мир совсем погибает, миру плохо, и единственная возможность спастись — прийти к нам, Иисус вас спасает». На фоне войн, чумы, голода, мора, землетрясений — это совершенно замечательный миссионерский ход. А вот когда человек спокоен, у него более или менее все благополучно в жизни, как его привести ко Христу? Как ему напомнить, что Христос — Спаситель и его тоже, а не только тех, кто живет в состоянии войны? Надо стараться говорить от человека к человеку, тогда любая деятельность миссионера будет обречена на успех, если у него есть вера».

Отец Силуан отметил, что ситуация вокруг передачи храмов в Санкт-Петербурге показала, что обе стороны не слышат друг друга; особенно грустно смотреть на христиан, которые вместо слов любви прибегают к ругани как средству разрешения спора.

«Я глубоко убежден, что сегодня самое приоритетное направление миссии — это внутренняя миссия, обращение к тем, кто уже принял христианство, но по тем или иным причинам не торопится становиться христианином, потому что не видит, что христианами стали мы сами», — заключил игумен Силуан (Туманов).

О примере успешной миссионерской деятельности в Санкт-Петербургской епархии рассказал один из основателей молодежного движения «Атриум» Александр Антонюк: ребята проводят библейские беседы, выходят на уличную миссию, организуют концерты и участвуют в проведении форума «Уроки апостолов теперь и всегда». Раздают они и листовки на массовых мероприятиях и на улицах. Там содержится информация об исповеди и причастии, рассказывается, какие существуют заповеди и в чем заключаются грехи против них. Главная задача, по словам Александра, — привести человека к священнику на исповедь или крещение.

О деятельности православного апологетического миссионерского движения «Ставрос» и опыте проведения православной миссионерской конференции в Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре рассказал один из участников движения, бывший адепт свидетелей Иеговы Артем Григорян. Главное направление работы «Ставроса» — мировоззренческая дискуссия между сектантами и православными.

«Мы занимаемся апологетическими исследованиями православия перед лицом всевозможных вызовов, которые генерируются в сектантской среде. Сектанты создают огромное количество мифов о православии и спекулируют тотальным незнанием веры в среде православных христиан. Это основная причина, почему люди попадают не в Православную Церковь, а в деструктивные культы», — отметил Артем Григорян.

После выступлений спикеров началось обсуждение, слушатели задавали вопросы и предлагали темы для дискуссии. Помощник настоятеля Феодоровского собора по миссионерской деятельности Сергей Романов рассказал о работе на приходе: евангельских чтениях по воскресеньям, выпуске газеты «Вечный зов» и миссионерской брошюры «Живи». Диакон собора святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове Алексий Иванов, участвующий в марафонских забегах, поделился идеей проводить миссионерскую работу во время забегов и других спортивных мероприятий. Была обсуждена возможность миссионерской работы в условиях действия «закона Яровой», вступившего в силу в июле 2016 года и усиливающего регулирование религиозно-миссионерской деятельности. Иерей Алексий Волчков подвел итоги «круглого стола», отметив, что миссия бывает разной, и нужно в меру своих талантов служить Богу, быть соратниками, соработниками, а не оппонентами.

 

Скончался знаменитый старец архимандрит Кирилл (Павлов)

 

 Москва. 20 февраля. Один из наиболее уважаемых в Русской православной церкви старцев, духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) скончался в понедельник на 98-м году жизни.

«Отошел ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)… Царство Небесное новопреставленному. Еще один светильник угас, еще один проводник милости Божией…» — написала на своей странице в соцсети монахиня Феодора (Лапковская).

Отец Кирилл редко упоминал о своей жизни в миру. Известно лишь, что он родился и вырос в верующей крестьянской семье. В молодые годы работал технологом на металлургическом комбинате, в армию был призван в конце 1930-х годов. Служил в пехоте, сообщает сайт Русской церкви.

Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии.

Во время войны обратился к вере. Вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие, с которым уже не расставался.

По окончании войны поступил в Московскую духовную семинарию, которая тогда располагалась в Новодевичьем монастыре в Москве, впоследствии окончил и Московскую духовную академию. С этого времени его жизнь была связана с Троице-Сергиевой лаврой.

В 1954 году был пострижен в монашество. В том же году окончил МДА и был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Был пономарем, потом казначеем обители. С 1965 года духовник братии лавры. Был возведен в сан архимандрита.

По свидетельству современников, у него исповедовались в свое время патриархи Алексий I и Пимен. Был духовником патриарха Алексия II, в связи с чем переехал в патриаршую резиденцию в Переделкино. Продолжал духовно окормлять монахов лавры, принимал многочисленных верующих.

В начале 2000-х произошел инсульт, который сначала обездвижил старца, а затем практически лишил возможности общения с внешним миром. Прикованный к постели, он в краткие моменты, когда силы возвращались к нему, поддерживал и утешал окружающих.

Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5 тыс. писем с поздравлениями и наставлениями.

 

Крестный ход в поддержку передачи Исаакия Церкви собрал 8 тыс. участников — МВД

 

 Санкт-Петербург. 20 февраля. Восемь тысяч человек вышли в воскресенье на крестный ход в поддержку передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти.

«Мероприятие прошло без нарушений общественного порядка», — сказал собеседник агентства.

Как сообщалось, в предыдущее воскресенье вокруг Исаакия уже проходил крестный ход. По данным полиции, в нем участвовали около 1,5 тыс. человек.

Затем в тот день вокруг собора выстроились протестующие против его передачи Церкви. Мероприятие прошло в формате встречи с депутатами законодательного собрания. К Исаакиевскому собору вышли депутаты Борис Вишневский («Яблоко») и Максим Резник (Партия Роста).

 

Иерей Алексий Лебедев выступил на медицинской конференции

 

 В Первом медицинском университете имени академика Ивана Павлова 17-18 февраля прошла образовательная программа для специалистов мультидисциплинарных бригад, врачей и медицинских сестер сосудистых отделений и центров. По приглашению председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона Санкт-Петербургскую епархию представлял руководитель координационного центра по работе с добровольцами и сестрами милосердия при ОЦБСС иерей Алексий Лебедев. В зале присутствовали сестры милосердия из петербургских сестричеств.

Программа включала рассмотрение вопросов по диагностике, лечению и реабилитации пациентов после инсульта. В зале собралось более 150 участников (неврологи, реаниматологи, специалисты ЛФК, логопеды, физиотерапевты, терапевты, медицинские сестры и сестры милосердия).

Декан лечебного факультета Тимур Власов пожелал участникам и слушателям с максимальной пользой провести время. Председатель президиума общероссийской общественной организации «Союз реабилитологов России» Галина Иванова отметила важность подготовки квалифицированных сестер милосердия.

«Русская Православная Церковь остается лидером в этом вопросе. У нас нет иных вариантов, кроме как идти рука об руку с коллегами, которые занимаются этими вопросами в Церкви, готовя преподавателей и специалистов, которые помогают нашим соотечественникам бескорыстно и на высоком уровне».

Отец Алексий приветствовал участников конференции от всех несущих служение в больницах Санкт-Петербурга, передал архиерейское благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и приветствие председателя ОЦБСС протоиерея Николая Брындина.

«Реабилитация требует не только применения новых технологий сопутствующей терапии, но и духовной поддержки. Прикованный к постели человек страдает не только физически, но духовно и психологически. Сестра милосердия может подарить ему заботу, веру и сострадание. То, что называется реабилитацией, раньше называли выхаживанием. Издревле этим занимались в лечебницах при монастырях, с XIX века сестры милосердия служат при больницах и здравницах…»

Отец Алексий рассказал о петербургском опыте: 15 общин сестер милосердия несут служение в лечебных учреждениях. Санкт-Петербург стал первым городом, в котором озаботились проблемой образования для сестер милосердия — уже три года Епархиальная школа сестер милосердия базируется при хосписе № 1. Это девятимесячные курсы подготовки сертифицированной младшей медсестры. Священник пожелал всем сил и помощи Божией на пути нелегкого врачебного служения.

 

 

Басилашвили советует действующему в Исаакиевском соборе музею подыскать другое место

 

 Москва. 17 февраля. Известный актер Олег Басилашвили выступил за передачу Исаакиевского собора верующим.

«С какой целью был построен Исаакиевский собор, объясните мне? Чтобы там музей сделать?» — заявил артист в видеоролике, опубликованном на сайте «Youtube».

По его словам, эта тема не требует обсуждения, потому что «храм создан для молитвы».

«Если построен для Бога, пусть Богу и служит, а музей надо в другом месте сделать», — полагает актер.

«Ах, это будет испорчено свечами и так далее, народ будет дышать… Ну значит, надо какие-то условия там создавать, чтобы не портились эти произведения искусств и стены», — считает он.

 

Крым впервые организует инфотур для паломнических служб России

 

Симферополь. 16 февраля. Министерство курортов и туризма республики Крым впервые организует информационный тур для представителей паломнических служб (отделов, центров) регионов России, сообщила пресс-служба ведомства.

В поездке примут участие представители паломнических служб из Москвы, Московской области, Петербурга, Краснодара, Пензы, Челябинска. С 27 февраля по 3 марта они посетят православные святыни полуострова, объекты экскурсионного показа, а также санатории и отели в Симферополе, Феодосии, Ялте, Алуште, Евпатории и Белогорском районе.

Мероприятие пройдет в рамках IV турфорума «Открытый Крым» по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Такие туры способствуют развитию религиозного туризма в Крыму и популяризации православных святынь. По итогам поездки с участниками инфотура в Симферополе организуем круглый стол, на котором обсудим развитие данного направления на полуострове», — отметил министр курортов Крыма Сергей Стрельбицкий.

Форум «Открытый Крым» состоится в Ялте 1-3 марта.

 

Церкви передали храм на Вологодчине, где покоятся мощи Кирилла Белозерского

 

 Москва. 15 февраля. Храм Кирилла Белозерского, где покоятся мощи этого святого, и братский корпус одноименного монастыря переданы в собственность Вологодской епархии, сообщает в среду официальный сайт Московского патриархата.

Кроме того, в собственность соседней Великоустюжской епархии были переданы объекты культурного наследия федерального значения — Успенский и Прокопьевский соборы в Великом Устюге.

В 2016 году, было принято решение о передаче 13 объектов, расположенных на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в пользование Вологодской епархии.

В марте 2016 года в собственность Вологодской епархии был передан также Воскресенский кафедральный собор в Вологде, а в собственность Великоустюжской епархии перешел храм Входа Господня в Иерусалим в городе Тотьма. В том же году в собственность Вологодской епархии передали историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения.

 

Автопробег «Православная Голгофа» прошел в Тульской области

 

Тула. 14 февраля. Порядка 30 машин приняли участие в автопробеге «Православная Голгофа», его маршрут пролег из Тулы до Тесницких лагерей, где в 1930-е годы были расстреляны тысячи жителей области.

Пробег состоялся в рамках программы памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине убиения первых новомучеников Русской церкви, сообщила Тульская епархия.

«Колонна автомобилей прошла по центральным улицам Тулы — от храма мучеников Флора и Лавра до Тесницкого леса, именуемого Тульской Голгофой, где в братских могилах среди тысяч казненных в 1930-х годах покоятся десятки мирян, епископов, священников, монахов и монахинь, убитых и замученных за твердую веру в Бога», — говорится в сообщении.

Проведение автопробега благословил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.

 

К столетию революции на выставке в Москве расскажут об истории иконы, обретенной в день отречения Николая II

 

 Москва. 13 февраля. Выставка, посвященная 100-летию революции и отречению от престола Николая II, откроется 1 марта в музее-заповеднике «Коломенское».

В центре экспозиции — история иконы Божией Матери «Державная», которая была обретена в храме в Коломенском 15 марта 1917 года, в день отречения от престола Николая II, сообщает пресс-служба музея.

На выставке представят более 200 экспонатов, среди которых реликвии царской семьи, уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года, материалы о первой мировой войне, февральском восстании в Петрограде и свержении монархии.

«Тема заступничества Пресвятой Богородицы раскрывается на памятниках древней иконописи. Подготовлена электронная экспозиция на основе кадров кинохроники, документов, фотографий», — говорится в сообщении.

В проекте участвуют музеи и архивы Москвы и области, а также Санкт-Петербурга.

Планируется, что 17 мая (десятилетняя годовщина подписания в Москве Акта о каноническом общении Церкви в Отечестве с Церковью за рубежом) состоится презентация мультимедийной версии выставки в российских центрах науки и культуры в ряде зарубежных стран.

Икона Божией Матери «Державная» хранится в Казанской церкви в «Коломенском» и является одной из главных святынь современной России.

Обретение святого образа было воспринято православными как знак того, что Царица Небесная приняла верховную власть над русским государством. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, чтобы приложиться к иконе. Обретению предшествовало двукратное явление Богоматери местной крестьянке с повелением отыскать святыню в церкви. Старинный образ нашелся среди рухляди.

Икона примечательна тем, что на ней Богородица изображена восседающей на престоле и держащей в руках атрибуты царской власти — скипетр и державу.

В 1929 году икона была помещена в запасники Государственного исторического музея. В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, «Державную» икону из запасников музея передали на временную выставку в Издательский отдел патриархии. Когда выставку закрыли, икона находилась в алтаре домового храма Издательского отдела, а в 1990 году по ходатайству патриарха Алексия министерство культуры вернуло икону в Казанскую церковь в «Коломенском».

 

Дискуссия «Простить нельзя забыть» прошла в Новодевичьем монастыре

 

Первая встреча просветительского цикла «Великопостные встречи в Новодевичьем» прошла в Неделю о блудном сыне, 12 февраля, в Казанском храме монастыря. Она называлась «Простить нельзя забыть: 1917-2017 — уроки столетия».

Организаторы — Воскресенский Новодевичий монастырь, издательский совет епархии и издательство «Никея». Ведущий — иерей Дионисий Харин.

Первая встреча была посвящена памяти новомучеников. В ней участвовали председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин, религиовед и историк Сергей Фирсов и главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов.

Открывая встречу, иерей Дионисий Харин сказал, что цель ее — осмыслить «школьные» вроде бы вопросы, на которые ни у кого нет прямых ответов: в чем причины событий 1917 года; какие изменения произошли в результате с людьми; усвоили ли мы уроки истории, и если нет, то по какой причине. Отец Дионисий процитировал знаменитое письмо священномученика Сергия Мечева: «Суд Божий совершается над Церковью Русской. Не случайно отнимается от нас видимая сторона христианства. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. Совершающееся — неожиданно и непонятно для живущих в миру. Они и теперь еще стараются свести все к внешним, вне Церкви лежащим причинам. Живущим же по Богу давно все было открыто».

На вопрос ведущего, ответственна ли отчасти Церковь в крахе Российской империи, протоиерей Владимир Сорокин ответил, что этот вопрос — в компетенции историков. «Меня заинтересовала сама формулировка темы нашей встречи: «Простить нельзя забыть». Где, как вы думаете, надо поставить запятую? В этом году отмечается столетие… чего? Часто спорят, как это назвать — смута, переворот, заговор? Но, мне кажется, для верующих людей первостепенным будет вот что. 13 октября 1917 года был зверски замучен иерей Иоанн Кочуров: его волокли по городу, издевались над ним, а потом расстреляли. Заметьте, это было вскоре после октябрьских событий, еще царская семья была жива… Для нас, верующих, эта дата — начало гонений за веру, гонений на тех, кто верит в Бога».

Отец Владимир подчеркнул, что с тех пор как гонения на Церковь прекратились, постоянно идет сбор сведений о тех, кто подвергся репрессиям, но широкую общественность эти проблемы, к сожалению, занимают мало. «Поднимите руки, кто ездил в Левашовскую пустошь, где похоронены 47 тысяч человек, расстрелянных без суда и следствия? Пять человек из всех здесь сидящих? Вот диагноз нашей памяти».

Протоиерей Владимир Сорокин обратил внимание на то, что иногда сведения о количестве репрессированных берутся «с потолка», и призвал пользоваться только проверенными источниками. Напомнил он и о важной для церковной жизни нашего города дате: в ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде арестовали всех монашествующих и отправили в Казахстан.

Возвращаясь к теме встречи, отец Владимир сказал: «Я считаю, что запятую нужно поставить после слова «простить». Если мы не будем прощать, зачем мы празднуем Светлое Христово Воскресение? А не забывать — это значит не мстить, а молиться».

Историк Сергей Фирсов тоже попытался ответить на вопрос, как стали в России возможны события 1917 года. По его мнению, решительным образом повлияли на настроение масс события 1905 года: «Те, кто в 1905 году взяли в руки оружие, продолжили в 1917-м», — сказал он. Сергей Фирсов привел классификацию верующих, сформулированную в начале ХХ века правящим архиереем Екатеринославской епархии епископом Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит подразделял верующих на «сильных» (глубоко верующие люди, готовые отстаивать свои убеждения; их меньшинство), «людей земли» (инертное большинство, которое верует больше по привычке и легко поддается манипуляциям) и «хулиганов» (стихийных анархистов). Разумеется, суть проблемы заключалась в том, за кем пойдут «люди земли».

Сергей Фирсов подчеркнул, что опасения многих людей за будущее России подтвердились, взять хотя бы знаменитую «Записку Дурново» от февраля 1914 года, в которой бывший министр внутренних дел Петр Дурново (1845-1915) предостерегал императора Николая II от ведения войны с Германией, подробно рассказав, к каким последствиям это может привести. «Но знание симптомов болезни еще не означает умения лечить», — сказал историк.

Легковесными, на взгляд историка, выглядят обвинения в адрес церковных иерархов начала ХХ века, с восторгом встретивших Февральскую революцию: «Обвинять очень просто, но надо учитывать при этом исторические реалии. В конце концов, опыт людей, переживших эту смуту и не отказавшихся от своих убеждений даже ценою жизни, поможет нам правильно «расставить запятые».

На вопрос отца Дионисия, откуда в разных слоях населения России возникла такая ненависть к царской власти, Сергей Фирсов ответил, что революция сама по себе — апология насилия, она вызывает в человеке доселе дремавшие инстинкты. Когда с падением монархии произошла десакрализация власти, выяснилось, что монархия была «стержнем», на котором всё держалось.

Оба выступающих отметили, что церковная ситуация в предреволюционной России отнюдь не была идеальной. Священников было мало, и заниматься в массовом порядке какой-то духовно-просветительской работой среди народа было невозможно. Отец Владимир добавил, что, несмотря на малую просвещенность населения и начавшиеся гонения, по результатам переписи населения 1937 года 70 процентов причислили себя к верующим.

В завершение встречи Владимир Лучанинов представил книги издательства «Никея», посвященные событиям ХХ века в России: «Милосердия двери» Алексея Арцыбушева и серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых».

 

Крестный ход «За трезвость!» прошел в Санкт-Петербурге

 

 Общегородской трезвеннический крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершен 11 февраля. Молитвенное шествие проводится в преддверии Великого поста и возрождает традицию дореволюционных трезвеннических акций, собиравших тысячи участников.

В нем приняли участие духовенство, трезвеннические общины, представители государственных организаций, в том числе глава администрации Московского района Владимир Ушаков, работники соцучреждений, молодежь.

Возглавили крестный ход председатель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев,  сотрудник координационного центра иерей Игорь Илюшин, председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии иерей Евфимий Добрянский, председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Тихвинской епархии протоиерей Александр Захаров.

Крестоходцы начали шествие от поклонного креста в Московском парке Победы около храма Всех святых Церкви Русской. Поклонный крест стоит на месте кирпичного завода, который в блокаду выполнял функции крематория. Священнослужители совершили здесь заупокойную литию, помянув жертв блокады.

Далее крестный ход прошел по Аллее Героев до СКК « Петербургский», где проходила выставка «Православная Масленица». На выставке священнослужителями был отслужен молебен «О трезвом возрождении России».

«В этом году крестный ход прошел с двумя иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша»: одна — из храма при заводе АТИ, другая — из женского Владычного монастыря в Серпухове, — рассказал корреспонденту ИА «Вода живая» протоиерей Максим Плетнев. — Чудотворная икона из Серпухова не в первый раз прибывает в Санкт-Петербург и всегда привлекает большое количество верующих. Крестный ход — это молитва, молитва всех страждущих. Среди участников были и воспитанники дневного стационара «Лавра» при нашем координационном центре. Важно отметить, что люди пришли по велению сердца, горячо молились Богородице. Пришли не только те, кто борется с зависимостью, и не только члены их семей, но и просто неравнодушные люди. Особенно важно, что крестный ход проходит накануне Великого поста: трезвость — это не только воздержание от алкоголя или наркотиков, но и борьба со страстями».

«Наш народный крестный ход оправдал ожидания: мы подали заявку в администрацию Московского района на участие четырехсот человек, а пришли до полутора тысяч, — поделился руководитель общественного движения «Трезвый фронт» Андрей Нечаев. — В четвертый раз проходит крестный ход, и такого количества участников у нас еще не было. Конечно, причиной было и то, что мы привлекали СМИ, была информация и на выставке. Но главная причина в том, что трезвенническое движение растет. Крестный ход — это пропаганда здорового образа жизни. Ситуация в стране критическая: по данным Роспотребнадзора, количество алкоголиков в России превысило пять миллионов человек. Победить это зло можно только с помощью Божией, только так может наступить полное выздоровление — не только телесное, но и духовное».

 

Память Александра Пушкина почтили на Каменноостровском приходе

 

 180-летию кончины Александра Пушкина был посвящен вечер, состоявшийся 10 февраля, накануне дня гибели поэта, в культурно-просветительском центре при храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. Согласно церковному календарю, поэт умер 29 января по старому стилю — 11 февраля по новому.

Настоятель храма протоиерей Вадим Буренин отметил, что по своему опыту знает, как в советское время замалчивалась духовная составляющая творчества гения русской словесности. А ведь стихи, написанные за полгода до гибели, показывают, насколько глубоки были его религиозные переживания. Во время Великого поста 1836 года мать поэта была поражена смертельной болезнью. Он, конечно, молился о ней, в том числе в храме, где в это время звучат глубокие покаянные молитвословия. Одно из них — молитва преподобного Ефремя Сирина «Господи и Владыко живота моего…» позднее станет основой стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» Отец Вадим прочитал его и другие поздние шедевры — «Подражание итальянскому», «Из Пиндемонти», «Мирская власть».

«Духовность поэта, ярко проявившаяся в конце его жизни, была негласным табу в мои школьные годы, — вспомнил священник. — До сих пор многие не знают, как он отзывался о Евангелии. А знать эти слова надо прежде всего тем, кто считает себя слишком умным и современным, чтобы черпать в нем мудрость: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».

В музыкальной части вечера прихожане наслаждались пением произведений на пушкинские строки: под гитару, фортепиано и без аккомпанемента. Открытием стало выступление свечницы Светланы Сотовой. Певчая любительского хора великолепно исполнила романс «Признание».

В конце вечера поэту-христианину была возглашена «Вечная память».

В храме на Каменном острове традиционно поминают раба Божиего Александра на заупокойной ектении. Поэт многократно бывал здесь: крестил детей — Александра, Григория и Наталью, молился на службах, а незадолго до гибели, снимая дачу на Каменном острове, написал свои поздние стихи. По преданию, его последний путь на роковую дуэль пролегал мимо храма, и он зашел сюда помолиться.

 

В Петербургской епархии не вполне довольны характером нынешних экскурсий по Исаакию

 

 Москва. 9 февраля. ИНТЕРФАКС – У Русской православной церкви были вопросы к содержанию экскурсий по Исаакиевскому собору Петербурга, которые проводил располагающийся там музей.

«В Петербурге очень много хороших экскурсоводов, но среди них очень мало тех, кто хоть сколько-нибудь понимает в церковных делах. В том же Исаакиевском соборе есть прекрасные специалисты, которые разбираются в камнях, из которых построен храм, но ничего не знают о житиях святых, на экскурсии там не рассказывается даже об Исаакии Далматском, кроме того, что в его честь был назван храм», — рассказал глава паломнического отдела Петербургской епархии Владимир Дервенев, слова которого приводит в четверг газета «Известия».

Он отметил, что знает лишь шесть человек, не являющихся представителями Церкви, которые способны на высоком уровне провести экскурсии по духовным местам Петербурга.

Епархия планирует исправить такое положение дел с помощью специальных курсов для гидов, которые будут организованы в ближайшие месяцы.

Кроме того, Петербургская епархия готовится запустить большую программу историко-духовных туров для школьников и пенсионеров. Новые туристические маршруты в тестовом режиме будут опробованы уже в феврале.

 

Допускающие угрозы в адрес создателей фильма «Матильда» организации не имеют отношения к Церкви — синодальный отдел

 

*** Нужно проявлять уважение и к чувствах верующих, и к творческой свободе

 Москва. 8 февраля. Угрозы в адрес создателей и прокатчиков фильма «Матильда», прозвучавшие от ряда «православных организаций», не имеют отношения к позиции Церкви, заявил журналистам замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Разумеется, люди имеют право на выражение своей позиции в связи с ожидаемым выходом на экраны фильма «Матильда». Вполне ожидаемо, что оспаривание создателями фильма семейной нравственности императора Николая, зверски убитого вместе с несовершеннолетними детьми в застенках, не может оставить никого безразличным», — подчеркнул представитель Церкви.

В то же время, добавил он, «подобная реакция не должна выходить за рамки закона, сопровождаться каким-либо угрозами и экстремистскими призывами».

По словам В.Кипшидзе, организация «Христианское государство — святая Русь», которая предположительно распространила экстремистские призывы, не имеет права выступать от имени Церкви и не представляет православную общественность.

«Мы также не оспариваем право создателей фильма обратиться к закону в связи со звучащими в их адрес угрозами», — отметил представитель Церкви.

Однако самым правильным в данной ситуации, по его мнению, будет «способность слышать друг друга, проявлять такт и уважение как к чувствам верующих людей, так и к творческой свободе художника».

Фильм «Матильда» Алексея Учителя, затрагивающий историю взаимоотношений последнего российского императора и балерины Матильды Кшесинской, должен выйти на экраны в октябре этого года.

 

В Эрмитаже обнаружили единственный прижизненный портрет небесной покровительницы Петербурга

 

 Москва. 6 февраля. Масляный портрет Ксении Блаженной обнаружили в фондах Эрмитажа.

По мнению исследователей, это единственное прижизненное изображение небесной покровительницы Санкт-Петербурга. Работу отреставрировали и выставили в публичной зоне реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня», пишет в понедельник газета «Известия».

«Когда у музея такое колоссальное собрание, естественно, что какие-то предметы не сразу входят в научный оборот. В процессе систематизации фондов мы остановились на портрете, на который раньше никто не обращал особого внимания», — рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Гусев.

Небольшое полотно поступило в Эрмитаж из расформированного перед войной историко-бытового отдела Русского музея. Там картина оказалась в 1930 году: ее привез со Смоленского кладбища собиратель Федор Морозов. В результате лабораторных исследований — в частности, химического анализа грунта — в Эрмитаже выяснили, что картина была написана в конце XVIII или в самом начале XIX века.

«Видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое была обильная копоть и ожоги, то есть перед картиной стояла свеча или масляный светильник. Перед тем, как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками и даже вносили кое-какие изменения», — сообщил художник-реставратор Николай Малиновский.

Он предположил, что портрет был написан за один прием, пока Ксения сидела.

Ксения Петрова родилась между 1719 и 1730 годами, жила на Петербургской (ныне Петроградской) стороне, была замужем за полковником Андреем Петровым, певчим церковного хора. Когда Ксении было 26 лет, ее муж скончался. Этот удар так сильно поразил молодую женщину, что она отказалась от всех радостей жизни, раздала имущество бедным, подарила свой дом, оделась в костюм умершего мужа, велела всем называть себя Андреем Федоровичем и уже никогда не откликалась на свое прежнее имя.

Ксения прожила после смерти мужа 45 лет, все эти годы скитаясь бездомной странницей. Она похоронена на Смоленском кладбище Васильевского острова недалеко от церкви Смоленской Божией Матери, в строительстве которой принимала участие. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых в 1988 году.

 

Сампсониевский собор передан Церкви

 

 В Неделю о мытаре и фарисее, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 5 февраля, состоялась церемония передачи Сампсониевского собора в пользование Санкт-Петербургской епархии.

Божественную литургию возглавил благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников. Ему сослужили настоятель архимандрит Серафим (Шкредь) с клиром, протоиерей Роман Ковальский и другие священнослужители.

На богослужении присутствовали представители городской администрации, депутаты Заксобрания.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма пророка Илии на Пороховых иерей Константин Морозов. Он напомнил, что в этом году совпали два праздника, и смысл одного помогает понять смысл другого. Часто верующие превозносятся, думая, что они «не такие, как прочие» — имея в виду неверующих родственников, соседей или коллег. Но позицией новомучеников была именно позиция мытаря, они смиренно принимали лишения, которые выпадали на их долю. Часто современные прихожане тешат себя иллюзией, что выполнение молитвенных правил, соблюдение поста делает их «достойными» принятия Святых Христовых Таин. Но образ жизни сам по себе ничего не дает. Иуда ходил с Господом, слушал Его слово — и пал, а разбойник вел жизнь, далекую от благочестия, покаялся на кресте — и был спасен.

Был совершен молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

«Неделей о мытаре о фарисее начинается подготовка к подвигу Великого поста, — сказал в проповеди после богослужения протоиерей Александр Будников. — В этот же день Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской — всех, кто пострадал за веру с начала революционных событий и примерно до 1953 года. Священнослужителей, по разным подсчетам, погибло не менее 130 тысяч. В нашем городе есть Левашовское кладбище, или пустошь, где покоятся останки сотен и тысяч замученных людей, среди которых немало священнослужителей. Эти люди не испугались ничего, даже смерти, и твердо стояли в православной вере. Кости многих из них и сейчас, наверное, белеют на Крайнем Севере и в других суровых местах, куда ссылали всех неугодных советскому режиму. Они пополнили Церковь Небесную. Никогда в двухтысячелетней истории Церкви не было таких страшных гонений, никогда не стоял вопрос об уничтожении религии вообще, а Православной Церкви в особенности. Но не в силе Бог, а в правде. То, что хотели осуществить гонители, у них не получилось: Церковь воскресла, Церковь живет. Когда в уже далеком от нас 1988 году отмечалось 1000-летие Крещения Руси, совершилось необъяснимое, в полном смысле чудо: вдруг прекратились гонения, и повсюду на Руси стали восстанавливаться храмы поруганные и порушенные, строиться новые и возвращаться Церкви те, которые использовались не по назначению».

Отец Александр отметил, что после полной передачи храма Сампсона Странноприимца вся ответственность за приходскую жизнь ляжет на плечи настоятеля и его собратьев. Хотя начало приходской жизни было положено давно, но теперь открываются все возможности для созидания полноценной общины верующих.

Николай Буров, директор ГМП «Исаакиевский собор», в состав которого входил собор, передал настоятелю архимандриту Серафиму ключи от возвращенного храма.

«35 лет назад музей «Исаакиевский собор» вошел в разрушенные стены этого храма и сделал все, чтобы вернуть ему исторический облик. У нас в городе очень мало сохранившихся храмов XVIII века. Это храм намоленный, поскольку находился в центре первого градского кладбища, пусть и снесенного сейчас. Память о церковном XVIII веке — иконостас, иконы. Это достояние всего российского народа, а на приход ложится задача поддержания, сохранения, а может, еще и реставрации».

Николай Буров напомнил, что первым настоятелем после возрождения храма был протоиерей Иоанн Малинин, который много сделал для организации полноценной литургической жизни в соборе. На колокольне Сампсониевского собора находится старейший колокол на всем Северо-Западе, не так давно отмечали его 250-летие.

Передавая отцу Серафиму коробку с ключами, Николай Буров отметил: «Здесь нет фальшивого ключа, сделанного как сувенир. Все ключи — настоящие. Старинный — алтарный ключ, вот ключи от собора и от приходского домика, где можно будет устроить воскресную школу».

Отец Серафим приветствовал прихожан и гостей, отметив, что храм-памятник воинской славы был построен в честь великой и славной победы, поблагодарил директора музея и все музейное сообщество за труды по воссозданию исторического облика собора.

«Сотрудничество между храмом и музеем не прекращается, потому что нужно поддерживать святыни храма в надлежащем виде», — сказал отец Серафим.

Верующим были розданы иконки преподобного Сампсона Странноприимца.

Затем состоялся пресс-подход, в котором участвовали отец Серафим, Николай Буров и председатель отдела по взаимодействию с религиозными организациями при администрации губернатора Санкт-Петербурга Владимир Иванов.

«Полуторагодовая бумажная история закончилась, и мы наконец-то передали собор епархии, — сказал Николай Буров. — Здесь сильная община, а сейчас вы слышали, что и хор хороший. На Выборгской стороне не так много храмов, здесь они нужны. Во время пасхального богослужения, когда «голова» крестного хода уже возвращается в собор, последние крестоходцы еще находятся внутри, столько приходит народу на службу».

Отвечая на вопросы про новое здание музея на Большой Морской улице, Николай Буров сказал, что на обустройство нового здания уйдет как минимум три года; там будут размещены экспозиции и из Сампсониевского, и из Смольного соборов. На вопрос, что станет с сотрудниками музея «Исаакиевский собор», чьи должности будут сокращены в связи с передачей храма Церкви, директор музея ответил, что у него есть мысли по их дальнейшему трудоустройству, но он пока не будет их озвучивать.

На вопрос, какие храмы в ближайшее время планируется передать Церкви, Владимир Иванов ответил, что речь идет только об Исаакиевском соборе. «При вице-губернаторе Михаиле Мокрецове формируется рабочая группа, которая постарается учесть интересы всех сторон, выработает взвешенные механизмы передачи», — сказал он.

Архимандрит Серафим (Шкредь) ответил на вопросы о том, что изменится в жизни собора после передачи Церкви: «Будет развиваться приходская жизнь, которая была невозможна, когда функционировал музей. Речь идет о воскресной школе, о социальном служении. Пока формируется детская воскресная группа, а к сентябрю заработает полноценная воскресная школа, которая до этого должна пройти аккредитацию».

Отец Серафим подчеркнул, что за находящийся в соборе 141 предмет музейного фонда приход отвечает совместно с музеем: «Мы должны следить за сохранностью иконостаса и икон, принимать меры по реставрации. Музейные смотрители будут приходит два раза в неделю. В соборе установлены датчики, которые измеряют температурно-влажностный режим, мы знаем, как его поддерживать, в этом нет ничего сложного. Заверяем, что будем беречь, сохранять эти святыни и совместно их реставрировать».

Настоятель заверил, что во внебогослужебное время в соборе по-прежнему будут проводить экскурсии: продолжается сотрудничество с туристическими фирмами, подготовлен собственный штат экскурсоводов, если придет группа без сопровождения гида.

В беседе с корреспондентом ИА «Вода живая» отец Серафим отметил, что официальная передача храма именно в этот день глубоко символична и промыслительна, поскольку последний настоятель Сампсониевского собора до его закрытия, протоиерей Алексий Васильев, был прославлен в чине новомучеников.

Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в подготовительный период, предшествующий Великому посту. В притче, рассказанной Христом, говорится о двух людях, вошедших помолиться в храм: укорявший себя мытарь был оправдан, а возвышавший себя фарисей — унижен. Мытарь — сборщик налогов, представитель профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — член правящей партии, верхушки тогдашнего общества.

Сампсониевский собор — действующий православный храм, один из немногих сохранившихся в Петербурге памятников архитектуры и искусства первой половины XVIII века. Освящен в честь святого Сампсона Странноприимца, в день памяти которого — 10 июля — Петр I одержал победу над шведами в Полтавской битве. Деревянная Сампсониевская церковь освящена в 1710 году, строительство каменной Сампсониевской церкви началось в 1728-м и завершилось в 1740 году, при императрице Анне Иоанновне. В день 200-летия Полтавской победы, 10 июля 1909 года, напротив колокольни Сампсониевского собора был открыт памятник Петру I работы скульптора Михаила Антокольского и архитектора Николая Лансере. В 1938 году храм был закрыт. В соборе размещался магазин готового платья. В 1984 году собор вошел в состав ГМП «Исаакиевский собор», в качестве музея был открыт в 2000 году. С 2010 года в Сампсониевском соборе проводятся ежедневные богослужения. В 2017 году собор полностью возвращен в управление Русской Православной Церкви.

Преподобный Сампсон Странноприимец (день памяти 10 июля по н.с.) был сыном богатых и знатных римлян. В молодости изучил врачебное искусство, безвозмездно лечил больных. После смерти родителей святой Сампсон стал щедро раздавать милостыню и отпустил на свободу своих рабов, готовясь уйти в пустыню. Господь указал ему путь иного служения ближним и привел святого Сампсона в Константинополь. Он исцелял больных не только как искусный врач, но и как носитель Божией благодати. Исцеленный им император Юстиниан (527-565) построил в Константинополе странноприимницу и больницу. Весь остаток своей жизни святой Сампсон посвятил служению ближним. Он дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу около 530 года.

 

Присяга новобранцев завершилась молебном в Морском соборе Кронштадта

 

 Личный состав 907-го Объединенного учебного центра ВМФ был приведен к военной присяге 4 февраля на Якорной площади Кронштадта перед Николаевским Морским собором. В церемонии участвовали 460 новобранцев.

Обращаясь к ним, начальник учебного центра капитан I ранга Леонид Зинченко напомнил, что Кронштадт — крупнейший военный порт на Балтике, где служили праведный воин Феодор Ушаков, Иван Крузенштерн, Павел Нахимов,  Степан Макаров. «Вы присягаете на верность Родине в сердце города, у главного храма Военно-морского флота. Помните о тех, кто с честью прошел суровые военные испытания, будьте всегда готовы вступить на защиту Отечества», — сказал он.

 

Церемония завершилась в соборе молебном, который возглавил заместитель председателя отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иеромонах Леонид (Маньков).  Богослужение сопровождал хор из числа новобранцев.

«Человек может считать себя неверующим, но когда оказывается в сложной ситуации, будь то болезнь, проблемы в семейной жизни или война, ему не к кому обратиться за помощью, кроме Бога. Помните молитву «Отче наш», которую оставил нам Господь. Он произнес перед апостолами слова молитвы, которую вы пропели вместе в храме  святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя мореплавающих. Желаю, чтобы в воинском служении вам сопутствовала благодатная помощь святителя, чтобы вы вернулись домой к близким здоровыми и невредимыми», — напутствовал моряков отец Леонид.

Военнослужащие приложились ко кресту, каждый получил карманные иконки, молитвослов и Евангелие.

По завершении обучения, в апреле-мае 2017 года, военнослужащие будут распределены на Северный, Балтийский, Тихоокеанский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию.

 

В Церкви признали наличие проблемы некачественной реставрации храмов

 

 *** Реставрационные фирмы порой задействуют неквалифицированную рабочую силу и предлагают «откаты» настоятелям

Москва. 3 февраля. Глава экспертного совета Русской церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин признал правомерность многих нареканий по поводу некачественных реставрационных работ на памятниках культуры религиозного назначения.

«Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, напрямую архиереем, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви», — заявил священник в Москве на встрече с представителями отделов культуры и древлехранителями епархий, сообщает сайт Патриаршего совета по культуре.

«Нам бы не хотелось, чтобы к Церкви относились пренебрежительно, чтобы о ней говорили как о какой-то средневековой отсталой структуре, которая закрыта для всех и своими действиями нарушает принятые порядок и законы, которые утверждены в государстве», — отметил он.

По словам священника, для решения проблемы необходимо создавать в епархиях соответствующие органы управления и контроля для проведения реставрационных и строительных работ.

В ходе встречи обсуждалась проблема взаимодействия епархий с реставрационными фирмами-подрядчиками, которые в ряде случаев задействуют в реставрации уникальных памятников дешевую и неквалифицированную рабочую силу, а в случае возмущения заказчика «готовы действовать криминальными методами, предлагая настоятелям «откаты» за подпись на акте приемки реставрационных работ», говорится в сообщении.

В этой связи отец Леонид предложил создать реестр проверенных подрядчиков.

 

За годы патриаршества Кирилла в Москве завершена реставрация 33 храмов – Собянин

 

 Москва. 2 февраля. Реставрация более чем 30 исторических храмов завершена в Москве, еще столько же церквей находятся в работе, сообщил мэр столицы Сергей Собянин во время осмотра в четверг хода реставрации Новоспасского монастыря столицы.

Мэр также поздравил патриарха Кирилла с восьмой годовщиной интронизации.

«Хотел воспользоваться случаем поздравить вас с очередной годовщиной вашего служения на этом великом посту. Восемь лет, которые вы находитесь на нем, можно назвать годами созидания. Это хорошо видно по Москве. Мы с вами реставрировали 33 старейших храма Москвы. Еще примерно столько же находится в активной фазе работ», — сказал С.Собянин.

По его словам, это настоящее восстановление огромного исторического наследия не только Москвы, но и всей страны.

«Это можно видеть по этому замечательному Новоспасскому монастырю, храмам удивительным, которые олицетворяют те или иные эпохи истории нашей Москвы. Это удивительные памятники архитектуры. Я надеюсь, что основные работы, которые мы запланировали, будут закончены в этом году», — сказал С.Собянин.

Новоспасский монастырь был основан в 1282 году московским князем Даниилом Александровичем на месте современного Данилова монастыря. Здесь обитель просуществовала полвека, пока около 1330 года князь Иван Калита не перенес монастырь непосредственно в Кремль. После разрушительного пожара 1488 года Спасо-Преображенская обитель вновь была перенесена за пределы города — на Крутицы. В связи с этим монастырь получил название Спас на Новом, или Новоспасский.

В 1919 году монастырь был закрыт, в 1935-м в нем располагались общежития. В 1991 году был начат процесс возвращения монастыря Русской православной церкви. В 1995 году здесь были перезахоронены останки великого князя Сергея Александровича, а усыпальница Романовых была вновь открыта для посещения.

Начиная с 2012 года, при поддержке правительства Москвы и ряда коммерческих фирм в Новоспасском монастыре проводятся масштабные восстановительные работы. В этом году главным объектом реставрации будет монастырская колокольня, на которой планируется установить колокол весом 1 тыс. пудов (16,38 тонн).

 

Патриарх Кирилл в годовщину интронизации призывает духовенство служить примером для народа

 

 Москва. 1 февраля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предостерег священнослужителей от показного благочестия и призвал их являть подлинный пример людям.

«Если примера нет, то нет и доверия ни к словам, ни к действиям, особенно иерархов и патриарха», — сказал он в среду, в восьмую годовщину своей интронизации, после литургии в храме Христа Спасителя, где собрались сотни верующих и представителей духовенства.

По словам патриарха, чтобы являть пример, «нужно много трудиться, не покладая рук».

«Нужно всем нам помнить, исповедовать всей силой своей души, что никакого примера не получится, если мы будем искусственно создавать некий образ благочестия, праведности, справедливости и доброты. Сердце человека обмануть невозможно. Можно обмануть одного, другого, третьего — Церковь обмануть невозможно», — подчеркнул предстоятель.

От имени главы государства его поздравил полпред президента в ЦФО Александр Беглов, который заявил, что годовщина патриаршей интронизации — «это не только государственный праздник, а это праздник всего нашего народа», и отметил особую социальную роль Русской церкви.

С поздравлением к патриарху также обратился глава старейшей кафедры Русской церкви — митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, который подарил ему икону Божией Матери.

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх