В комиссии Русской церкви ожидают подвижек в диалоге со старообрядцами после визита Путина в Рогожскую слободу
Москва. 31 мая. В комиссии Московского патриархата по делам старообрядных приходов считают важным для диалога со старообрядцами запланированный на среду визит президента РФ Владимира Путина в Рогожскую слободу.
«Визит повлияет очень положительно на этот диалог. Старообрядцы, веками не доверяющие власти, наконец-то видят, что власть поворачивается к ним лицом, власть перестала не замечать старообрядцев, но увидела, что старообрядцы всегда идеологически были с государством», — заявил в интервью «Интерфакс-Религия» член упомянутой комиссии, глава Фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов.
Как считает он, старообрядчество — основа русской культуры, и не случайно первым художественным писателем в России был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум.
«Избавившись от недоверия к светским властям, старообрядцы, я уверен, избавятся и от недоверия к властям церковным. Поэтому визит Владимира Путина на Рогожское кладбище — исторический и архиважен прежде всего для консолидации нашего общества», — заявил Л.Севастьянов.
Он призвал уйти от «средневековых клише» и воспринимать старообрядчество как «300-летнюю необходимую оппозиционную силу внутри Церкви».
«Вся история старообрядчества показывает, что, несмотря на жесткую риторику, старообрядчество всегда вращалось «в зоне» Русской церкви. Очень интересно, что это подметил и Серафим Саровский, который тоже молился по старому обряду. Он сказал, что старообрядчество — это лодка, которая всегда была прикреплена к кораблю и никогда не уходила в свободное плавание», — добавил Л.Севастьянов.
Как сообщалось, В.Путин в ходе визита в среду в Рогожскую слободу ознакомится с открывающейся там выставкой, которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение отечественного культурного наследия.
16 марта президент встретился с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием. На встрече обсуждалось грядущее празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкция памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Кроме того, затрагивались вопросы переселения старообрядцев из-за рубежа.
Рогожская слобода — крупный религиозный центр старообрядцев, который начал формироваться во второй половине XVIII века. При Екатерине II, в 1771 году, староверам здесь выделили землю для захоронения умерших от эпидемии чумы, в том же году в слободе построили деревянную часовню, а через несколько лет на ее месте — более обширную каменную. К началу XVIII века к часовне добавилось два собора, а к 1913 году — храм-колокольня.
В XIX веке слобода стала центром благотворительности: на ее территории построили дома для инвалидов, престарелых и сирот, приюты для душевнобольных женщин, жилые дома, палаты для церковного причта, певчих, кельи для монахинь, церковное училище. К 1917 году население слободы составляло более 10 тыс. человек. В 1928-1929 годах слобода была фактически ликвидирована. Землю и здания духовного центра начали возвращать старообрядцам в 1995 году. В 2005 году власти Москвы начали восстанавливать архитектурный ансамбль.
Русская православная старообрядческая церковь насчитывает около 200 общин, численность старообрядцев в России — около миллиона человек.
Ростропович не расставался с молитвословом и соблюдал пост, рассказала его коллега
Москва. 30 мая. ИНТЕРФАКС – Всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович регулярно молился и держал пост, сообщила его коллега, концертмейстер Центра оперного пения Галины Вишневской Алла Басаргина.
«Настоятель вашингтонского Иоанно-Предтеченского собора митрофорный протоиерей Виктор Потапов рассказывал, что однажды ему попал в руки молитвослов Мстислава Леопольдовича. Когда он его увидел, понял, что Ростропович с ним буквально не расставался: книга оказалась зачитана до дыр!» — рассказала А.Басаргина в интервью газете «Православная Москва».
По ее словам, и сам М.Ростропович, и его супруга Галина Вишневская были глубоко верующими людьми.
«В своем имении в США построили храм, на территории их подмосковной дачи также была часовня. Насколько мне известно, Ростропович соблюдал пост. Но он не мог себе отказать в шоколаде. Шоколад требовался ему в большом количестве во время работы. Поэтому постом Мстиславу Леопольдовичу присылали из Израиля горький», — добавила А.Басаргина.
В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения музыканта и десять лет — со дня кончины.
На колоннаду Исаакиевского собора можно будет подняться ночью
Санкт-Петербург. 29 мая. Колоннада Исаакиевского собора с 1 июня перейдет на летний режим работы, и на нее можно будет подняться ночью, сообщается на сайте государственного музея-памятника.
Увидеть панораму Петербурга с колоннады Исаакия можно будет в период «белых ночей» — с 1 июня по 20 августа. В эти дни колоннада будет открыта для посещения с 10:30 до 4:30, за исключением выходного дня — среды.
Работа касс и пропуск посетителей прекращаются за 30 минут до закрытия музейного объекта.
День рождения митрополита Владимира отметили во Владимирском соборе
День рождения митрополита Владимира (Котлярова) отметили 28 мая в соборе Владимирской иконы Божией Матери, почетным настоятелем которого является владыка.
Божественную литургию возглавил секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич в сослужении ключаря собора протоиерея Георгия Шмида, клириков собора и духовенства Санкт-Петербургской епархии. Митрополит Владимир молился в алтаре, причастился Святых Христовых Таин.
По окончании богослужения прозвучали поздравления с 88-летием от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, архиепископа Петергофского Амвросия, председателя Заксобрания Вячеслава Макарова и многие другие.
Владыка Владимир поблагодарил за поздравление, отметив, что ему особенно радостно молиться в день своего рождения в этом соборе, поздравил всех присутствующих с прошедшим праздником Вознесения Господня.
Митрополит Владимир (Котляров) родился 27 мая 1929 года в г. Актюбинске (Казахстан) в семье диакона. В 1948 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1952-м. В 1953 году поступил на заочный сектор, в сентябре 1954-го переведен на стационар Ленинградской духовной академии, которую окончил в 1958 году со степенью кандидата богословия. В феврале 1962 года пострижен в монашество, затем возведен в сан архимандрита. 30 декабря 1962 года хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. 27 декабря 1995 года назначен управляющим Санкт-Петербургской и Ладожской епархией и постоянным членом Священного Синода. С 2002 года — почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. В марте 2014 года по собственной просьбе почислен на покой.
Знаки «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» вручены Патриарху Кириллу и Валентине Матвиенко
В День города, 27 мая, в Ротонде Мариинского дворца состоялась церемония вручения знаков отличия «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Решением Заксобрания в этом году высокое звание присвоено Святейшему Патриарху Кириллу и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко.
Предстоятеля сопровождали митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Волоколамский Иларион, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Царскосельский Маркелл, Кронштадтский Назарий, Выборгский и Приозерский Игнатий, Гатчинский и Лужский Митрофан, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, представители духовенства.
Перед церемонией Святейший Патриарх и сопровождавшие его лица осмотрели храм святителя Николая Чудотворца в Мариинскому дворце. Настоятель протоиерей Петр Мухин познакомил их с историей храма и его убранством.
На торжестве присутствовали депутаты Госдумы, Заксобрания, представители религиозных конфессий, а также известные петербуржцы, ранее удостоенные звания почетных граждан: Михаил Бобров, Ирина Богачева, Сергей Крикалев, Алиса Фрейндлих, Валерий Гергиев и другие.
Открыл церемонию спикер Заксобрания Вячеслав Макаров.
«Люди, которым мы вручаем знаки отличия почетных граждан, принадлежат к числу наших выдающихся современников. Они — творцы истории России. Их имена окружены почетом и уважением не только в Отечестве, но и во всем мире. Это не мы, депутаты, выбрали их. Человек — кисточка в руках Бога. Это Господь избрал этих людей в исторический момент. Он, Господь рисовал картину сегодняшнего дня».
Говоря о заслугах Святейшего Патриарха, Вячеслав Макаров отметил, что Святейший — пастырь огромной силы духа.
«Сегодня весь мир осознает, насколько важно, чтобы во главе Церкви стоял великий пастырь, который всей жизнью готов отстаивать христианские ценности. Мы благодарим Бога, Который дал нам пастыря, всегда выбирающего спасительный путь. Спасительный — не значит самый легкий, а значит — самый правильный, единственно верный путь», — отметил Вячеслав Макаров.
Губернатор Георгий Полтавченко обратил внимание на то, что нигде в мире статус почетного гражданина не пользуется таким высоким авторитетом, как в Санкт-Петербурге.
«Десятки миллионов людей любят вас, Ваше Святейшество, как пастыря православных христиан, — продолжил глава города. — Но особое отношение к вам у жителей нашего города, потому что вы — ленинградец, петербуржец, человек, который с младых ногтей впитал красоту великого города — его духовную красоту. И эту красоту вы несете всему миру. Я уже не говорю о том, что благодаря вам развились традиции духовного просвещения в нашем городе. Строятся новые храмы, восстанавливаются старые, которые были и будут украшением города».
Губернатор добавил, что Святейший Патриарх проявляет особую заботу о нашем городе, укреплении его статуса синодальной столицы.
«И у вас, Ваше Святейшество, и у вас, Валентина Ивановна, много наград, но я уверен, что эта награда будет вам особенно дорога».
Георгий Полтавченко пожелал всем почетным гражданам новых свершений на благо Санкт-Петербурга и России.
Губернатор и председатель Заксобрания вручили новым почетным гражданам осколки гранита, взятые от камней Петропавловской крепости и обрамленные серебряными венками, нагрудные знаки, дипломы и удостоверения почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Святейший Патриарх поблагодарил за памятный знак, отметив, что для него большая честь стать почетным гражданином города, в котором родились не только он, но и его мама, его предки, жившие здесь на протяжении нескольких поколений. Здесь он учился в школе, работал в геологической экспедиции, постигал азы жизни.
«Санкт-Петербург несет в себе колоссальный заряд русской культурной традиции, — отметил Предстоятель. — Самым приятным для меня занятием были прогулки и созерцание архитектурной красоты города. Я с детства старался запоминать имена архитекторов зданий, которые меня заинтересовали. Так что и эстетически я формировался под влиянием города».
«Здесь мои родители пережили блокаду. Отец — практически всю блокаду, мама с маленьким старшим братом была эвакуирована весной 1942 года — это был последний транспорт через Ладожское озеро. Они ехали на полуторке, покрытые каким-то красным одеяльцем, как вспоминает мой брат, и ему казалось, что они не ехали, а плыли, потому что весь лед был под водой. Мама вспоминала, как, подъезжая к восточному берегу озера, она вдруг увидела прекрасный белоснежный храм и яркое-яркое солнце. Это был храм в поселке Черное. И когда они высадились из грузовика, кто-то сказал: «А ведь сегодня — первый день Пасхи». В первый день Пасхи 1942 года мама и старший брат обрели спасение. А отец продолжал работать и защищать Ленинград», — рассказал Святейший Патриарх.
«Здесь сформировался и мой духовный путь. Мне повезло в жизни — моим наставником был выдающийся человек, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, — отметил Патриарх Кирилл. — Помимо руководства епархией он занимал должность председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. Он отвечал не только за связи за рубежом, но и за связи с представителями государственных учреждений и общественных организаций. В советское время это был большой труд и тяжелый крест. Доказательством героической жизни этого человека было то, что он умер в 48 лет от седьмого инфаркта. Не может человек, который жил комфортно и благополучно, так умереть. Эти инфаркты, эти рубцы были не только на его сердце, но и на нашей Церкви, которая в те годы существовала в очень трудных условиях».
«Любовь к моему городу Санкт-Петербургу всегда была в моем сердце и, я уверен, будет до скончания моих дней. Звание почетного гражданина означает для меня не столько высокую оценку моих скромных собственных трудов, сколько признание того огромного вклада епископата, клира, мирян — Церкви нашей — в духовное и культурное развитие города на Неве. Их трудами восстанавливаются и сегодня разрушенные храмы, переоборудованные в различные помещения для светских нужд. Я очень надеюсь, что наш город перестанет быть городом закрытых, снесенных или превращенных в какие-то другие учреждения храмов. Я надеюсь, что никогда более такая культурная и духовная трагедия не постигнет северную столицу России. Санкт-Петербург становится пространством активной духовной жизни, дел милосердия и просвещения. Здесь священником Русской Церкви был создан первый в России детский хоспис, ведет свою работу центр социальной адаптации несовершеннолетних преступников, созданный на одном из приходов», — сказал Предстоятель.
«Слово Спасителя о любви к ближнему никогда не оставалось без отклика среди жителей северной столицы. Истинное лицо Церкви в Санкт-Петербурге узнается не по отдельным публикациям, зачастую очень необъективным, пристрастным, но по трудам православных петербуржцев, которые составляют, несомненно, большинство населения города. Религиозная жизнь петербуржцев часто проявляется не в общественном пространстве, а в их личной жизни. Мне приходилось открывать удивительный религиозный мир замечательных представителей нашей интеллигенции, с которыми я был знаком, когда имел честь возглавлять Ленинградскую духовную академию. Это было то самое время, когда заявить о том, что ты христианин, было рискованно. Но мне встречались руководители научных учреждений, институтов, конструкторских бюро, которые в личной беседе говорили о своей глубокой вере, и я убежден, что эта традиция — православная традиция Петербурга — сейчас становится еще более сильной и никогда не пресечется. Когда мы говорим, что Санкт-Петербург — культурная столица, мы не можем рассматривать ее культурно-историческое наследие вне связи с христианством, в отрыве от православной традиции, в рамках которой созидалась красота и великолепие этого города», — отметил Святейших Патриарх.
«Я много раз говорил, что Санкт-Петербург выглядит как европейский город, чем удивляет и восхищает иностранных туристов. Но этот город никогда не был чужим для России — сила православия одухотворяла все, что здесь строилось и созидалось. Город стал органической частью России именно потому, что здесь более двухсот лет была столица нашей страны. Столица не могла быть на острове, отчужденном от материка. Петербург всегда был органической частью России, потому что здесь сильны традиции православия и сильна вера в сердцах петербуржцев. Хотел бы поблагодарить всех вас и пожелать крепкого здоровья, помощи Божией во всех начинаниях. Желаю нашему городу процветания, восхождения от силы к силе и приумножения той славы, которую он унаследовал от прошлых поколений. Слава Петербургу!» — завершил свою речь Предстоятель.
Кандидатуру Валентины Матвиенко выдвинула общественная организация «Жители блокадного Ленинграда». Святейший Патриарх Кирилл был выдвинут в почетные граждане Союзом ректоров Санкт-Петербурга.
Оба кандидата получили рекордное количество голосов: и Святейший Патриарх Кирилл, и Валентина Матвиенко получили по 45 голосов из 50 возможных.
Святейший Патриарх Кирилл родился в Ленинграде в 1946 году, с 1974 по 1984 год был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Валентина Матвиенко была губернатором Санкт-Петербурга с 2003 по 2011 год.
Почти три четверти россиян хотели бы поклониться привезенным в Москву мощам Николая Чудотворца – опрос
Москва. 26 мая. О принесении мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию знает 81% россиян, впервые услышали об этом 18% респондентов, сообщает ВЦИОМ.
Желание приложиться к мощам Николая Угодника выразили 72% россиян, прежде всего это женщины (81%), люди старше 60 лет (82%) и последователи православия (87%).
В целом 83% россиян положительно относятся к тому, что святые реликвии, мощи святых привозят из-за границы для поклонения верующим. Их главным аргументом является тот факт, что святыни станут более доступны для тех, кто по тем или иным причинам не может выехать за границу (69%).
Отрицательно к принесению мощей из-за границы относится каждый десятый (11%). Свою позицию они объясняют тем, что «не надо беспокоить святыни и перевозить их» (34%), показал всероссийский телефонный опрос, проведенный 23-24 мая среди 1200 респондентов.
Договоренность о принесении мощей Николая Чудотворца из Италии была достигнута по итогам исторической встречи патриарха Кирилла с папой Фанциском 12 февраля 2016 года. Впервые за 930 лет православные россияне смогут прикоснуться к святыне на территории РФ.
Часть мощей была принесена в кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве 21 мая — накануне дня памяти святителя Николая. С 13 по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.
Патриарх Кирилл освятил в Москве собор памяти погибших за веру в советские годы
Москва. 25 мая. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в четверг, в праздник Вознесения Господня, совершил в Сретенском монастыре столицы великое освящение собора в честь новомучеников и исповедников, пострадавших за веру от большевиков.
После освящения храма патриарх с духовенством проследовал крестным ходом в расположенный поблизости древний собор обители, где хранятся мощи бывшего настоятелем Сретенского монастыря в 1920-е годы священномученика Илариона (Троицкого).
Затем ковчег с мощами перенесли в освященный собор и установили на камнях, которые были привезены с Соловков, где священномученик был в заключении в 1924-1929 годы. Одним из тех, кто нес ковчег на плечах, был наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов).
Снаружи храма собрались сотни верующих, которые следят за богослужением на установленном там большом экране. Некоторые держат в руках фотографии священников, погибших за веру.
В 2011 году патриарх Кирилл высказался за увековечение на территории Сретенского монастыря Москвы памяти погибших за веру в годы гонений на Церковь. В конце декабря 2013 года он освятил закладку храма, который возводился к столетию революции.
Высота храма — 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.
Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Москвы, Владимира, Суздаля.
На двух этажах в стилобатной части разместятся просветительский и молодежный центры. При храме будут созданы два музея — новомучеников и Туринской плащаницы.
Российские казаки помогут сирийцам сохранить их древнее христианское наследие
Москва. 24 мая. Ставропольские казаки отправятся в древний христианский город Маалюля в Сирии для изучения исторических памятников на арамейском языке.
«После разгрома, учиненного террористами в городе, мы считаем необходимым отправиться туда и начать работу над письменными памятниками на арамейском языке, языке Иисуса, которые боевикам не удалось уничтожить. Кроме того, мы хотим записать диалоги с местными жителями, которые говорят на современном диалекте арамейского», — рассказал заместитель атамана Ставропольского городского казачьего общества Дмитрий Тарасов, которого цитирует в среду газета «Известия».
Затем документы опубликуют в свободном доступе в Интернете, где будут представлены оригинальные тексты и переводы.
Поддержку в работе казакам окажут ставропольские и московские вузы, а также академия в Маалюле, где преподают арамейский язык.
Несколько лет назад город был захвачен боевиками и сильно разрушен. Пострадали святыни местного монастыря Святой Феклы, были разрушены храмы. В апреле 2014 года город был освобожден. Тогда же при помощи сирийских военных были освобождены настоятельница и 11 монахинь упомянутого монастыря, захваченные в плен в сентябре 2013 года.
Мэр Москвы, президент Македонии и Коптский патриарх удостоены премии за укрепление единства православных народов
Москва. 23 мая. Церемония вручения премии Международного фонда единства православных народов им. Алексия II прошла во вторник в Москве.
Ее лауреатами в этом году стали мэр Москвы Сергей Собянин, президент Македонии Гёрге Иванов и Коптский патриарх Тавадрос II.
Как отметил патриарх Кирилл на церемонии, коптские христиане через века пронесли верность Христу, несмотря на тяжелые испытания.
«И сегодня они совершают каждодневный подвиг исповедания веры. Мы знаем о тех египетских христианах, которые даже под ножом палачей-террористов не отреклись от Христа. У всех на памяти эта трагическая картина коптских христиан, поставленных на колени террористами перед казнью. Это страшная картина!» — сказал он.
По словам предстоятеля, египетский народ в последние годы проходит через серьезные испытания и доказал, что «никаким внешним силам не удастся поколебать его единство».
Приветствуя другого лауреата, Г.Иванова, он отметил, что русский и македонский народы объединяет миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ученики которых в городе Охриде трудились над созданием кириллического алфавита.
«Верность христианским принципам и историческому, культурному наследию помогает нашим народам и ныне сохранять веру, нравственные ориентиры, традиционные ценности, среди которых особое место занимает институт семьи и брака», — заявил патриарх.
Он указал на то, что «верность исконным традициям македонского народа и крепкая политическая воля» стяжали Г.Иванову доверие народа, благодаря его трудам укрепляются отношения Македонии и России.
Давая оценку деятельности С.Собянина, патриарх отметил его личное участие в реализации программы по возведению православных церквей в Москве.
«Это беспрецедентная программа в глобальном, мировом масштабе. Я не знаю ни одного другого города, где бы одномоментно возводились более двухсот храмов, которые реально нужны людям. Храмы не строятся тогда, когда в них нет потребности. Тогда храмы закрываются, или продаются под какие-то иные цели, или используются другими религиями. В нашей столице есть потребность иметь новые храмы», — сказал он.
По словам патриарха, большое внимание правительство столицы уделяет развитию образования и духовно-нравственного, патриотического воспитания, в школах Москвы преподаются «Основы православной культуры».
Митрополит Иларион призвал усыновлять детей, а не прибегать к ЭКО
Москва. 22 мая. Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион высказался против искусственного оплодотворения и суррогатного материнства и призвал усыновлять детей из детских домов.
«Не надо идти на эти эксперименты. Рожайте своих детей. Если свои не получаются, тогда усыновляйте или удочеряйте», — сказал митрополит в программе «Церковь и мир» на канале «Россия-24» (ВГТРК).
Он напомнил, что Церковь не приемлет суррогатного материнства, потому что это «искусственное вторжение в ту сферу, которая является священной».
«Если по каким-то причинам супружеская пара не может иметь детей, то Церковь знает только один способ решения этой проблемы — это усыновление и удочерение детей, и очень многие семейные пары обрели свое счастье, когда они усыновили или удочерили детей», — сказал иерарх, заметив, что ему известно много случаев, когда супруги в течение многих лет не могли зачать ребенка, затем усыновляли одного или нескольких детей, а потом у них появлялся собственный ребенок.
Митрополит пояснил, что Церковь устанавливает запреты на нетрадиционные формы зачатия не для того, чтобы кого-то в чем-то ограничить, а для того, «чтобы люди не оказывались в том бедственном состоянии, в которое они сами себя загоняют».
Иерарх напомнил, что при проведении ЭКО возможно очень много побочных эффектов: «неизвестно, какой родится этот ребенок — здоровый или больной, ради этого одного ребенка не надо ли будет уничтожать несколько других зародышей». Это целый комплекс этических проблем, которые невозможно решить путем медицинского вмешательства, считает представитель Церкви.
«В конце концов, каждый человек, оказавшийся в такой ситуации, ставит для себя вопрос, что нравственно, а что безнравственно», — сказал он.
Патриарх Кирилл называет Николая Угодника святым номер один для России
Москва. 21 мая. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Николая Чудотворца, мощи которого сегодня впервые доставили в РФ из Италии, самым почитаемым святым в стране.
«Святитель и чудотворец Николай с точки зрения народного почитания на Руси был и остается первым святым. Практически во всех домах, как в прошлом, так и во многих домах православных людей сегодня, есть непременно три иконы: Спасителя, Богоматери и святителя Николая Чудотворца», — сказал патриарх в воскресенье в храме Христа Спасителя, куда доставили ковчег с мощами святого Николая.
По его словам, такое почитание связано со множеством чудес в жизни людей по молитвам к этому святому, «с избавлением Отечества и народа нашего от многих и многих исторических катастроф».
«Вот почему русская паства — это паства, исполненная огромной любви к святителю и чудотворцу Николаю. Вот почему в нашем сознании он воспринимается как русский святой, хотя никогда не был на Руси и ни по национальности, ни по культуре никогда не был связан с нашей страной», — заявил патриарх.
Как подчеркнул он, сегодня очень нужно присутствие святителя Николая, «чтобы не только в нашем народе сохранилась вера, но и чтобы великие непреходящие Божественные истины не уходили из жизни современного человека».
Предстоятель напомнил, что договоренность о принесении мощей из Италии была достигнута по результатам его исторической встречи с папой Франциском 12 февраля 2016 года. Обращаясь к присутствовавшему в храме католическому архиепископу Бари Франческо Какуччи, он поблагодарил Католическую церковь за предоставленную россиянам возможность поклониться мощам святого Николая.
Мощи святого Николая сегодня прибыли спецрейсом в аэропорт «Внуково» из папской базилики Бари. Это является уникальным событием, поскольку за все 930 лет пребывания мощей в Бари они никогда не покидали города.
До 12 июля мощи будут доступны для паломников в храме Христа Спасителя, с 13 июля по 28 июля они будут находиться в Санкт-Петербурге (как ожидается, в Александро-Невской лавре).
Феодоровский собор принял участие в «Ночи музеев»
Феодоровский собор во второй раз принял участие в международной акции «Ночь музеев», которая проходила в ночь с 20 на 21 мая. Как и в прошлом году, в соборе акция проходила в вечернем режиме — 20 мая с 18:00 до 23:00, а не всю ночь.
Темой «Ночи музеев» в 2017 году стала экология. Посетителей встречали у дверей собора и проводили по Царской лестнице. Они попадали в верхний храм Феодоровской иконы Божией Матери, где их вниманию предлагалась программа «Царский луг». Экскурсоводы из числа прихожан собора рассказывали о храмовом убранстве, обращая внимание на тему гармонии человека с природой, красоты Божьего мира, которая выражается, в частности, в многочисленных травных и цветочных орнаментах в оформлении иконостаса, отдельных киотов, царского места. Разумеется, экскурсоводы не могли не коснуться самой истории Феодоровского собора, который был построен по проекту гражданского инженера Степана Кричинского к 300-летию Дома Романовых, в 1932 году был закрыт и переоборудован в молокозавод и только в 2005 году в плачевном состоянии возвращен епархии; восстанавливался собор с 2007 по 2013 годы. Рассказывали посетителям и об устройстве иконостаса в православных храмах, и об отдельных иконах. Здесь же гостей ждала программа «Глас небес» — с хоровыми мини-концертами выступили любительский хор Феодоровского собора под управлением Веры Петровой, ансамбль древнерусского пения «Ключ разумения» и другие коллективы.
Затем посетители отправлялись на 3-й этаж — хоры верхнего храма, где их ждало знакомство с экспозицией «По стопам апостолов», реконструирующей быт Святой Земли евангельских времен. Один из авторов экспозиции Алексей Глызин-Богославский на глазах у гостей замешивал тесто для хлеба по древним аутентичным рецептам. Пройдя в следующее помещение, гости оказывались в золотошвейной мастерской. Программа называлась «Цветок льна» и знакомила с трудом вышивальщиц, изготавливающих церковные облачения. Поднявшись еще выше, на башню, посетители попадали в иконописную мастерскую собора. Эта программа называлась «Взгляд вечности» и знакомила с этапами написания иконы. Здесь в качестве экскурсоводов выступили сами иконописцы: пока Христина рассказывала большой группе о том, какие краски используются в иконописи, Ольга отвечала на вопросы одиночных посетителей и тех, кто опоздал к началу и чего-то не расслышал.
Спустившись в нижний храм святого благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины, гости знакомились с программой «Золотая пропорция». «Золотая пропорция» — соотношение, заложенное в самой природе и лежащее в основе великих произведений культуры. Интерьер нижнего храма выполнен в традициях раннего христианства в полном соответствии с этим принципом. Экскурсоводы рассказывали об убранстве храма, о сюжетах росписей, сопровождая свой рассказ комментариями, затрагивающими суть христианской веры. Поскольку в нижнем храме вместо иконостаса — невысокая алтарная преграда, как в древнехристианских храмах, есть возможность наглядно рассказать об устройстве алтаря и о смысле главного богослужения христиан — Божественной литургии. Внимание всех, кто впервые переступает порог собора, привлекает выложенный в центре на полу лабиринт — символ пути человека к Богу. Экскурсовод Ирина объяснила, что название «лабиринт» — условное: в настоящем лабиринте есть тупики, ложные ходы, а здесь, если человек будет идти по указанному пути — пути веры, то он, даже временно отдаляясь, в итоге все равно придет в центр круга, то есть достигнет Царствия Небесного. Показывая гостям баптистерий для крещения взрослых полным погружением, экскурсовод Григорий обращает их внимание на то, что Крещение — одно из Таинств Церкви, это серьезный, ответственный шаг, и люди, которые принимают решение креститься «просто так», «чтобы в жизни повезло», совершают ошибку: Крещение — это лишь начало пути к Богу, требующего глубокой веры и желания изменить свою жизнь.
Последним пунктом была программа «Новомученики и исповедники», с которой можно было познакомиться в храме-часовне Новомучеников и исповедников Российских на территории собора. Экскурсовод — прихожанин собора и научный сотрудник Музея истории религии Александр Буров — рассказал об иконах новомучеников, присутствующих в храме. Он остановился на судьбе каждого из них: Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Петроградского Вениамина, священномученика Иоанна Кочурова, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Особенно подробно Александр рассказал о судьбе последнего настоятеля Феодоровского собора перед его закрытием священномученика архимандрита Льва (Егорова) и его помощниц по Александро-Невскому братству — Киры Оболенской и Екатерины Арской. Специально для «Ночи музеев» была изготовлена экспозиция-инсталляция из старых оконных рам Феодоровского собора. На этом своеобразном стенде были размещены фотографии новомучеников, непосредственно связанных с собором, и их жизнеописания.
Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин рассказал корреспонденту «Воды живой», что экскурсоводы и консультанты из числа прихожан храма — добровольцы, их подготовка заняла примерно месяц. Отец Александр подчеркнул, что участие Феодоровского собора в «Ночи музеев» преследует прежде всего миссионерские цели, ведь в этот день пришло много людей, в том числе молодежи, которые обычно в храм не ходят. Важно, чтобы они почувствовали, что храм — это открытое, гостеприимное и доступное пространство, кроме того, очень многое дающее в культурно-просветительском плане.
«Участие в «Ночи музеев» очень важно и для прихожан, это рождает у них чувство ответственности и сплачивает», — подчеркнул отец Александр.
Феодоровский собор — не единственный православный храм, принявший участие в акции «Ночь музеев»: в Москве в акции участвовали Патриарший музей церковного искусства (Преображенская церковь храма Христа Спасителя) и Черниговское патриаршее подворье. В Санкт-Петербургской епархии в «Ночи музеев» принял участие также духовно-просветительский центр Пушкинского благочиния при храме преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе.
Показания для аборта в российской системе ОМС ограничили лишь случаями изнасилования и нахождения в тюрьме, сообщили в Церкви
Санкт-Петербург. 19 мая. В Русской православной церкви сообщили о сокращении в России перечня показаний для проведения женщине аборта в рамках системы обязательного медицинского страхования.
«Движение вперед есть. Существенно сокращен перечень специальных показаний для искусственного прерывания беременности. Если раньше многодетность и низкие доходы рассматривались как показания для аборта, то теперь показаниями для аборта могут быть только изнасилование или пребывание в местах лишения свободы», — заявила глава юридического отдела Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) в пятницу на дискуссии в рамках Санкт-Петербургского международного юридического форума.
Вместе с тем, по ее мнению, полностью исключить аборты из системы ОМС в обозримом будущем непросто.
«Добиться полного исключения абортов из системы обязательного медицинского страхования — задача непростая. Понятно, что мы ее сейчас ставим, но, наверное, ее нельзя решить одномоментно», — сказала представитель Церкви.
По ее мнению, проблема наличия абортов в системе ОМС сейчас уже не стоит чрезвычайно остро.
В декабре 2016 года сообщалось, что экспертная рабочая группа федерального уровня, возглавляемая министром Михаилом Абызовым, отклонила инициативу, представленную в виде петиции, авторы которой предложили вывести аборты из системы ОМС, за исключением случаев по медицинским показаниям.
Авторы представленной инициативы предложили оставить в перечне услуг программы ОМС только аборты по медицинским показаниям, которые при этом должны производиться исключительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения.
Принимавшие участие в заседании экспертной группы представители Минздрава высказали мнение, что реализация этих предложений может привести к увеличению числа криминальных абортов и, как следствие, к увеличению расходов на последующее лечение женщин и пособия по инвалидности.
По данным Росстата, в России ежегодно делается порядка 1 млн. абортов, и по этому показателю РФ занимает первые места в мире. При этом лишь 3% из них проводятся по медицинским и социальным показаниям.
По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в октябре 2016 года, за запрет абортов в России выступает лишь 18%. Не поддерживают инициативу исключить аборты из системы ОМС 70% опрошенных, тогда как в 2015 году таких людей было 59%.
По данным опроса «Левада-Центра», проведенного в марте 2017 года, большинство россиян считают, что планирование детей в семье должно быть осознанным поведением и реализовываться с помощью современных методов контрацепции (78%). В то же время 13% уверены, что следует родить и вырастить столько детей, сколько получится, не прибегая к контрацепции и абортам. Более половины респондентов (59%) выступают против вмешательства государства в такую частную сферу жизни граждан, как планирование семьи и аборты (в 2015 году — 66%). Между тем 27% считают, что государству следует предпринимать меры по предотвращению абортов.
Патриарх Кирилл просит не дарить ему цветов на именины, чтобы сэкономить деньги на помощь страдающему народу Сирии
Москва. 18 мая. ИНТЕРФАКС – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил направить средства, сэкономленные московскими приходами на покупке цветов ко дню его тезоименитства (24 мая), на сбор помощи для пострадавшего населения Сирии, организуемый в рамках деятельности межрелигиозной рабочей группы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.
«Средства будут направлены на соответствующий целевой счет синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению», — заявил журналистам в четверг руководитель патриаршей пресс-службы священник Александр Волков.
По его словам, присоединиться к этой акции и внести пожертвования на данный счет могут все желающие.
Священник напомнил, что ранее патриарх Кирилл предложил заменить обычай преподносить предстоятелю на праздники цветы сбором средств в пользу нуждающихся. Так, в конце прошлого года, накануне своего 70-летия, патриарх попросил настоятелей московских приходов вместо покупки цветов направить средства Центральной клинической больнице Святителя Алексия и в праздник Рождества передал в дар этой клинике медицинское оборудование, приобретенное на сэкономленные средства. С подобной просьбой патриарх Кирилл обратился к настоятелям и накануне Пасхи.
«Предлагаю придерживаться этого же подхода и впредь в те праздники, когда московские приходы обычно преподносили цветы патриарху», — призвал предстоятель в своем выступлении на епархиальном собрании Москвы.
Москалькова призывает рассматривать вопросы защиты чувств верующих с морально-нравственных позиций
Москва. 17 мая. Вопросы, связанные с защитой чувств верующих, должны регулироваться скорее нравственными рычагами, чем правовыми механизмами, считает уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
«Сегодня происходит замена морально-нравственных норм законодательными. И где-то достаточно морального воздействия, беседы, строгого слова со стороны людей, которые пользуются авторитетом, а не законодательных мер. Мне кажется, здесь нужно больше включать морально-нравственные рычаги, чем правовые механизмы», — сказала Т.Москалькова журналистам в среду.
Она подчеркнула, что «применение светского административного закона порождает здесь противоположности». «Такое деяние не может быть сформулировано как общественно опасное», — сказала правозащитница.
При этом она подчеркнула, что с уважением относится к журналисту Владимиру Познеру, высказавшемуся по этой проблеме. «Я была на его передаче и преклоняюсь и уважаю его талант журналиста и политика», — сказала Т.Москалькова.
Накануне В.Познер, комментируя на своем сайте решение суда, приговорившего к трем с половиной годам условно блогера Руслана Соколовского, который ловил покемонов в храме, выразил мнение, что закон об оскорблении чувств верующих может грозить атеистам судом и сроком.
«Я, как известно, атеист. Следовательно, считаю, что бога нет. Я не то чтобы бегаю кругом и кричу «нету, нету» с утра до вечера, но и не скрываю своих убеждений», — написал журналист.
«Я хотел бы получить исчерпывающее разъяснение: исповедуя этот взгляд, я нарушаю Уголовный кодекс РФ? Может быть, Патриарх Кирилл скажет, оскорбляю ли я его религиозные чувства, утверждая, что бога нет? Может быть, председатель Конституционного суда скажет мне, имею ли я право думать то, что я думаю, и высказывать то, что я высказываю? Может быть, глава государства внесет ясность, не ожидает ли меня суд и, даст бог, извините за каламбур, мягкий приговор?» — задался вопросами В.Познер.
При этом он выразил опасение, что и размещение данного сообщения может грозить ему судом или сроком.
Храм на Крутицком подворье в Москве передан Церкви
Москва. 16 мая. Территориальное управление Росимущества в Москве передало в безвозмездное пользование Церкви столичный храм Воскресения Словущего в Крутицах.
Здание входит в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крутицкого подворья, XV-XVII вв.», сообщает пресс-служба Финансово-хозяйственного управления Русской церкви.
Церковь состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса, датируемого серединой XVIII века.
С 1991 года здесь действует подворье патриарха Московского и всея Руси, а с 2001 года располагается синодальный Отдел по делам молодежи.
В Страсбурге открывается русский духовно-культурный центр
Москва. 15 мая. Открытие духовно-культурного центра в Страсбурге состоится 19 мая на территории русского прихода Всех Святых.
Церемонию возглавят настоятель этого храма и представитель Московского патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) и мэр Страсбурга Ролан Рис, сообщает в понедельник пресс-служба прихода.
Центр предназначается для размещения представительства Русской церкви при Совете Европы, конференц-зала, залов заседаний, жилых и хозяйственных помещений.
В марте на строящийся храм Всех Святых установили золотые купола, изготовленные в Москве.
Идея строительства храма возникла после учреждения прихода Всех Святых в 2003 году и представительства Русской церкви при СЕ в 2004 году. В течение нескольких лет шли переговоры с властями города о получении земли под строительство, разрабатывался проект храма, оформлялись необходимые документы.
В 2011 году власти Страсбурга выделили земельный участок на берегу впадающего в Рейн канала Марн, рядом с которым расположены центральный парк города «Оранжери» и европейские международные институты — Совет Европы, Европейский суд по правам человека и Европарламент. В 2012 году было получено разрешение на строительство, а в 2013 году подписан договор об аренде земли на 99 лет.
С 2007 года по настоящий день община храма арендует бывший гараж, переоборудованный для совершения богослужений. Сейчас его помещения не отвечают потребностям прихода, т.к. количество прихожан с каждым годом увеличивается.
Строительство ведется исключительно за счет частных пожертвований. На сегодня около 2 тыс. человек с разных уголков мира, а также несколько российских компаний внесли свой вклад в возведение церкви.
Состоялся первый выезд «Супружеских встреч» в Москве
Первый выезд по программе «Семейный диалог» православного объединения «Супружеские встречи» для жителей Москвы и Московской области прошел с 12 по 14 мая.
Основными организаторами выступили приход храма Воскресения Христова в Толстопальцеве (район аэропорта Внуково), настоятель иерей Димитрий Кузьмичев и его супруга Ника.
В организации и проведении выезда приняли участие ведущие супружеские пары Санкт-Петербургского епархиального центра православного объединения «Супружеские встречи» протоиерей Александр и Любовь Дягилевы, а также Александр Горшков и Людмила Светлица. Третьей ведущей парой стали Виталий и Любовь Ефимовы — прихожане храма Воскресения Христова в Толстопальцеве, которые ранее дважды приезжали на «Супружеские встречи» в Санкт-Петербург и прошли подготовку в качестве ведущих.
В качестве места проведения выезда был выбран агротуристический комплекс «Богдарня» на границе Московской и Владимирской областей. Рядом с гостиницей расположены два православных храма, что облегчало вопрос организации и служения Божественной литургии в воскресенье утром. В выезде приняли участие 13 пар помимо ведущих, в том числе иерей Димитрий и Ника Кузьмичевы. В основном участниками были прихожане храма Воскресения Христова в Толстопальцеве.
«Я ехал на этот выезд с большой настороженностью, опасаясь того факта, что почти все участники — прихожане одного храма, даже специально звонил и уговаривал отца Димитрия найти хотя бы несколько пар — прихожан других храмов, — признался протоиерей Александр Дягилев. — Выезд по программе «Семейный диалог» для участников — это как уход в пустыню у святых отцов древности. И хотя супруги живут в комфортных гостиничных номерах, не заботятся об удобстве и питании, так что условия пустынными не назовешь, сохраняется сама идея — все время выезда, примерно двое суток, каждая пара пребывает наедине друг с другом, отдавая максимум времени на общение мужа и жены и молитву. Поэтому мы не поощряем знакомство и общение между собою супружеских пар — участников по меньшей мере до вечера субботы. Когда же почти все участники друг с другом хорошо знакомы, возникает огромный риск формирования спонтанных групп общения — отдельно мужчин и отдельно женщин, или просто дружественных семей между собой — в ущерб их собственному внутрисупружескому диалогу, что существенно снижает эффективность методики. У ведущих же не всегда есть возможность это замечать и пресекать, к тому же это может спровоцировать какие-то обиды, никому не нужные конфликтные ситуации, поскольку чувствительность людей в условиях замкнутой группы заметно обостряется».
Отец Александр подчеркнул, что опасения оказались напрасными во многом благодаря отцу Димитрию и Нике Кузьмичевым, которые заранее провели разъяснительную работу с участниками.
Обращаясь в завершение выезда к протоиерею Димитрию и Нике Кузьмичевым, а также к Виталию и Любови Ефимовым, отец Александр призвал их продолжать работу, для чего необходимо формировать ведущие пары, в том числе и среди священнослужителей: одна ведущая пара, по правилам, не может участвовать больше чем в двух выездах в год.
«За один выезд мы охватываем десятки пар, а разводятся люди десятками тысяч каждый год. В Москве же, которая по численности населения почти в два раза больше Санкт-Петербурга, и нагрузка на вас будет в два раза больше. Как сможем, будем помогать вам в организации новых выездов, с другой стороны, и вы будьте готовы нести благую весть о супружеском диалоге как о пути соблюдения заповедей Христовых о любви и о нерасторжимости брачного союза даже до края земли (Деян. 1:8). Сам Господь нас избрал на эту крайне востребованную миссию и привлек сюда, в это место: как показывает практика, случайных людей на выездах «Супружеских встреч» не бывает».
После окончания программы для ведущих и участников была организована паломническая поездка в город Петушки, в дом, где с 1955 года и до самой кончины в 1962 году проживал священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Именно в этом доме он составил ныне повсеместно совершаемую службу Всем святым, в земле Русской просиявшим. В доме был отслужен молебен священноисповеднику Афанасию, и неожиданно во время рассказа о его пребывании в этом доме экскурсовод, которая не знала, что эта группа паломников — участники проекта «Супружеские встречи», поведала о том, что святой Афанасий особое внимание уделял супружеским парам в кризисе отношений, которые часто приходили к нему в этот дом в Петушках, иногда приезжали издалека, за духовным советом. Священноисповедник всячески увещевал их сохранять верность друг другу и не разводиться, а далее пророчески говорил, что будущее Церкви — в семьях, и много молился об укреплении семей. Участниками это было воспринято как благословение святого на создание московского центра «Супружеских встреч».
Межконфессиональная спартакиада состоялась в Санкт-Петербурге
Межконфессиональная спартакиада состоялась 13 мая в спорткомплексе «Нова Арена». Команды, представлявшие конфессии и национальности, соревновались в четырех видах спорта — мини-футболе, настольном теннисе, стритболе и шахматах.
Турнир организовали епархиальный отдел по взаимодействию со спортивными организациями, городской комитет по физической культуре и спорту, детско-юношеская мини-футбольная лига имени Алексея Степанова.
В открытии участвовали председатель епархиального отдела по взаимодействию со спортивными организациями епископ Царскосельский Маркелл, вице-губернатор Александр Говорунов, председатель городского комитета по физической культуре и спорту Павел Белов.
Мини-футбольный турнир выиграла команда «Митрополия», иерей Димитрий Дмитриев занял третье место в соревнованиях шахматистов. В общем зачете спартакиады команда епархии заняла второе место.
Победителей награждали епископ Маркелл и руководитель городского отдела по связям с религиозными объединениями а Владимир Иванов.
Учредитель мини-футбольной лиги, главный тренер команды «Митрополия» с 2013 года Олег Львов рассказал, что первый подобный турнир прошел в 2014 году и был приурочен ко Дню защитника Отечества.
«Мы рады, что наше начинание хорошо принято участниками и зрителями, получило достойное освещение в СМИ. В этом году спартакиада стала общегородским событием», — сказал он.
В командах епархии играют представили духовенства и миряне. Как рассказал корреспонденту ИА «Вода живая» сотрудник епархиального отдела по взаимодействию со спортивными организациями иерей Богдан Полевой, есть примеры, когда священник начинал заниматься спортом.
«Но бывало, приходили ребята, интересовавшиеся футболом, которые были на пути к Церкви. Сейчас среди них есть те, кто не только помогает в храме, участвует в жизни прихода, но и поступил в семинарию».
Спартакиада прошла при финансовой поддержке строительной компании ЛСР.
Архиерей впервые за сто лет совершил литургию в Эрмитаже
Москва. 12 мая. Первая после 1917 года литургия архиерейским чином была совершена в домовом храме (бывшем придворном соборе Спаса Нерукотворного) в Государственном Эрмитаже.
Богослужение возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, сообщает в пятницу сайт Русской церкви.
В храме собрались студенты духовной академии и прихожане храма из числа сотрудников Эрмитажа.
На богослужении вознесли молитвы об упокоении великих государей, императоров и императриц, почивших руководителей и сотрудников музея, а также о здравии нынешнего руководства и всех трудящихся в Эрмитаже.
Архиепископ Амвросий и настоятель храма Спаса Нерукотворного протоиерей Владимир Сорокин поблагодарили директора Эрмитажа Михаила Пиотровского за приглашение и возможность совершать богослужения в домовом храме музея.
Патриарх Кирилл впечатлен шествием «Бессмертного полка», призывает духовенство активно участвовать в этой акции
Москва. 11 мая. Всероссийская акция «Бессмертный полк» продемонстрировала религиозность россиян и их способность к консолидации, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«В каком-то смысле «Бессмертный полк» — это сигнал не только нашему народу или народам бывшего Советского Союза, но и всему миру. И я не удивлюсь, если это замечательное начинание будет распространяться и на многие другие страны», — сказал патриарх в четверг на заседании Высшего церковного совета в Москве.
Он указал на то, что этот процесс уже начался в среде выходцев из стран бывшего СССР за рубежом, «но ведь не только люди, связанные с нашей страной, погибли во Второй мировой войне, поэтому это может стать мощным объединяющим началом».
Патриарх признался, что на него это шествие производит «очень глубокое впечатление». Он усмотрел в этой акции «удивительный знак» способности людей объединяться поверх национальных, религиозных, политических различий.
По его словам, эта общая платформа для консолидации «связана с самым дорогим — с семейными ценностями, с семейной солидарностью, потому что несут портреты своих родственников», а также с общим отношением народа к погибшим за Отечество.
«Взирая на «Бессмертный полк», понимаешь, что политическая мотивация, которая иногда выводит людей на улицы — за или против, не имеет значения, — ничто по сравнению с этой глубинной нравственной мотивацией. А в безрелигиозном обществе такая мотивация не работает. Поэтому в каком-то смысле, вне зависимости от отношения людей к вере, феномен «Бессмертного полка» имеет ярко выраженное религиозное и нравственное измерение, и это ответ тем, кто говорит, что в России секулярное, нерелигиозное общество», — заявил патриарх.
Он добавил, что «было бы неплохо, если бы видимое присутствие Церкви было бы также и в этом шествии».
Как сообщила ранее «Интерфаксу» официальный представитель МВД РФ Ирина Волк, в акции «Бессмертный полк» по всей России приняли участие около 8 млн. человек.
В Новой Зеландии освятили русский православный храм
*** На крупнейшем в Австралии кладбище хотят установить мемориал в честь русских воинов
Москва. 10 мая. Великое освящение храма Николая Чудотворца состоялось в городе Крайстчерч в Новой Зеландии.
Богослужение возглавил епископ Канберрский Георгий (Русская православная церковь за границей). На освящении собрались несколько десятков верующих, сообщает пресс-служба Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ.
Русская православная община в Новой Зеландии начала формироваться более полувека назад и сегодня насчитывает пять приходов.
Тем временем в австралийском Сиднее православные верующие намерены добиваться сооружения на местном кладбище Руквуд мемориала «Святой Георгий Победоносец» в честь русских воинов (участников Великой войны 1914 года, Гражданской войны 1918-1922 годов и Великой Отечественной войны), похороненных на этом и на других австралийских кладбищах, говорится в сообщении.
Сейчас на кладбище Руквуд действует русская часовня. Это крупнейшее в стране кладбище, насчитывающее около миллиона захоронений, в том числе более 20 тыс. могил, в которых покоятся русские люди.
Акция «Народный хор Победы» прошла у Казанского собора
На площади у Казанского кафедрального собора 9 мая прошла ежегодная музыкально-патриотическая акция «Народный хор Победы», посвященная 72-й годовщине Великой Победы. Акция организована культурно-просветительским центром Казанского собора совместно с арт-салоном «Невский, 24» при поддержке администрации Центрального района.
Поздравить присутствующих с Днем Победы на сцену вышел один из организаторов акции клирик Казанского собора протоиерей Михаил Шастин. Он отметил, что в суровое время войны во всем величии проявилась духовная мощь нашего народа, пожелал всем мирного неба над головой и призвал чтить память тех, кому мы обязаны жизнью. Отец Михаил напомнил, что 9 мая во всех храмах города совершаются заупокойные службы в память о павших воинах, возносятся молитвы о здравии защитников Родины, которые остались живы, и благодарственные молитвы за дарование нам Победы.
Прозвучали десять песен — «десять мгновений Победы»; перед началом акции всем ее участникам раздавали праздничные буклеты «Песни Великой Победы» с текстами. Были исполнены знакомые и любимые всеми с детства песни — «Священная война», «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Нам нужна одна победа», «На безымянной высоте», «Смуглянка», «Эх, дороги», «Последний бой». Завершала программу песня «День победы».
Со сцены народным хором управляли дирижеры-запевалы: один из организаторов акции, художественный руководитель арт-салона «Невский, 24» Никита Круглов и лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист ансамбля «Левада» Юрий Юркин. Никита Круглов рассказывал об истории создания каждой песни и об ее судьбе: например, о том, что песня «Катюша» появилась еще до Великой Отечественной войны, но в сознании народа прочно ассоциируется с Победой. Некоторые песни задумывались их авторами как лирические, но в итоге звучали как военные марши — такой песней оказалась «Нам нужна одна победа», которую написал Булат Окуджава. В годы войны ноты некоторых песен рассылали по всем фронтам, чтобы их разучивали и исполняли военные оркестры, — такой песней была, например, «Смуглянка».
Особую атмосферу акции придавала расположенная вдоль колоннады Казанского собора фотовыставка Сергея Ларенкова «Связь времен». Горожане и гости города еще долго не хотели расходиться после окончания акции, фотографировались у коллажей и поздравляли друг друга с праздником. Вокруг царило всеобщее воодушевление и единство.
Делегация епархии приняла участие в церемонии возложения венков на Пискаревском мемориале
Делегация Санкт-Петербургской епархии 8 мая приняла участие в официальной церемонии возложения венков на Пискаревском мемориальном кладбище в честь 72-летия Великой Победы. Ее возглавил епископ Царскосельский Маркелл.
Торжественно-траурная церемония началась с минуты молчания, затем был исполнен гимн России. Священнослужители возложили венок к монументу Матери-Родины, пропели пасхальный тропарь и возгласили «Вечную память» героически погибшим защитникам блокадного города.
В церемонии приняли участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, губернатор Георгий Полтавченко и члены правительства города, полпред президента России в СЗФО Николай Цуканов, делегация Заксобрания во главе со спикером Вячеславом Макаровым, представители правительства Ленобласти, депутаты Госдумы, члены Конституционного Суда, делегации силовых структур, учебных заведений, генеральных консульств, общественных организаций, молодежных патриотических объединений.
Мимо монумента торжественным маршем в сопровождении военного духового оркестра прошла рота почетного караула.
Почтить память погибших на крупнейшее в мире братское захоронение жертв войны пришли тысячи петербуржцев, среди них были ветераны войны, жители блокадного города и их родственники.
В годы Великой Отечественной войны Пискаревское кладбище стало местом массовых захоронений. Мемориал был открыт 9 мая 1960 года. Здесь находится 186 братских могил, в которых покоится около полумиллиона воинов и жителей города. Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней и ночей с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. За массовый героизм и мужество жителей города, проявленные в дни фашистской осады, Ленинграду было присвоено звание города-героя.
Состоялся семинар для молодежи, посвященный осмыслению итогов минувшего столетия
В Синем зале епархиального управления 7 мая состоялся открытый образовательный семинар-конференция для молодежи и ответственных за работу с молодежью на приходах на тему «1917-2017: Судьбы России и Церкви», организованный епархиальным отделом по делам молодежи.
В рамках семинара состоялась встреча членов православных молодежных общин города с группой православной молодежи из США под руководством заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи РПЦЗ протоиерея Андрея Соммера, которая привезла в Санкт-Петербург мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (святыни будут находиться в нашем городе до 12 мая).
Конференция началась с выступления мужского молодежного хора Восточно-Американской епархии РПЦЗ под управлением регента Адриана Фекулы.
Ведущий семинара, заместитель руководителя епархиального молодежного отдела Александр Розмыслов, во вступительном слове отметил, что образовательные семинары для ответственных за работу с молодежью на приходах проходят два раза в год. Итоги прошедших семинаров показали, что православную молодежь интересует опыт молодежной работы в других епархиях, в том числе за рубежом. Поэтому в этом году семинар имеет международный характер и приурочен к приезду американской делегации.
Председатель епархиального молодежного отдела протоиерей Константин Головатский обозначил основную тему конференции.
«В этом году отмечается столетие революционных событий в России, и мы вспоминаем их прежде всего как трагедию русского народа. Других оценок и позиций в этом вопросе быть не может, потому что революция принесла беду на нашу землю. Это действительно страшный поворот в истории нашей стране и судьбе нашего народа. Революция принесла с собой кровь, смерть, Гражданскую войну, разделение русского народа, волну эмиграции. Цвет русской интеллигенции вынужден был уехать из страны и на чужбине сохранять культурное наследие. Те, кто остался в России, были вынуждены скрывать свои убеждения, многие страдали за них, подвергались гонениям, были осуждены, отправлялись в ссылки, тюрьмы и в конечном счете были приговорены к смерти. В советские годы волна безбожия накрыла всю Россию, закрывались храмы, были гонимы все православные христиане без исключения, нельзя было открыто исповедовать свою веру. Огромное количество людей пострадало за веру во Христа, пролило свою кровь и было расстреляно, но до конца пронесло свои христианские убеждения. Сегодня нам важно не только обсудить уже известные исторические факты, но и высказать свою позицию, открыть для себя что-то новое и услышать друг друга».
Протоиерей Андрей Соммер в докладе на тему «100 лет и 10 лет» рассказал об активной организационной и миссионерской работе РПЦЗ и поделился опытом молодежной работы в Восточно-Американской епархии. Свое выступление он начал с цитаты из послания Второго Всезарубежного собора Русской Православной Церкви Заграницей, прошедшего в 1938 году в Сремских Карловцах (Югославия).
«Долг русского зарубежья — сохранить духовные ценности Святой Руси и передать их будущим поколениям, подготовить их для службы возрожденной Великой России».
Собор прошел под председательством митрополита Анастасия (Грибановского) — второго первоиерарха РПЦЗ. Митрополит много потрудился для организации православных общин русских беженцев, защищал свободу последних от насильственной репатриации и восстанавливал церковную жизнь разбросанной по всему миру Зарубежной Церкви. На Втором Всезарубежном соборе он указывал на необходимость привлечения паствы к участию в делах Церкви, сохраняя при этом каноническое подчинение иерархам и духовенству, ради сплочения и укрепления Зарубежной Церкви, духовного просвещения и противостояния сектантским течениям. Решения собора оказали большое морально-укрепляющее влияние на всех православных христиан, находившихся в эмиграции. Иерарх РПЦЗ проявлял заботу и беспокойство о моральном состоянии молодежи и считал, что Церковь должна вступить в защиту молодежи от духа разврата и разрушительных факторов окружающей среды. В Европе, Америке и других местах, где находились русские, были созданы приходы, воскресные школы, летние епархиальные скаутские лагеря, различные молодежные кружки и общественные организации, издавались журналы и газеты. Одной из главных задач было сохранить для будущих поколений православную веру и культуру. Приходские школы берегли и изучали русский язык, классическую русскую литературу, Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, русскую историю и географию.
Выполнялась особая задача самосохранения, которая стала главной миссией РПЦЗ. Внутренняя миссия у пастыря на приходе заключалась не только в просвещении, но и в духовном воспитании, стало важно защитить молодое поколение от незнакомых обстоятельств в незнакомой стране.
«Церковь, семья и школа в деле воспитания должны вместе тесно действовать, а приходской священник — скреплять их деятельность. Церковь должна быть источником общения для молодежи. Целью приходских школ было всегда одно — научить любить Бога, указать на смысл жизни каждого человека: жить ради вечного спасения, во Христе и со Христом; вовлечь в участие в богослужениях и церковной жизни, раскрыть многовековой опыт православной Церкви, объединить молодых людей и дать им поддержку и жизненный стержень, на который они могут опереться», — сказал отец Андрей.
Доклад религиоведа и историка Сергея Фирсова был посвящен теме «Церковно-государственные отношения в России накануне 1917 года и сейчас». Он указал на то, что революция 1917 года была не случайным, а закономерным явлением: русское общество, в том числе и Церковь, переживало глубокий кризис, и приуменьшать эту проблему нельзя. Революция в той или иной форме была неизбежна, об этом говорили многие, даже весьма консервативные деятели. Кризис, переживавшийся обществом, вышел наружу и вылился в трагедию 1917 года, которая охватила разные пласты русского общества. В этой ситуации Церковь оказалась в сложном положении, не имея четких представлений о том, как будут развиваться события дальше, в условиях, когда ставилась под сомнение сама возможность существования в новом государстве. Революцию лектор определил как «затемнение сознания людей» и призвал анализировать те события, делая акцент на понимании ее как внутренней трагедии, а не сводить все к проискам «злых сил».
Затем состоялась работа православной молодежи в формате «круглого стола». Все присутствующие на конференции разделились на четыре группы (пятую составило духовенство) и в ходе дискуссии обсудили последствия и итоги государственного переворота октября 1917 года, вызовы XX столетия, роль духовенства в годы гонений, судьбы новомучеников и исповедников российских и другие вопросы.
Хор духовенства выступил во Франции и Швейцарии
Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова с 2 по 6 мая совершал поездку во Францию и Швейцарию по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и приглашению епископа Корсунского Нестора.
Хор выступил с программой народных и патриотических песен в Российском духовно-культурном центре Парижа. Гостей приветствовал директор культурных программ центра иерей Георгий Шешко. Песнопения сопровождались историко-искусствоведческим комментарием директора хора иерея Илии Макарова и были тепло приняты слушателями.
Хор также выступил в Свято-Троицком кафедральном соборе Корсунской епархии в Париже. По благословению епископа Корсунского Нестора поддержку выступлениям оказал секретарь этой епархии иерей Максим Политов.
Это был первый за 45-летнюю историю хора концерт в Париже. Выступления священнослужители посвятили 300-летию визита основателя Санкт-Петербурга русского царя Петра I во Францию. Также в рамках концерта вспоминали 100-летие начала революционных событий в России, которые повлекли эмиграцию лучших представителей русской культуры в европейские страны, в том числе во Францию. В выступлениях принял участие представитель знаменитой династии церковных композиторов Кедровых, осуществляющий литургическую и творческую деятельность в Париже, диакон Александр Кедров, регент парижского храма святого Александра Невского.
4 мая выступления хора продолжились в Швейцарии. В третий раз он выступил в одном из древнейших храмов города Шебра, жители которого тепло принимают коллектив из России. Певчие преподнесли жителям Шебра подарок — швейцарскую песню «Liauba», им подпевали все слушатели, а по просьбе русской диаспоры прозвучал романс на стихи Михаила Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Также был дан концерт в зале собраний еще одного швейцарского города — Аньера — по приглашению мэра Антуана Барда. Важнейшим моментом выступления стала проповедь на французском языке под музыку российского композитора Максима Кашеварова к фильму о Петрограде 1917 года. После концерта мэр дал прием в честь хора. Организатор поездки со стороны Швейцарии Жан-Марк Бови выразил благодарность митрополиту Варсонофию за возможность услышать хор петербургского духовенства, подчеркнув, что его миссия важна для укрепления культурных связей между швейцарским и русским народами.
Церковь учредила праздник в честь Собора 1917-1918 годов, на котором восстановили патриаршество
Москва. 5 мая. Священный Синод учредил новый праздник — день памяти отцов Поместного Собора 1917-1918 годов, который восстановил патриаршество в России.
Он будет отмечаться 18 ноября — в день столетия избрания святителя Тихона на Московский патриарший престол, сообщает сайт Русской церкви.
Как заявил «Интерфакс-Религия» в пятницу доктор церковной истории, заместитель заведующего отделом новейшей истории Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Мазырин, Собор 1917-1918 годов — «это главное церковно-историческое событие новейшей эпохи», он объединил Церковь перед лицом развернувшихся гонений на нее.
«Он санкционировал активное привлечение к церковному управлению как рядового духовенства, так и мирян, чем дал им почувствовать свою ответственность за судьбу Церкви. Восстановленный Собором институт патриаршества в лице новоизбранного Святейшего патриарха Тихона дал Церкви духовного вождя, символ ее единства, святости и соборности, а не некоего «папу Московского», подавляющего все остальные части церковного организма, чего многие опасались», — отметил он.
По мнению историка, если бы Собор не состоялся, то выстоять в гонениях Церкви было бы гораздо тяжелее. Он также напомнил, что из участников Собора около 50 были позже прославлены в лике новомучеников и исповедников.
Историк полагает, что нынешний год столетия революции особенно благоприятен для установления такого праздника, тем более что уже восстановлен Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, в котором заседали участники Собора и в котором освящен храм в их честь.
Церковь предлагает построить в Москве музей Первой мировой войны на месте, где хотят возвести торговый центр
Москва. 4 мая. Синодальный Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ совместно с жителями района Сокол выступили с инициативой создания в Москве первого в России федерального мемориального комплекса с музеем, посвященным Первой мировой войне.
«Открыть его предполагается на территории сохранившейся части Братского кладбища в районе Сокол, где в настоящее время расположен Мемориальный парк героев Первой мировой войны. В настоящее время на территории Братского кладбища планируется строительство торгово-развлекательного комплекса. Против этого выступают жители района Сокол, представители Церкви, общественные деятели», — сообщает в четверг пресс-служба синодального отдела.
5 мая на территории Братского кладбища состоится акция, посвященная памяти погребенных на кладбище участников Первой мировой. Прихожане расположенного там храма и все желающие пройдут крестным ходом по территории кладбища в границах мемориально-паркового комплекса и отслужат панихиду с поминовением имен 18 тыс. воинов, проливших свою кровь на полях сражений и погребенных на этом месте.
Кроме того, в часовне Преображения Господня на Братском кладбище состоится торжественная закладка капсулы с землей из Калининградской области — единственного места на территории современной России, где проходили сражения Первой мировой войны.
В Церкви критикуют спектакли и танцы в российских храмах
Москва. 3 мая. В Русской церкви выступили против использования храмового пространства для проведения светских представлений.
«Могу понять особые обстоятельства («хотели на улице, стало холодно — пришлось перенести в храм») и попытки миссионерских устремлений. Но все это, на мой взгляд, никак не оправдывает подобные действия. Храм — место для молитвы. Для общения с Богом», — написал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в среду на своей странице в соцсети, комментируя организацию спектаклей, танцев и акробатических трюков в ряде российских храмов.
Представитель Церкви признал, что внебогослужебное использование храмового пространства возможно, — например, для бесед на евангельские темы, особенно когда у храма нет других помещений.
«Но любую, скажем так, творческую активность на приходе, которая сама по себе может вполне даже приветствоваться, лучше проявлять вне пространства, где совершается литургия. Мне кажется, это вполне очевидно», — подытожил он.
Патриарх Кирилл в Петербурге почтил память погибших в метро
Санкт-Петербург. 2 мая. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье совершил заупокойную службу по жертвам теракта в Петербурге.
Богослужение, во время которого предстоятель поименно помянул погибших, состоялось у станции петербургского метро «Технологический институт». При этом он завершил службу пасхальным возгласом «Христос воскресе!»
«Жизнь сильнее смерти, Бог сильнее дьявола, и когда смерть, страдания и дьявол берут верх, то все мы должны помнить, что конечная победа за Богом и за жизнью. И для того, чтобы в нашей жизни было меньше страданий, мы все должны жить в соответствии с Божьим нравственным законом и преодолевать всякие испытания силой своего духа, способностью единства, способностью к совместным трудам для того, чтобы было больше света, добра и правды в нашей жизни», — сказал предстоятель.
Он выразил соболезнование семьям погибших, тем, кто сегодня еще находится на больничной койке.
«Как ленинградец, как петербуржец я всегда вместе со своим городом — и в радостях, и в скорбях. И я очень надеюсь, что сила веры будет возрастать в нашем городе, сила духа, и тогда мы будем непобедимы», — сказал патриарх.
Днем 3 апреля на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сеннаяплощадь» петербургского метро в вагоне поезда произошел взрыв. Бомбу, по данным следствия, привел в действие террорист-смертник, уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. В результате теракта погибли 16 человек, включая террориста, более 50 получили ранения.
Ответственность за теракт взяла на себя одна из группировок, связанных с «Аль-Каидой» (запрещена в России) — «Катибат аль имам Шамиль».
Фотовыставка «Связь времен» открылась у Казанского собора
В рамках ежегодной патриотической акции «Народный хор Победы» на площади перед Казанским кафедральным собором 1 мая открылась фотовыставка Сергея Ларенкова «Связь времен». Вдоль колоннады развернута экспозиция из работ, выполненных в жанре исторической фотореконструкции. Это совмещения прошлого и настоящего путем наложения на старую фотографию современной, сделанной в таком же ракурсе. Изображения вызывают эффект присутствия, зритель словно бы переносится из благополучного сегодняшнего дня в суровые будни войны.
Основой для коллажей послужили работы известных блокадных фотокорреспондентов времен войны: Александра Бродского, Бориса Васютинского, Владимира Капустина, Георгия Коновалова, Бориса Кудоярова, Рафаила Мазелева, Александра Михайлова.
Для составления коллажей мастер с математической точностью рассчитывает место, откуда было сделано старое фото. За десять лет работы Сергей Ларенков отыскал места и переснял более 800 фотографий периода Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге, Москве, Севастополе, Киеве, Бресте, Одессе, Берлине, Вене и других городах. Фотохудожник отмечает, что наиболее сильное впечатление на него производит серия работ о блокаде Ленинграда — его родного города.
Посмотреть выставку можно круглосуточно до конца мая. Акция организована культурно-просветительским центром Казанского кафедрального собора и арт-салоном «Невский, 24» при поддержке администрации Центрального района.
Рубрики: Новости Состоялись VI Валаамские образовательные чтения: «Последствия 1917 года для Церкви, народа и России: попытки обретения утраченного»В день Всех святых Санкт-Петербургской митрополии на Левашовском кладбище совершена Божественная литургия