ПОИСК

Состоялся круглый стол «Среди тяжких испытаний и бедствий: 100-летие кампании по изъятию церковных ценностей»

3 марта, в четверг настоятель Князь-Владимирского собора, Председатель Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии протоиерей Владимир Сорокин принял участие в Межрегиональном научно-богословском круглом столе «Среди тяжких испытаний и бедствий: 100-летие кампании по изъятию церковных ценностей». Круглый стол был организован Томской Духовной семинарией и проходил в онлайн-формате, участниками его стали богословы и историки из разных регионов России. Целью мероприятия стало обсуждение истории кампании по изъятию церковных ценностей, как одной из крупнейших антицерковных мер советского правительства начала 1920-х гг.

 

В начале круглого стола с приветственным словом к участником обратился ректор Томской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Еременко).

 

Доклад отца Владимира на тему «Участник Петроградского процесса 1922 года протоиерей Михаил Союзов» был посвящен настоятелю Князь-Владимирского собора в 1919 – 1922 годах протоиерею Михаилу Феодоровичу Союзову (1869 – 1922), осужденному в ходе Петроградского процесса и скончавшемуся в тюремной больнице.

 

Доклад включал следующие тезисы:

 

1.1922  год в России был ознаменован голодом в Поволжье и  начавшейся повсеместно кампанией по изъятию церковных ценностей. 100 лет назад, в феврале 1922 года вышел Декрет об изъятии церковных ценностей. Начавшийся весной 1922 года судебный процесс над представителями Петроградского духовенства и мирян стал знаковым событием в истории Русской Церкви. Аресту были подвергнуты 86 человек, священнослужителей и мирян, во главе со сщмч. Вениамином, Митрополитом Петроградским. Судебный процесс продолжался с 10 июня по 5 июля 1922 года, однако исход его был предопределен заранее. В Петроградский губотдел ГПУ пришла телеграмма из Москвы: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников – реакционеров и сотрудников канцелярии, произведя в последней тщательный обыск. Вениамин Высшим Церковным Управлением отрешается от сана и должности. О результатах операции немедленно сообщите. 1 июня 1922 года. Начсоперупр ГПУ Менжинский».

 

2.Одним из привлеченных по делу «Об изъятии церковных ценностей» стал настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Феодорович Союзов.(12.05.1869 – 19.10.1922). Протоиерей Михаил Союзов родился в пос. Жерновицы Устюженского у. Новгородской губ. в семье священника Феодора Союзова. Следуя семейной традиции, Михаил Союзов избрал путь служения Церкви Христовой. В 1893 году он окончил   Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью  кандидата богословия. По ходатайству  св. прав. отца Иоанна Кронштадтского  был определен на должность псаломщика Андреевского собора Кронштадта и 10 октября 1893 г. рукоположен в сан диакона. В 1895 году по благословению отца Иоанна Кронштадтского отец Михаил был переведен на должность настоятеля   церкви Св. Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе и законоучителя корпуса, где он прослужил 23 года. 28 апреля 1895 г.  рукоположен во священника.

 

Революционные события 1917 года прервали служение отца Михаила в Александро-Невской церкви. Кадетский корпус был закрыт, и 30 июня 1918  г.   он был переведен во Введенскую церковь на Петроградской стороне. 6/19 июля 1919 года Высокопреосвященнейшим Митрополитом Вениамином определен настоятелем Князь-Владимирского собора. 9/22 февраля 1920 г. был избран благочинным 8-го Петроградского округа. Через неделю после объявления «Красного террора»,  13 сентября 1918 года, без предъявления обвинений протоиерей Михаил был впервые арестован и посажен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, где просидел до 13 октября. Обвинения ему так и не предъявили. После издания Декрета об изъятии церковных ценностей 19 апреля 1922 года представители Райкомиссии пришли в Князь-Владимирский собор. Как впоследствии было отмечено в составленном комиссией акте, со стороны настоятеля протоиерея Михаила Союзова и членов Приходского Совета было оказано всяческое содействие. Однако произвести изъятие в этот день не удалось. У Князь-Владимирского собора собралась толпа, оказавшая сопротивление комиссии. Изъятие ценностей состоялось  только через день, 21 апреля. Все ценности, растащенные детьми накануне во время беспорядков, к этому времени были возвращены.

 

20 мая 1922 года протоиерей Михаил Союзов был арестован. Отцу Михаилу предъявили обвинение в том, что он «заведомо зная, что послания митрополита по своему содержанию призывают к противодействию исполнению декрета советской власти, распространял таковые среди своих приходов и верующих, результатом чего явились массовые волнения». В своих показаниях отец Михаил опроверг все предъявленные ему обвинения и старался убедить судей в невиновности Митрополита Вениамина в происходивших в Петрограде волнениях. На допросе 20 мая 1922 года отец Михаил показал:

 

«Официального распоряжения о распространении этих писем среди верующего народа Владыка Митрополит не отдавал… я в великую Пятницу, после выноса плащаницы, обратился к многочисленным богомольцам с кратким словом, в котором призывал их к любви, миру, кротости, незлобию, сказал им что мы сейчас больше всего должны пожалеть голодающих братий наших… В заключение я убедительно просил прихожан жертвовать свои ценности для выкупа собранных ценностей». Допрос протоиерея Михаила Союзова на суде состоялся  17 июня. На вопрос обвинения о причинах рассылки им послания настоятелям благочиния он пояснил: «Я посредник между духовенством и митрополитом, и смотрел как на обязанность информировать духовенство об особо выдающихся событиях церковной жизни … я повторяю и решительно утверждаю, что никакого официального и словесного распоряжения от Владыки не было».

 

Одним из главных свидетелей обвинения стал видный деятель обновленческого движения священник  Владимир Красницкий, служивший в это время в Князь-Владимирском соборе. В своих показаниях Красницкий старался очернить отца Михаила, а после его осуждения занял место настоятеля Князь-Владимирского собора.  Протоиерей Михаил дал убедительные ответы на все предъявляемые ему вопросы. Вину не признал, при этом, пытаясь отвести обвинение от митрополита Вениамина, подтвердил, что по собственной воле разослал письмо по приходам вверенного ему благочиния, в целях информирования, но не для агитации.

 

5 июля 1922 года протоиерей Михаил Союзов был приговорен к 3 годам тюремного заключения строгой изоляции.  19 октября 1922 года он скончался в тюремной больнице. Похоронили отца Михаила на Смоленском кладбище, недалеко от часовни св блж. Ксении Петербургской.

 

Лишь спустя 68 лет после его кончины результаты судебного дела были пересмотрены. В Постановлении Президиума Верховного Суда СССР от 31 октября 1990 года говорится: «Осужденные свою вину не признали, заявив, что никаких контрреволюционных группировок они не создавали, и в них не участвовали, борьбу с Советской властью не вели и цели такой не преследовали… Таким образом, в действиях осужденных… состав преступления отсутствует».

 

Память протоиерея Михаила Союзова почитается и нашими современниками. Усердием клира и прихожан храма Смоленской иконы Божией Матери могила отца Михаила была приведена в порядок, установлен крест и памятная табличка. Ныне здесь совершаются заупокойные богослужения.

 

  1. Работа по изучению жизнеописания настоятеля Князь-Владимирского собора, благочинного 9-го Петроградского округа протоиерея Михаила Феодоровича Союзова (1869 – 19.10.1922) ведется Комиссией по канонизации с 2020 года.

В ходе работы были изучены документы следственного дела АУФСБ СПбЛО П-89305, материалы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного исторического архива СПб, Российского государственного исторического архива.

 

Основным источником Центрального государственного архива стало Дело по наблюдению за деятельностью собора святого князя Владимира за 1919 – 1924 годы, дающее богатую иллюстрацию служения протоиерея Михаила Союзова в качестве настоятеля Князь-Владимирского собора и благочинного Петроградского округа в указанный период, а также показывающее общую  картину этого сложного исторического периода.

 

Документы Центрального государственного исторического архива помогли установить подробности жизни и служения протоиерея Михаила Союзова в дореволюционную эпоху. Были изучены клировые ведомости (фонд 19), послужные списки, а также документы, свидетельствующие о годах обучения протоиерея Михаила в Санкт-петербургской Духовной Академии (фонд 277).

 

Ярким дополнением к архивным материалам стали публикации и книги, посвященные данной теме, дневниковые записи Митрополита Григория (Чукова), воспоминания сщмч. Михаила Чельцова и др.

 

К настоящему времени документы изучены, составлено подробное жизнеописание. Собранные материалы представлены в Синодальную комиссию по канонизации.

 

Сведения, включенные в изданный в 2017 году «Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших священнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России» дают возможность установить биографические данные всех обвиняемых по делу 1922 года. Петроградскому процессу посвящен один из разделов Синодика.

 

После доклада состоялась общая дискуссия. Отец Владимир предложил собравшимся обсудить высказывание священномученника протоиерея Михаила Чельцова, приговоренного к смертной казни, которая впоследствии была заменена на 5 лет тюремного заключения. В 1937 году сщмч. Михаил Чельцов был расстрелян, в 2005 г. причислен к лику святых.

 

Размышления его были опубликованы в книге «Воспоминания смертника о пережитом». В них, в частности, говорилось:

 

“Тяжело было не от того, что скоро могу умереть. Нет, я мыслил, что мне уже 52 года, что жизнь моя, можно сказать, уже прожита, что какое громадное количество людей умирает, не доживши до этих лет. Тяжело было, что я умру ни за что ни про что. За веру и за Церковь? И тогда и теперь я отвечаю на это почти отрицательно. Конечно, нашим процессом надеялись унизить веру, подорвать авторитет духовенства, разорить Церковь. Но в моих отношениях к изъятию церковных ценностей этого стояния за веру было очень мало, было больше борьбы за золото и серебро церковное, за имущественное достояние и права Церкви. А стоит ли за это умирать? Тяжело за это умирать”. Далее пишет так: “Смерть-жертва? Но для кого она нужна, кого она побудит к подражанию, да и чему в нашем деле подражать? Смерть мученика? Но за что? За ценности вещественные? Не велика цена такой смерти”.

 

Отец Владимир спросил собравшихся – не наступаем ли мы «на те же грабли» и сейчас, когда на первый план выходит внешнее богатство? Заданный вопрос вызвал оживленную дискуссию. Просим всех желающих прислать свое мнение по данному вопросу на e-mail kvsk@mail.ru

 

В завершение круглого стола все участники пришли к единому мнению о значимости проведения подобных мероприятий, посвященных важным аспектам в истории Русской Православной Церкви, и выразили намерение продолжить изучение материалов и обмен мнениями по данной тематике.

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх