Великая княжна Ольга Николаевна писала из Тобольска:
«Отец просил передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него <…> и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но <…> победит <…> только любовь…»
«то, что мы в наше лукавое время при всех наших немощех и грехах не стыдимся нашего христианского звания и не стыдимся нашего монашеского чина — это одно, я верю, вменится нам в подвиг, равный подвигам древних отцов–пустынножителей. Только при этом у нас должны быть еще два качества: смирение и любовь. Чтобы в сердце нашем не было и тени злобы или вражды, даже по отношению к врагам нашим. Немощи немощных носите, а не себе угождайте.»
Монахине Гаврииле. 20 февраля 1954 г. Дубравлаг, Мордовская АССР
Относительно заупокойных молитвословий православными священниками о инославных христианах высказываются различные мнения. По одним такие моления возможны, по другим, они совершенно и ни в какой форме недопустимы. Каноны церковные — 10 пр. св. Апостол, 2 Антиох. с. 6 и 33 Лаодикийск. — с решительностью запрещают всякое молитвенное общение с неправославными. Таким запрещением Святая Церковь имеет целью, с одной стороны, охранить православных от совращения, с другой стороны, удержать их от религиозного индифферентизма. В этом отношении Церковь следует лишь наставлению святых апостол, заповедавших не сообщаться со всякого рода идолослужителями (1 Кор. 5:9—10), с людьми, проповедующими неправославное учение (2 Ин.:10). Но это вовсе не значит, что запрещается всякая молитва о неправославных. Сами апостолы вменили в обязанность всем христианам молиться вообще «за вся человеки» и в частности за неверных правителей (1 Тим.2:1, 2). Тот же святой апостол Павел, который в целях охранения православных от соблазна, в одном месте заповедует «беречься обрезания» (Фил. 3:2), в другом говорит: «желание сердца моего» и «молитва к Богу» о том же неверном «Израиле во спасение» (Рим. 10:1). Следуя наставлениям апостольским Святая Церковь всегда молилась о всем мiре, о всех людях. Даже в чине литургии возносились моления не только о заблудших — еретиках, но и о внешних — язычниках. Напр., в литургии Апостольских Постановлений не только диакон возглашает: О внешних и заблуждших помолимся,но и Архиерей в важнейший момент литургии просит: Еще молимся Тебе… за внешних и заблуждших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их. О святом Василие Великом известно, что он не отверг приношения арианина (императора Валента) и позволил ему присутствовать при совершении литургии. Правда, это все свидетельства о молитве за верных и иноверных живых, но у Господа нет мертвых, «ибо у Него все живы» (Лк. 20:38) и потому молитва христианина, как один из видов проявления живой христианской любви к ближнему,— может (и должна) простираться и на живых и на умерших. Известно, что преподобный Макарий Египетский молился о язычниках, а святитель Григорий Двоеслов молился о Траяне. Известно также, что злого гонителя святых икон богомерзкого Феофила, Феодора царица со святыми мужами и исповедниками от мучения исхити и спасе, якоже повествуется (Синаксарий субботы Мясопустной). При этом о Феофиле были возносимы соборные всенародные моления в храме. Святой Мефодий патриарх люди вся собрав и причет весь и архиереи, в Великую Божию Церковь приходят… моление всенощное к Богу сотворяют о Феофиле, всем молящимся со слезами и протяженным молением: и сие во всю первую седмицу постов совершается. Молитвы Церкви не остались не услышанными. Сам Господь, явившись Феодоре в сонном видении во образе Некоего Чудесного Мужа возвестил: Жено, велия вера твоя. Разумей убо, яко слез ради твоих и веры, еще же и ради прошения и моления рабов Моих и священников Моих, прощение даю мужу твоему Феофилу(синаксарий недели Православия). Святой Исаак Сирии говорит, что сердце милующее возгорается у человека о всем творении: «о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о безсловесных и о врагах истины и о делающих ему вред, ежечасно и со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились: а также и об естестве пресмыкающихся молиться с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу»/ А преп. Макарий Египетский пишет «что те, которые сподобились сделаться чадами Божиими и в себе имеют просвещающего их Христа», которыми «различно и многообразно управляет Дух и в сокровенности их сердца согревает их благодать»,— такие… «иногда в плаче и сетовании слезно молят о спасении всех человеков, потомучто горя Божественною духовною любовью ко всем человекам, восприемлют на себя плач целого Адама».
Митрополит Московский Филарет о поминовении усопших, между прочим, пишет:
«То несомненно, что дерзновение чудотворцев неудобно обращать в правило и примерами людей, достигших высших степеней совершенства, о которых можно сказать по апостолу, что для них «закон не лежит» (1Тим.1:9), нельзя руководствоваться всем и каждому. Но нередки случаи, когда православные желали бы помолиться о своих усопших сродниках или близких умерших не православных. Скажут: они могут молиться о них на своей домашней молитве. Но прежде всего надо с грустью сознаться, что очень часто у нас, в особенности мiряне, не знают и не умеют, как молиться по тому или иному поводу. Еще в одиночку каждый тайно про себя может быть сумеет попросту своими словами высказать свою просьбу Господу. Но как совершать молитву без священника, когда желали бы помолиться совокупно несколько мiрян? Для православного же человека всегда вожделенно молиться со служителями Церкви. Да, наконец, не отличается ли домашняя молитва от церковной главным образом только по обстановке. Как было уже отмечено, всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления,— где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной. Поэтому, кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями, касающимися главным образом внешней стороны, самого порядка поминовения.»
Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение отпевания) есть открытое признание и засвидетельствование Церковью своего единения в вере скончавшимся членом ее и право на это внимание Церкви и ее особенно усиленное ходатайство перед Богом за умершего принадлежит только лицам, умершим в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушавшие это единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне ее молитв и благодатных Таинств.
Православное заупокойное богослужение, как уже было отмечено ранее, является не только молитвою за усопших, но вместе и чествованием их от лица Церкви и молящихся. Церковь не отрицая возможности молитв за неправославных, не может допустить торжественного их чествования. Поэтому-то и преп. Феодор Студит, не допуская открытого моления об еретиках, позволяет православным их сродникам молиться за таких «в душе своей». Не напоминает ли эта формула и древней литургической формулы, восстановленной Собором 1918 года: «о нихже кийждо во уме своем поминание творит» (см. далее).
Митрополит Московский Филарет, строгий ревнитель Правил церковных, особенно боявшийся того, чтобы уступкою в утешение одних не произвести соблазна многих, считавший, что «обязанность не смущать и не соблазнять своих без сомнения выше обязанности делать угождение чужим», все же находил возможным в некоторых случаях делать уступку. На вопрос о возможности церковной молитвы за умерших лютеран, он отвечал: «Вопрос этот не очень удобен к разрешению. Вы хотите иметь основание к разрешению в том, что Макарий Великий молился даже о язычнике умершем. Дерзновение чудотворца неудобно обратить в общее правило. Григорий Двоеслов также молился о Траяне и получил известие, что молитва его не бесплодна, но чтобы он впредь не приносил таких дерзновенных молитв… Сделать дело не по правилу в утешение одного, но не без соблазна для многих, думаю, не было бы благовидно. О живом лютеранине можно петь молебен и просить ему благодати Божией, привлекающей в единство истинной Церкви, но с умершим иное дело. Мы его не осуждаем: но его была воля остаться до конца вне пределов Православной Церкви. Зная некоторых лютеран, имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, в утешение присных верных я дозволял о них молитву, НЕ ОТКРЫТУЮ В ЦЕРКВИ, скоторою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме».
«Российская Православная Церковь аполитична и не желает быть ни белой, ни красной. Она должна быть и будет Единою Соборною Апостольскою Церковью, и всякие попытки с чьей бы то ни было стороны ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены». (Послание Патриарха Тихона 1.07.1923 г.).
«Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
В понедельник 26 марта (8 апреля) 1918 года митрополит служил пассию в просторном храме Старо-Афонского подворья, где собралось около двух тысяч молящихся. В проповеди, в которой выразилось существо его личности, прощающей и любящей врагов, митрополит Вениамин сказал: «Мы потеряли все, <…> потеряли Родину, и если потеряем веру, то нам нечем будет жить. Берегите же веру, объединяйтесь в ней, в заповеданной Христом взаимной любви, и у нас будет опять надежда верная на новую, добрую, прекрасную жизнь.
Сейчас молитва пред Крестом Господним умягчила ваши сердца, вам легче, на глазах ваших слезы умиления… Придете домой, вернетесь в обычную обстановку, наполненную тяжелыми заботами, почувствуете опять все мучительные испытания, какие приходится вам переживать теперь. И, может быть, в сердце ваше начнет прокрадываться ненависть к тем, кого вы считаете виновниками нынешних мучительных переживаний ваших. Вспомните тогда нашу молитву пред Крестом Господа нашего, вспомните все Его безмерные страдания, кротко и беззаветно принятые Им на Себя для спасения грешного рода человеческого. Вспомните все это – и вы почувствуете и в себе силу сказать о ваших недругах, о причиняющих вам страдания те слова, которыми молился Спаситель среди Своих мук на Кресте: „Отче, прости им, не ведят бо, что творят“ [Лк. 23, 34]».
«Христос Спаситель наш, действительно, призывает нас иметь любовь ко всем людям. Любите врагов ваших, — заповедует Он нам, — благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Любовь, значит, не знает обижающих нас, она должна простираться и на всех врагов наших, а не только на любящих нас.»
«О Милосердый Отче и Господи! Как часто и как тяжко согрешаем мы пред Тобою тем, что так неохотно прощаем должников наших и так мало усвояем любовь Твою ко врагам! Но потерпи и не вниди в суд с рабами Твоими. Вместе с прежними долгами оставь нам и новые, ежедневно нами совершаемые, а также и этот тяжкий долг нашего сухого, черствого и немиролюбивого сердца».
«В мире, исполненном жестокости и варварства, в котором замерли, казалось, все нежные движения сердца, зародилось человечество, проникнутое самою крепкою и самою живою
любовью, которая простирается на все, что только носит на себе название человека, которая милует и врага, прощает и неприятелю. Вот почему апостол Павел вправе был сказать: «ветхое прошло , смотри – все сделалось новым».
Рубрики: Простить, помнить, молиться О молитве за враговСледующая запись