ПОИСК

Состоялся круглый стол «Петроградская епархия в годы революций и Гражданской войны»

21 апреля, в пятницу Светлой Седмицы в Российской национальной библиотеке в рамках  VI научной конференции «История отечественной культуры в архивных документах» состоялся круглый стол «Петроградская епархия в годы революций и Гражданской войны». Круглый стол был приурочен к памятной дате —   150-летию со дня рождения сщмч. митрополита Вениамина (Казанского), отмечаемого 17/29 апреля 2023 года. В ходе заседания прозвучали доклады, посвященные знаменательным событиям в истории епархии, святым новомученикам и исповедникам и выдающимся деятелям в области церковной науки и просвещения. По благословению Председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина в круглом столе приняла участие и.о. секретаря комиссии по канонизации Карловская Екатерина Михайловна, выступившая со следующим докладом:

 

Святые новомученики и исповедники – участники Петроградского процесса 1922 года» (По материалам следственного дела АУФСБ ЛО П-89305)

 

Следственное дело «Об изъятии церковных ценностей», находящееся ныне в архиве ФСБ, является интереснейшим документальным источником периода 1920-х годов, уникальность его состоит в том, что все показания в ходе следствия и судебных заседаний тщательно протоколировались и стенографировались. К суду были привлечены 87 человек, шестеро из них – сщмч. Вениамин, Митрополит Петроградский, прмч. Сергий (Шеин), мчч. Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, сщмч. протоиерей Михаил Чельцов, сщисп. протоиерей Михаил Союзов, прославлены в лике святых. В деле имеется протокол досудебного допроса сщмч. Николая (Клементьева), впоследствии – архиепископа Великоустюжского.

 

В ходе Петроградского процесса 1922 года новой гражданской властью была предпринята попытка вступить в публичный диспут с представителями Православной Церкви, однако попытка оказалась для них неудачной. Симпатии зала были полностью на стороне обвиняемых. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, писал в своем дневнике «Вчера был первый день суда… По пути иные незнакомые кланялись, иные крестились, иные грустно качали головой, иные даже плакали. На площади перед зданием бывшего Дворянского собрания уже собралась порядочная толпа, встретившая нас цветами, подарками (мне передали цветы и булку). Шум, плач». Власти даже вынуждены были запретить стенографировать последние слова подсудимых, и мы знаем о них только из свидетельств очевидцев.

 

  Следственное дело АУФСБ СПб ЛО П-89305 включает 27 томов. В 1-м томе имеется опись первых 5-ти томов следственного дела, содержащих, в основном, материалы следствия и протоколы предварительных допросов обвиняемых.

 

Особый интерес представляют протоколы допросов святых, являющиеся, по сути, мученическими актами нового времени.

 

Полные расшифровки протоколов допросов были сделаны в 2022 году и опубликованы на виртуальных выставках «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года» и «Настоятель Князь-Владимирского собора священноисповедник протоиерей Михаил Союзов (1869  -1922)». Каждый из них является свидетельством мученического подвига святого, и одновременно представляет собой историческую картину эпохи.

 

1922  год был ознаменован голодом в Поволжье и  начавшейся повсеместно кампанией по изъятию церковных ценностей. После первых же сообщений о голоде Православная Церковь сразу откликнулась. Еще в августе 1921 г. она создала епархиальные и всецерковные комитеты помощи голодающим.

 

Власть не захотела мирного сосуществования с Церковью. Пожертвования ей были не нужны. В феврале 1922 года вышел Декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. 1 июня пришла телеграмма Менжинского: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников – реакционеров и сотрудников канцелярии, произведя в последней тщательный обыск. Вениамин Высшим Церковным Управлением отрешается от сана и должности. О результатах операции немедленно сообщите. 1 июня 1922 года. Начсоперупр ГПУ Менжинский».В тот же день Митрополит Вениамин был арестован.

 

Священномученик Митрополит Вениамин в ответах на вопросы следствия дает широкую картину своих многочисленных попыток найти общий язык с новыми властями, не нарушая гражданских законов, но при этом всегда следуя церковным канонам и исповедуя православную веру. В ходе следствия он старается взять всю вину на себя и отвести обвинение от других подсудимых, подчеркивает, что все решения он принимал единолично, самостоятельно, ни с кем не советуясь, письма свои составлял сам, не прибегая ни к чьей помощи.

 

Существенное разногласие между Церковью и властью заключалось в том, что, по церковным канонам, отдать церковные ценности в помощь голодающим можно было лишь в форме пожертвований, а власть настаивала на насильственном изъятии ценностей из церквей.

 

«КАЗАНСКИЙ:Я прошу разрешить нам отдать голодающим и принять в этом деле участие, потому что по-христиански мы должны и впредь отдавать и творить эту милостыню.

КРАСИКОВ: В чем Вы понимаете христианство?

КАЗАНСКИЙ: В деятельности, в жизни».

 

Митрополит Григорий (Чуков) пишет в своих воспоминаниях: «На все вопросы он отвечал спокойно и дельно, никого не запутывая. Сущность ответов сводилась к тому, что он всегда власти подчинялся, стараясь постоянно быть в общении с паствой».

 

Несмотря на это, Митрополит Вениамин 5 июля 1922 года был приговорен к ВМН и 13 августа того же года расстрелян.

 

Мученик Юрий Новицкий в своих показаниях дает широкую картину деятельности возглавляемого им Общества Православных приходов, созданного в 1920 году. Общество было призвано стать живой связью между верующими, активом приходов, и церковной властью. Участниками его стали видные церковные деятели, представители Петроградского духовенства, профессора и  опытные специалисты в разных областях церковной жизни. На допросах Юрий Петрович всячески подчеркивал желание верующих, духовенства и мирян, всеми возможными способами оказать помощь голодающим. «Специально собрания, посвященного исключительно помощи голодающим указанными ценностями не было.., но было рекомендовано, чтобы все церкви приняли все меры к сбору золота, серебра, продуктов и денег» — свидетельствовал он на первом допросе. На допросе 18 мая Юрий Петрович сказал: «Когда было официально объявлено о голоде, по моей инициативе была образована комиссия помощи голодающим при Правлении». В дальнейшем все вопросы, связанные с оказанием церковной помощи, обсуждались и решались именно в этой комиссии.

 

Однако власть, не желавшая благотворительной помощи Церкви, поставила Юрию Новицкому его деятельность в вину, заявив, что он «состоя Председателем правления приходов Православной Русской Церкви, … вопреки законной деятельности указанной организации, совместно с Митрополитом и активной группой придал организации характер деятельности, поставившей себе целью борьбу с советской властью». Вместе с Митрополитом Вениаминов Юрий Петрович Новицкий был приговорен к ВМН и расстрелян, в 1992 году причислен к лику святых.

 

На­стоятель Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке в Петрограде архимандрит Сергий (Шеин) был арестован в ночь с 28 на 29 апреля 1922 года. В своих показаниях он фактически опроверг свое участие в деятельности Общества православных приходов, сообщив, что заседания проходили по понедельникам, и он не имел возможности посещать их по причине занятости церковной службой. Изъятие ценностей на его приходе также прошло спокойно. Но власти не устраивала его биография – дворянин, член IV Государственной думы и активный член Церкви, секретарь Поместного собора 1917 – 1918 годов, архимандрит Сергий был осужден и расстрелян вместе с Митрополитом Вениамином и иже с ним пострадавшими. Один из любопытных документов следственного дела свидетельствует о том, что судьи делали свое дело не бескорыстно, и не только по политическим мотивам. В деле имеется удостоверение, выданное 15 сентября 1922 года, уже  после расстрела архимандрита Сергия, «Члену Коллегии Петрогубревтрибунала Рогаткину, в том, что ему разрешается занять квартиру, принадлежавшую ранее Архимандриту Сергию (Шеину), со всем имуществом, находящимся в означенной квартире».

 

В один день с архимандритом Сергием был арестован деятельный помощник Митрополита Вениамина, юрисконсульт Александро-Невской лавры Иоанн Михайлович Ковшаров. Иоанну Ковшарову было предъявлено обвинение в том, что он «состоя членом Правления, участвуя во всех собраниях этого правления и активной группы, вел совместно с Митрополитом переговоры с гражданской властью, ставя ей ряд неприемлемых условий». На допросе 15 июня Иоанн Михайлович на вопрос Председателя ответил: «Я был верующим человеком с малых лет своих». По вопросу об изъятии церковных ценностей он показал: «до обнародования декрета мне стало ясно, что в конечном итоге все церковные предметы рано или поздно должны быть обращены в хлеб для голодающих». Несмотря на ясные исчерпывающие ответы, Иоанн Ковшаров был приговорен к расстрелу и расстрелян 13 августа, вместе с Митрополитом Вениамином.

 

Сотрудник канцелярии Митрополита и один из его ближайших помощников, протоиерей Михаил Чельцов был арестован 31 мая 1922 года. Допрос отца Михаила на суде состоялся 15 июня 1922 года. В своих ответах он показал, что агитации против изъятия церковных ценностей не вел, изъятие ценностей в его храме прошло спокойно. Членом Правления Общества Православных приходов не являлся, однако впоследствии это было поставлено ему в вину. 5 июля 1922 года протоиерей Михаил Чельцов был приговорен к расстрелу вместе с 9 другими обвиняемыми во главе с Митрополитом Петроградским Вениамином. Находясь в тюрьме, отец Михаил описывал все, происходившее с ним, и отсылал домой в виде писем. Впоследствии эти записи были опубликованы в виде книги под названием «Воспоминания «смертника» о пережитом». В ней он, в частности, говорит: «Тяжело было не от того, что скоро могу умереть…Тяжело было, что я умру ни за что ни про что. За веру и за Церковь? И тогда и теперь я отвечаю на это почти отрицательно… в моих отношениях к изъятию церковных ценностей этого стояния за веру было очень мало, было больше борьбы за золото и серебро церковное, за имущественное достояние и права Церкви. А стоит ли за это умирать? Тяжело за это умирать». Впоследствии отец Михаил был помилован, с заменой пятью годами тюремного заключения. 2 сентября 1930 года он был вновь арестован  по делу графини Зарнекау, 2 января 1931 года  приговорен к расстрелу и 7 января расстрелян. Прославлен в лике святых в 2005 году.

 

25 августа 2022 года Священным Синодом был прославлен в лике святых настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Феодорович Союзов (1869 – 1922). Отец Михаил называл себя «человеком старой школы, воспитанным в подчинении церковной власти». Он являлся одним из активных помощников Митрополита Вениамина, возглавлял Петроградский благочиннический округ. Собранные Комиссией по канонизации документы свидетельствуют об усердном служении отца Михаила в непростые годы первых послереволюционных десятилетий. Церковь была отделена от государства, все виды церковной деятельности, кроме совершения богослужений, были запрещены, под запретом было и преподавание Закон Божиего, на всех священнослужителей властями были составлены анкеты, на каждое заседание Приходского совета приходилось испрашивать письменного согласования гражданских властей. Несмотря на это, при храме действовала активная церковная община, в 1920 году в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших, был освящен четвертый придел храма. Отец Михаил всегда исполнял распоряжения гражданской власти, при изъятии церковных ценностей, как было указано в акте комиссии, он оказывал всяческое содействие и старался успокоить прихожан. В своих показаниях отец Михаил старался отвести обвинение от Митрополита Вениамина. 5 июля 1922 года он был приговорен к 3 годам тюремного заключения  и через 3 месяца, 19 октября скончался в тюремной больнице.

 

4 сентября 1922 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин прославления священноисповедника Михаила Союзова. 22 декабря были обретены мощи святого, ныне они находятся в Князь-Владимимрском соборе.

 

В целом, следственное дело «Об изъятии церковных ценностей» представляет собой интереснейший исторический источник. Однако возможность публикации дела в полном объеме вызывает следующие вопросы.

 

 — Материалы дела мало структурированы, в деле имеются многочисленные повторы одних и тех же документов. К примеру, материалы допроса сщисп. протоиерея Михаила Союзова на суде находились в томах 15 и 17, копии абсолютно совпадают, стенографистки – одни и те же, Зимина и Кантер, разница заключается лишь в том, что в копии в 15-м томе отсутствует одна из страниц допроса, а в 17-м томе весь материал собран полностью. Аналогичная картина и с материалами по сщмч. Митрополиту Вениамину, мч. Юрию Новицкому и т.д.

 

 — Материал, относящийся к каждому человеку, разбросан по всем томам дела достаточно хаотично, к примеру, материалы о сщисп. Михаиле Союзове находятся в 1, 2, 3, 5, 15, 17, 20 томах.

 

Материалы, находящиеся в 21 – 27 томах, в основном не относятся к Петроградскому процессу 1922 года, а включают документы об изъятии ценностей в других регионах России, материалы других следственных разработок и т.д. В 27 томе имеются черновики приговора по Петроградскому процессу.

 

Учитывая беспорядочность расположения материалов дела и, соответственно, сложность их восприятия, возникает вопрос, насколько этот материал может быть воспринят широким кругом читателей. Предположительно, наиболее заинтересованным в данном источнике является достаточно узкий круг специалистов-историков.

 

К настоящему времени, Комиссией по канонизации ведется работа по расшифровке протоколов допросов 17 человек, которым был предъявлены обвинения по статьям, предполагающим ВМН, среди них Митрополит Григорий (Чуков), протоиерей Леонид Богоявленский,  епископ Венедикт (Плотников), Лев Николаевич Парийский, профессор Дмитрий Фролович Огнев, Николай Александрович Елачич, профессор Владимир Николаевич Бенешевич и другие.

 

В ходе круглого стола состоялось обсуждение вопросов, связанных с возможностями публикации архивных документов из области церковной истории и введения их в научный оборот. Собравшиеся поделились опытом работы с документами, хранящихся у потомков церковных деятелей Петрограда. В конце заседания участникам круглого стола был показан архивный видеофильм, повествующий  о вскрытии мощей святого Александра Невского и изъятии серебряной раки из Александро-Невской лавры.

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх