ПОИСК

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Апрель 2017

 

Выставка каллиграфии открылась в Казанском соборе

В крипте Казанского кафедрального собора 30 апреля состоялось открытие выставки «В начале было Слово», на которой представлены работы по каллиграфии и копии древних славянских рукописей студентов кафедры станковой и книжной графики СПбГХПА имени Александра Штиглица.

Рядом с художественными работами расположены стенды, на которых размещена информация о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, о двух древних системах славянской письменности (глаголица и кириллица) и об исторических формах кириллицы (устав, полуустав, скоропись и вязь).

Открывая выставку, руководитель культурно-просветительского центра Казанского собора протоиерей Михаил Шастин поздравил всех православных христианок с Неделей святых жен-мироносиц.

«В этот день мы говорим прежде всего о том подвиге, которые совершили жены-мироносицы, следовавшие за Иисусе Христом и ставшие первыми свидетельницами о Воскресшем Христе Спасителе. Именно в нем заключается ценность и высота служения женщин в Церкви», — отметил отец Михаил.

Он рассказал о том, что выставка приурочена ко дню святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — основателей славянской письменности, память которых Православная Церковь чтит 24 мая.

Руководитель просветительского отдела собора Наталья Феофанова отметила, что представленные на выставке студенческие работы имеют особое значение — молодое поколение обращается к опыту своих предков и сохраняет предание. Она пожелала студентам не останавливаться на этом и продолжать работать, поскольку тема, к которой они обратились в своем творчестве, по своему происхождению и значению тесно связана с церковной тематикой. «Возможно, кто-то из вас найдет свою дорогу к храму через это искусство», — отметила Наталья Феофанова.

И. о. заведующего кафедрой книжной и станковой графики Академии имени Штиглица профессор Александр Пожванов сказал, что одним из важнейших предметов для художника-графика и книжника является искусство шрифта.

«Слово выражается и сохраняется на различных носителях с помощью письменных знаков, которые несут информацию и позволяют нам сохранить опыт, знания и мысли предыдущих поколений и передать их последующим. Умение грамотно говорить и красиво писать — это то, что делает человека культурнее, интеллигентнее и возвышеннее. Выставка в храме возвышает наше занятие и наше стремление», — подчеркнул Александр Пожванов.

Старший преподаватель кафедры книжной и станковой графики Юлия Куршева обратила внимание присутствующих на то, что представленные на выставке работы написали студенты первого и второго курсов, и при этом уровень работ очень высокий. «Я горжусь тем, что работаю на кафедре книжной и станковой графики, потому что мы не теряем традиции и передаем их будущим поколениям», — сказала она.

Прихожанин Казанского собора, заслуженный художник России Евгений Большаков назвал выставку явлением в культурной жизни города.

«В нашем городе за последние годы не было ни одной выставки, посвященной тому, как можно писать шрифт. Современная механизация практически свела на нет отношение к шрифту как искусству. Ведь шрифт — это не просто писание неких текстов, а сакральное проникновение в смысл того, что написано. Сама идея выставки — блестящая, и экспозиция получилась очень хорошей, авторы-первокурсники показали в своих работах прекрасные художественные качества. То, что они сейчас делают, даром не пройдет, потому что не бывает ничего случайного и лишнего в жизни. Продолжая фразу, с которой выставка началась, скажу: «В начале было Слово, и это Слово было Бог». Дай вам Бог, ребята, дальше постигать искусство и добиться в жизни успеха».

В день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 24 мая, в крипте Казанского собора состоится мастер-класс, на котором в течение трех часов студенты кафедры книжной и станковой графики Академии имени Штиглица будут обучать всех желающих основам каллиграфии.

 

Конференция «Сакральная география» прошла в Санкт-Петербурге

Всероссийская научная конференция «Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма» прошла 27-29 апреля в Санкт-Петербурге. Она была организована Санкт-Петербургским научным центром РАН, Русским географическим обществом и епархиальным паломническим отделом.

Предварил конференцию прошедший в ее рамках 26 апреля в епархиальном управлении под председательством архитектора митрополии Дмитрия Борунова «круглый стол» на тему «Сакральная архитектура». При участии архитекторов России и стран Европы состоялся диалог по вопросам храмостроительства.

Конференция начала работу в Святодуховском центре. Приветствие зачитал академик РАН, член президиума Русского географического общества Владислав Румянцев. Председатель паломнического отдела епархии Владимир Дервенев зачитал приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

«Глубоко символично, что второй год подряд форум проходит в стенах прославленной обители — Александро-Невской лавры, а в его работе принимают участие не только церковные учреждения — епархии и монастыри Русской Православной Церкви, но общественные организации и сообщества, а также зарубежные гости из Поместных Православных Церквей, европейских стран, США и Ближнего Востока.

На встрече будут рассмотрены вопросы религиозно-практической сферы. Известные специалисты поделятся взглядами на проблемы и перспективы развития современной церковной архитектуры, религиозного туризма и паломничества, предложат их решения. Следует отметить, что тема церковного зодчества является насущной в контексте нехватки храмов и необходимости их строительства, особенно в таких мегаполисах, как Санкт-Петербург.

Надеюсь, что конференция станет вкладом в возрождение и развитие традиций паломничества Святой Руси, храмостроительства, православной культуры и духовного просвещения», — сказано в послании.

Приветствие архиепископа Карельского и всея Финляндии Льва зачитал протодиакон Юрки (Георгий) Хяркенен.

Были также зачитаны приветствия от администрации губернатора Санкт-Петербурга, Патриарха Сербского Иринея, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, епископа Городецкого Августина, епископа Нарвского и Причудского Лазаря, главы Русской духовной миссии на Святой земле архимандрита Александра, главы паломнического центра Московского патриархата иеродиакона Сергия, посла Сирийской Арабской Республики, а также от руководителей различных общественных организаций.

Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) выступила с докладом «Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь в революционную эпоху». Она рассказала о судьбе обители, основанной в конце XX века на территории Великого княжества Финляндского, входившего тогда в состав Российской империи («линтула» по-фински «птичка»). Здесь супругами Нероновыми был основан первый в Финляндии православный женский монастырь. В 1939 году в результате Зимней войны сестры покинули Линтулу и ушли вглубь Финляндии. Монастырь был разрушен, на его территории расположился дачный поселок Огоньки. В 2007 году территория храма была приписана как подворье к Константино-Еленинскому монастырю, началось строительство нового двухэтажного храма на прежнем месте. В настоящее время на подворье завершаются отделочные работы. Несмотря на то, что монашеская жизнь возрождена здесь недавно, Линтула стала местом паломничества: каждый год 4 августа, в день памяти святой Марии Магдалины, здесь проходит крестный ход. Монастырь проводит ежегодные Линтуловские чтения.

Доклад протодиакона Юрки (Георгия) Хяркенена «Сходство и различия в представлениях паломничества и туризма» был посвящен истории поклонения христианским святыням с первых веков христианства. Особое внимание было уделено святыням Севера и, в частности, Валааму. Было рассказано и об истории Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Говоря о привлекательности религиозных объектов для туристов, отец Георгий отметил, что действующая церковь или монастырь всегда привлекательнее музея.

Насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Нектарий (Соколов) в докладе «Неизвестные паломнические тропы Святой земли» рассказал о малоизвестных местах на Святой земле, куда редко заглядывают паломники: это, например, историческая территория Самарии, Тель-Шило — место, где стояла ветхозаветная скиния, город Наблус — родина Иустина Философа, парк Баниас на севере страны — именно там Иисус Христос сказал апостолу Петру: «На этом камне я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18) и многие другие.

Владимир Дервенев предварил свой доклад анонсом совместного проекта отдела и Музея обороны и блокады Ленинграда — передвижной выставке, посвященной вере и Церкви в блокадном городе. Владимир Дервенев показал один из экспонатов будущей выставки, скульптуру Марии Третьяковой «Блокадный владыка» — портрет митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского Алексия I. Он рассказал и о других экспонатах: форме для пасхи, принадлежавшей Ольге Берггольц, иконе святителя Николая, написанной на крышке патронного ящика. Владимир Дервенев подчеркнул, что комитет внешних связей Санкт-Петербурга заинтересовался выставкой в преддверии значимой даты: в 2018 году будет праздноваться 75-летие прорыва блокады.

Сам доклад был посвящен теме «Организация международных мемориальных автопробегов на примере автопробега Гатчина — Ницца памяти генерала Николая Юденича». Владимир Дервенев рассказал, что в 2013 году, когда отмечалось 80-летие кончины генерала, возникла идея провести автопробег в Ниццу — место его кончины. Участники пробега по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана везли в дар Никольскому собору в Ницце икону святой Марии Гатчинской с частицей ее честных мощей. Известно, что Николай Юденич после разговора с матушкой вывез из Павловского собора Гатчинские святыни, чем спас их от поругания.

Второй день конференции прошел в Российском институте истории искусств, третий — на географическом факультете РГПУ. Были рассмотрены вопросы о понятии сакрального, сакральных объектах как важнейшей составляющей природного и культурного наследия, о необходимости выделения сакральной географии в отдельную дисциплину географических наук. Речь шла также о развитии паломнического, религиозного и других видов туризма, выведении из забвения сознательно забытых и малоизвестных сакральных объектов России и зарубежья, восстановлении разрушенных церквей, исторических кладбищ, памятников, усадеб, возвращении к исторической топонимике, увековечении памяти героев и мучеников, отдавших свою жизнь за процветание России, и о многом другом.

Мощи Николая Чудотворца впервые за 930 лет будут принесены из Италии в РФ с 21 мая по 28 июля

*** Сначала мощи святителя будут находиться в храме Христа Спасителя, а затем — в одном из главных соборов Петербурга

Москва. 28 апреля. С 21 мая по 28 июля состоится принесение части мощей святителя Николая Чудотворца, хранящихся в папской базилике города Бари (Италия), в Русскую православную церковь, сообщил журналистам глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.

«Это является уникальным событием за все 930 лет пребывания честных мощей в Бари, в течение которых они никогда не покидали города», — сказал митрополит.

Отвечая на вопросы, он уточнил, что сначала мощи святителя будут находиться в храме Христа Спасителя, а затем — в одном из главных соборов Петербурга.

Принесение мощей станет результатом договоренности между папой Франциском и патриархом Кириллом по итогам их исторической встречи в Гаване 12 февраля прошлого года.

«Каждый год сотни верующих Московского патриархата прибывают в Бари, чтобы поклониться честным мощам великого угодника Божия. Однако для большинства православных России такие дальние паломничества трудноосуществимы. Папа Римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл надеются, что молитва у чудотворных мощей святителя послужит укреплению веры в сердцах людей», — сказал митрополит.

 

Резной амвон из древнего Новгорода впервые выставят в Русском музее

Санкт-Петербург. 27 апреля. Выставка искусства Великого Новгорода XVI века откроется в Русском музее в четверг, сообщила пресс-служба учреждения.

«Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия — икон, шитья, резьбы по дереву, литургической утвари, литья. На выставке впервые будет продемонстрирован значительный пласт художественного наследия крупнейшего древнерусского центра, во многом определившего характер искусства всего Российского государства», — отмечается в сообщении.

Центральным произведением выставки станет единственный в своем роде деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Древний памятник предстанет перед посетителями корпуса Бенуа после многолетней комплексной реставрации. Основные этапы реставрационных процессов отразят документальные и научные материалы, фото- и видеопрограммы.

В музее подчеркивают, что искусство Великого Новгорода первой половины — середины XVI столетия еще ни разу не становилось предметом специального выставочного проекта и не демонстрировалось как цельное художественное явление.

 

В Церкви в год столетия революции призывают активно увековечивать пострадавших за веру в советские годы

Санкт-Петербург. 26 апреля. ИНТЕРФАКС – Новомученикам, репрессированным за веру в советские годы, нужно ставить памятники, а их именами называть улицы, считает глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

«Вот кому следовало бы ставить памятники, вот чьими именами надо было бы называть улицы и площади вместо того, чтобы искусственно поддерживать почитание палачей, террористов и убийц, увековеченных в названиях площадей и улиц многих городов нашей великой Родины», — заявил митрополит в среду в Петербурге на V пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета, посвященный осмыслению событий 1917 года.

Он напомнил, что в 1930-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди верующих — на миллионы.

«По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300. В 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500. Общее же число верующих, пострадавших в годы гонений, известно одному Богу», — отметил иерарх.

По его словам, к 1939 году по всей стране оставались незакрытыми около ста православных храмов из более 60 тыс., действовавших в 1917 году. На свободе оставались лишь четыре правящих архиерея, «причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время».

Митрополит напомнил, что сейчас к лику новомучеников и исповедников Русской церкви причислены более 1760 человек и назвал главной причиной революционных событий в России «духовное ослепление».

«В предреволюционный период год за годом под влиянием разных факторов Божия правда как основа народной жизни замещалась правдой человеческой. Евангельский принцип любви к Богу и ближнему — гедонистическими и эгоистическими фантомами. Образ Христа как идеал для подражания — фигурами бунтарей и богоборцев. Модные идеи либерального толка становились популярнее Евангелия. Разврат и пьянство — нормой жизни», — отметил он.

Во встрече принимают участие представители православных, католических и протестантских христианских общин из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии.

 

Россия передала 3,5 т гуманитарной помощи жителям одного из крупнейших христианских городов Сирии

Москва. 25 апреля. Жители Махарды, одного из самых больших христианских городов Сирии, получили гуманитарную помощь и подарки из России к Пасхе.

Более 3,5 тонн помощи, включающей лекарства, продукты питания, школьные наборы и игрушки, а также пасхальные куличи доставили в Махарду по просьбе Русской церкви представители всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» при содействии Российского центра по примирению враждующих сторон, сообщает во вторник служба коммуникации синодального Отдела внешних церковных связей.

Помощь раздавалась нуждающимся в благотворительном центре при храме Пресвятой Богородицы.

Махарда — малая родина предыдущего патриарха Антиохийского Игнатия IV. Ныне в городе, расположенном в провинции Хама, живет около 23 тыс. человек, в основном православные верующие.

Недавно город был осажден боевиками, сейчас в его окрестностях идут бои. Махарду защищает местное христианское ополчение. В день доставки пасхальных подарков из России на город упало более 50 ракет, ранее здесь были разрушены два храма.

 

Иерарх Русской церкви впервые принял участие в акции «Библионочь»

 Москва. 24 апреля. Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион стал первым иерархом Русской православной церкви, принявшим участие в акции «Библионочь».

В рамках встречи с читателями в минувшую субботу митрополит представил третью книгу из своей шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение». Книга посвящена чудесам Спасителя, описанным в четырех Евангелиях.

На презентации читателям сообщили, что первый и второй тома серии раскуплены, «третий том еще есть, но скоро тоже станет библиографической редкостью».

Митрополит Иларион рассказал, что в настоящее время готовится к изданию четвертая книга из серии «Иисус Христос. Жизнь и учение», которая будет посвящена притчам Иисуса. Всего же книг будет шесть, из них последняя будет самой объемной и расскажет о смерти и воскресении Спасителя.

Посол Сербии в РФ Славенко Терзич, присутствовавший на презентации, рассказал собравшимся, что читает богословские труды митрополита Илариона как художественную литературу, «настолько простой, доходчивый язык», и очень рекомендует их сотрудникам посольства.

На встрече было подписано соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой, которой руководит митрополит Иларион, и торговым домом «Библио-Глобус».

В субботу одноименный книжный магазин стал одной из площадок «Библионочи» — ежегодной всероссиийской акции в поддержку чтения, в которой принимают участие библиотеки, музеи и культурные центры.

 

Выезд по программа «Семейный диалог. Темпераменты» прошел в Петергофе

 Выезд для супружеских пар по углубленной программе «Семейный диалог. Темпераменты» православного объединения «Супружеские встречи» прошел с 21 по 23 апреля в отеле «Александрия-Петергоф».

Особенностью выезда было то, что он был организован при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017» благотворительным фондом поддержки семьи «Добрый дом», представляющим Санкт-Петербургскую епархиальную комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства и все действующие под ее эгидой проекты в качестве юридического лица. В этом году БФ «Добрый дом» выиграл конкурс в номинации «Социальное служение».

Программа «Семейный диалог. Темпераменты» предназначена для супружеских пар, которые ранее принимали участие в программе «Семейный диалог». Данная программа — углубленная: внимание уделяется разнице темпераментов, которые не подлежат оценке, поскольку определяются факторами, не зависящими от самого человека, а значит, не могут оцениваться как «хорошие» или «плохие».

Темперамент — это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в характере поведения человека, в степени его жизненной активности.

«Однако, — подчеркнул руководитель проекта протоиерей Александр Дягилев, — помимо физиологических особенностей функционирования нервной системы есть еще такое понятие, как дары Святого Духа. В Первом послании к Коринфянам апостола Павла перечисляются девять таких даров, хотя их может быть намного больше: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7-11). Известен факт, что близнецы, имея фактически одинаковый набор генов и одинаковые семейные условия, часто различаются по темпераментам. Наш темперамент — это Божий дар, его нужно принять с благодарностью и смирением. Каждому христианину стоит регулярно задумываться: «К какому служению Богу и людям я призван в Церкви?» Понимание своего темперамента — ключ к осознанию и своих духовных даров, своего призвания к тому или иному служению. Одна из ошибок, которую часто совершают люди, — раздражение от того, что другой человек оказывается неспособен к тому или иному действию: «Если я могу — почему он(а) не может?» Но так и есть — если я что-то могу, это не значит, что везде и повсюду все люди могут сделать то же самое и так же».

Божественная литургия для участников программы была отслужена в храме святого праведного Симеона Богоприимца в Скачках.

 

Психологический практикум о возрастных кризисах прошел в Казанском соборе

 В лектории культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 22 апреля состоялся практикум из цикла семейных встреч епархиального общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника. Семинар на тему возрастных кризисов в семье провел доцент СПбГУ кандидат психологических наук Николай Лепехин.

Он отметил, что возрастные кризисы являются кризисами индивидуального развития человека, но осложняются тем, что человек живет в семье, и каждый домочадец в определенное время жизни может переживать возрастной кризис. Слово «кризис» в переводе с греческого означает «решение, поворотный пункт, исход, суд». Кризисы развития личности — неизбежные спутники всей жизни человека. В психологии выделяют следующие возрастные кризисы: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, подростковый, юношеский — кризис идентичности, молодости (30 лет), середины жизни (40 лет), ухода на пенсию, старчества.

Автор теории развития личности немецкий психолог Эрик Эриксон высказал предположение, что люди сталкиваются с определенной психосоциальной дилеммой на каждой стадии развития. В этом смысле кризис — определение дальнейшего пути; в зависимости от решения человек идет либо по пути приобретений, либо по пути утрат.

Николай Лепехин выделил два типа кризисов — нормативные и ненормативные. Первые связаны с тем, что внутри человека появляются силы, которые реализуются в мотивы и устремления и направляются на взаимодействие с внешней средой, которую нужно либо изменить, либо приспособиться к ней. Нормативные кризисы переживаются всеми и рождаются внутри. Они обостряют противоречие между внешними нормами, требованиями, возросшими потребностями и притязаниями человека и его актуальными возможностями. Ненормативные кризисы обусловлены обстоятельствами извне (природные катаклизмы, война, болезнь, утрата близких) и вызывают сильные стрессы, травмируют психику человека. Они также могут быть толчком к внутреннему росту человека, но многим оказываются не по силам. Ненормативные кризисы требуют существенных усилий по адаптации и личностной реорганизации. 

Все кризисы сопровождаются изменениями в эмоционально-волевой, познавательной сфере, области ценностей и интересов. Они нужны, чтобы достигнуть уровня личностной зрелости: физической, гражданской (готовность воспринимать себя членом общества), организационной (умение жить в коллективе, подчиняться требованиям), профессиональной, семейной, нравственной (следование законам), духовной. Становление духовной зрелости — это многогранная задача, которую человек решает на протяжении всей жизни.

В основе кризиса личностного развития лежат две противоположные тенденции: социализация и индивидуализация (разворачивание внутренних сил). Рождение индивидуальности, которое полностью происходит к тридцати годам, означает умение соизмерять свое «я» с «ты» и «мы», не сливаясь и не обосабливаясь, не вступая в конфронтацию. Понятие «индивидуальность» включает в себя самобытность, самостоятельность в социальном поведении, самодостаточность, способность к сознательному саморазвитию, наличие богатого внутреннего мира.

Ведущий предложил участникам поработать в группах, чтобы в ходе коллективного обсуждения выявить негативные стороны и пути выхода из разных возрастных кризисов. Были рассмотрены кризис сепарации ребенка (отделения от родителей), кризис средних лет (30-40), кризис пенсионного возраста и травматические кризисы утраты близких. Представительница первой группы перечислила негативные переживания родителей во время кризиса сепарации ребенка: чувство тревоги, сокращение общения, выход из зоны комфорта из-за потери контроля над ребенком, чувство стыда и вины, депрессия. Преодолению кризиса и уменьшению дискомфорта может помочь общение через «я-послания» («я беспокоюсь, потому что ты меньше звонишь»), рационализация (здравый взгляд на вещи), молитва и обращение к Богу. Улучшить эмоциональное состояние можно, сделав свою жизнь разнообразной, найдя себе занятие по душе. Очень важно уважать выбор своего ребенка и не нарушать его личностные границы.

Группа слушателей, анализирующая кризис пенсионного возраста, отметила, что он характеризуется потерей физических сил и ухудшением здоровья, малой востребованностью в семье и социуме, желанием передать свой опыт, погружением и копанием в прошлом, раскаянием, унынием из-за потери близких людей, отсутствием радостей, поиском опоры для себя, подведением жизненных итогов и оправданием себя. Облегчить переживание кризиса помогут посильные физические упражнения и соблюдение режима дня, занятия по интересам, служение людям, покаяние. Важно научиться принимать утраты, осознать и принять все, что было в жизни, любить свою семью без назиданий. Николай Лепехин указал на то, что после выхода на пенсию внешнее, социальное давление исчезает, поэтому важно научиться самому побуждать себя к деятельности и активности.

В кризисе среднего возраста человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождением между жизненными планами и их реализацией. Могут обостриться семейные отношения. В этот период часто приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую «я-концепцию». Переоценка ценностей и пересмотр собственной личности  помогут найти новый смысл существования.  

Обсуждая тему утраты близких, участники практикума пришли к выводу, что люди часто отказываются смиряться с происшедшим, испытывают гнев и обиду на жизнь. Чтобы не замкнуться в себе, нужно общаться с людьми, провести серьезную внутреннюю работу, направленную на преодоление собственного эгоизма, начать помогать другим. Единственной помощью умершему является молитва за него. Утрата близких может стать толчком на пути к Богу и духовной зрелости.

 

Захоронение Ленина — вопрос времени, считают в синодальном отделе

 *** А.Щипков: Этот вопрос лучше обсуждать, когда спадет «искусственное заострение этой дискуссии»

Москва. 21 апреля. Захоронение тела Ленина неизбежно — вопрос в том, когда это лучше сделать, заявил доктор политических наук, первый зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.

«Что касается непосредственно захоронения В.И.Ульянова (Ленина), то с христианской точки зрения тут не может быть никакого двойного прочтения. Русская православная церковь всегда однозначно выступала и выступает за его захоронение. Это вопрос прежде всего канонический», — пишет А.Щипков в статье, опубликованной в пятницу на сайте «Интерфакс-Религия».

Как напомнил автор, в своей недавней статье, опубликованной «Интерфаксом», он уже говорил, что присутствие тела Ленина на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями.

«В соответствии с нашими православными нормами тело умершего человека должно быть предано земле, его пребывание в культурно-историческом центре столицы представляет собой неестественную ситуацию. Для христиан мумификация как форма погребения тела покойного недопустима. Иными словами, захоронение В.И.Ульянова (Ленина) является неизбежным шагом. Это вопрос времени, а не намерения», — говорится в статье.

По мнению А.Щипкова, это принципиальный момент, и «дело лишь в том, когда и как это лучше сделать, как выбрать время захоронения».

Представитель синодального отдела полагает, что в информационном пространстве вопрос о захоронении Ленина сегодня связан как с догматическими и историческими спорами, так и с политическими.

«Образ этого политического деятеля отсылает к важнейшим событиям истории России первой четверти XX века, а в год столетия революционного 1917 года привлекает повышенное внимание общества. Сегодня как образ, так и само незахороненное тело Ленина стали заложниками политических споров в российском обществе», — заявил представитель Церкви.

По его словам, наблюдая существующее разделение по ряду социальных и мировоззренческих вопросов, Церковь в первую очередь думает о том, чтобы сохранить и укрепить единство в обществе.

«Ленин является определенным символом для граждан, чье мировоззрение сформировано советским культурным контекстом. И хотя далеко не все разделяют такие взгляды, мы обязаны бережно отнестись к мнению этой части общества, помня о христианском смирении и терпимости. Церковь несет ответственность и за этих людей, большинство из них — тоже православные люди и являются частью Церкви. Нельзя судить о степени принадлежности людей к Церкви по их политическим убеждениям, какими бы они ни были», — считает А.Щипков.

По мнению автора, деструктивные силы используют любой повод для того, чтобы вызвать гражданский раскол, столкнуть одну часть общества с другой, создать «революционную ситуацию». Между тем, напоминает А.Щипков, «революция — всегда зло и трагедия, потому что она взрывает национальную традицию и проливает кровь».

«Мы стоим перед общими вызовами, на которые должны отвечать сообща. Поэтому предметно обсуждать вопрос захоронения лучше в условиях, когда спадет искусственное заострение этой дискуссии», — сказано в статье.

А.Щипков призвал тщательно обдумать ситуацию и выбрать правильное время и правильный контекст для предания земле тела Ленина, совершить его тогда, «когда это не принесет урона социально-политической стабильности и единству нашего народа».

«Церковь как неотъемлемая часть общества в лице клира и мирян участвует в обсуждении этой проблемы, но напоминает, что оно должно проходить не в политическом контексте, а исключительно в религиозно-историческом. Дабы не множить конфликты, а служить радости примирения», — подытожил он.

 

Семья российского священника создает роботов и сможет представить их в США

 Москва. 20 апреля. Семья священника Антония Соловьева из Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге заняла второе место на всероссийских соревнованиях по робототехнике «Робофест».

Это дает им право выступить на международных состязаниях по созданию роботов «FERST FLL», которые скоро пройдут в США, пишет «Российская газета».

Созданием роботов увлечены не только священник с супругой, но и пятеро их детей, младшему из которых пять лет.

На соревнованиях в Москве они представили специальную кормушку для кабанов, созданную по заказу одного из лесоводческих хозяйств. На ней установлен специальный датчик, который реагирует на вес животного. Когда кабан подходит, корм насыпается, а когда уходит — кормушка закрывается, корм прекращает сыпаться, и его не растаскивают вороны.

По словам супруги отца Антония, команде Соловьевых не дали первое место только потому, что им не хватило знаний английского: проект нужно было представить еще и на иностранном, а дети не смогли без запинки ответить на все вопросы по-английски.

Сейчас семья разрабатывает машину, занимающуюся посадкой деревьев, и планирует сделать робота — подметальщика квартиры.

 

Юлия Самойлова примет участие в пасхальном концерте в храме Христа Спасителя

 Москва. 19 апреля. Певица Юлия Самойлова примет участие в пасхальном концерте хора «Сорок сороков». Концерт «Песни Великой Победы» состоится 25 апреля в 19:00 в храме Христа Спасителя.

«Это будет первый концерт Юлии Самойловой в Москве после окончательного решения о не допуске российской певицы на «Евровидение», — сообщил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в среду замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

По его словам, хор «Сорок сороков» впервые выступит на большой сцене. В репертуаре коллектива — более трехсот произведений в оригинальной обработке. Основу составляют лучшие образцы духовного песнопения, русские народные песни и старинные романсы, песни советских, российских композиторов, песни военных лет.

В концерте примут участие финалист проекта «Голос» Эмиль Кадыров, финалист проектов «Фактор А» и «Новая звезда», солист группы «Ярилов зной» Александр Щербаков, Родион Газманов и группа «Баян Mix».

 

Лавров стал лауреатом премии Всемирного русского народного собора

 Москва. 18 апреля. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров удостоен премии Всемирного русского народного собора за вклад в борьбу с международным терроризмом и христианофобией.

На приеме в МИД РФ по случаю православной Пасхи во вторник патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил министру диплом лауреата премии.

Патриарх отметил влияние, которое оказывает деятельность внешнеполитического ведомства «на сознание людей и состояние умов».

«Ваша работа была замечена и высоко оценена Всемирным русским собором», — сказал он.

С.Лавров, в свою очередь, наградил предстоятеля Русской православной церкви медалью имени Евгения Примакова.

Патриарх также вручил заместителю министра иностранных дел Михаилу Богданову орден Серафима Саровского (II степени) «за вклад в укрепление мира между народами и защиту христианского населения Ближнего Востока и Северной Африки».

Гостями приема по случаю Пасхи стали иерархи Русской православной церкви, представители традиционных религий, российские государственные и общественные деятели и представители дипломатического корпуса.

 

В России выпущен видеословарь православной лексики жестового языка

 Москва. 17 апреля. Презентация видеословаря православной лексики русского жестового языка пройдет в пятницу в Москве, в Марфо-Мариинской обители.

«Этот видеословарь по-своему уникален, никогда раньше в России не предпринимались попытки обобщить и представить в видеоформате все многообразие русского жестового языка по церковной тематике. Этот диск очень ждут глухие люди, сурдопереводчики, священники, социальные работники по всей стране», — отмечает руководитель направления по работе с инвалидами синодального Отдела по благотворительности Вероника Леонтьева, которую цитирует пресс-служба отдела.

Работа над словарем продолжалась больше года. Для его составления потребовалось обобщить опыт девяти регионов, где давно существуют православные общины глухих. Сведения о православной лексике русского жестового языка собирались в Москве, Петербурге, Красноярском крае, а также в Нижегородской, Томской, Свердловской, Кировской, Новосибирской и Иркутской областях.

Словарь состоит из 160 терминов, которые разделены на общеупотребительные и диалекты. При этом к общеупотребительным относятся меньше половины слов — 44, остальные термины по-разному показывают на жестовом языке от региона к региону.

Издание видеословаря — совместный проект Всероссийского общества глухих и Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими синодального Отдела по благотворительности.

Составитель словаря — аспирантка филологического факультета МГУ Анна Сысоева, которая сама является слабослышащей.

Сегодня в России работа с глухими людьми ведется в 62 православных храмах и общинах. Каждый год в стране появляются новые православные общины глухих. Синодальный отдел по благотворительности регулярно организует курсы по обучению священнослужителей, социальных работников и добровольцев работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими. Занятия проводят ведущие преподаватели и специалисты учебно-методического центра Всероссийского общества глухих.

 

Патриарх Кирилл на Пасху навестил пациентов детской больницы в Москве

Москва. 16 апреля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье поздравил с Пасхой пациентов и персонал Российской детской клинической больницы в Москве.

Он посетил домовый храм медучреждения, где помолился о выздоровлении детей.

«Давайте мы начнем нашу встречу с того, что я прочитаю молитву о вашем исцелении, чтобы Господь подал силу каждому преодолеть свой недуг», — сказал патриарх перед молебном, на котором собрались пациенты и врачи.

Он передал храму икону преподобного Серафима Саровского. В свою очередь глава синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон подарил предстоятелю пасхальное яйцо, на котором изображены пациенты этой больницы и сестры милосердия.

Патриарх также осмотрел отделение медицинской генетики.

«Очень рад, что в первый день Пасхи имел возможность вас навестить. Мне сейчас рассказали о том, какие здесь замечательные условия для получения лечения, высококвалифицированные врачи, прекрасное оборудование, очень современные методики», — сказал он, вручив каждому пациенту пасхальный подарок.

 

В Русской православной церкви выступают за введение меню для верующих школьников

Москва. 15 апреля. В Русской православной церкви поддержали идею предоставить верующим школьникам в России возможность питаться в соответствии с предписаниями их религий.

«В том, что сейчас может появиться возможность у тех школьников, которые этого хотят, питаться в соответствии с требованиями своей религиозной традиции, я не вижу ничего плохого», — заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в субботу в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».

По его словам, у взрослых нагрузки не меньше, чем у школьников, «при этом мы соблюдаем посты и не чувствуем, что это отрицательно сказывается на нашей работоспособности, наших умственных способностях».

Иерарх напомнил о своих школьных годах, когда он соблюдал посты, а в школе было внепостное питание, «и приходилось либо почти что голодать, либо искать где-то на стороне какую-то еду, либо есть только гарниры». «Это все затрудняет жизнь», — полагает он.

Как отметил представитель Церкви, школьники из верующих семей в случае введения религиозного меню смогут сами для себя решить, будут они поститься или не будут, или родители им подскажут.

«Заставлять никто никого не будет, но чтобы была возможность для ребенка выбрать еду в соответствии со своей религиозной традицией, это можно только приветствовать», — добавил митрополит.

Как сообщалось, ранее на рассмотрение в Мосгордуму поступил вопрос о введении в столичных школах «религиозного» меню.

Около четверти россиян ограничили себя в еде во время поста – опрос

*** Каждый второй приготовит на Пасху кулич и покрасит яйца

Москва. 14 апреля. Правила воздержания в еде в течение всего Великого поста полностью или частично соблюдают 26% россиян (в этом году данный показатель достиг максимума за всю историю измерений), еще 3% постятся в последнюю неделю перед Пасхой, сообщает ВЦИОМ.

Обычный режим питания сохраняют 69% участников всероссийского телефонного опроса, проведенного 10-11 апреля среди 1200 респондентов.

Для 23% россиян пост — это духовное очищение, для 6% — приближение к Богу, еще для 6% это время воздержания от плохих мыслей и действий. В то же время у 17% пост ассоциируется с самоограничением в пище, диетой (17%), очищением организма в целом (10%), воздержанием от любых излишеств (7%).

Те или иные традиции, связанные с празднованием Пасхи, в последние 12 лет соблюдает большинство россиян, отмечают социологи.

В этом году, по данным опроса, 52% респондентов будут готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи), 26% — освящать их в церкви. Около половины россиян (46%) отправятся в гости или примут родных и близких у себя, 10% преподнесут им подарки. Ко всенощной в пасхальную ночь планируют пойти 9% россиян (среди относящих себя к православным — 11%).

 

Глава УПЦ обещает матерям военнопленных содействовать их освобождению

Москва. 13 апреля. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в ответ на просьбу матерей украинских военнопленных обещал оказать содействие в их освобождении.

«Я знаю, мама за ребенка готова пойти не то что на территорию военных действий, но и в огонь и в воду. Будем общаться, будем стараться помочь вам», — заявил митрополит на встрече с женщинами в Киево-Печерской лавре, сообщает пресс-служба Информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви.

Он выразил надежду на то, что «результат будет». В свою очередь матери военнопленных передали предстоятелю письмо с именами этих солдат.

В свою очередь глава информационно-просветительского отдела УПЦ епископ Ирпенский Климент сообщил, что при участии Церкви освобождены уже более 15 человек, а недавно православные священники смогли посетить тех, кто находится в плену, исповедать и причастить их к Пасхе.

«Мы чувствуем, что есть надежда на освобождение всех наших пленных, чтобы они смогли вернуться на родную землю. Много разных сложностей на этом пути, но мы полагаемся на Бога и задействуем все ресурсы, которые есть в Церкви», — заверил иерарх.

Ранее большой резонанс получило освобождение в декабре прошлого года украинского военнопленного Тараса Колодия. Оно состоялось при участии патриарха Кирилла и митрополита Онуфрия. Т.Колодий, участвовавший в боях в Донецком аэропорту, был освобожден после двух лет плена в Донецке, без предварительных условий. В передаче на контрольном пункте Еленовка/Волноваха участвовали глава патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Милкин и епископ Ирпенский Климент.

 

За пять лет помощь психологов помогла снизить число абортов в России на 25% — глава Минздрава

 Москва. 12 апреля. Число абортов в прошлом году снизилось на 8%, а за пять лет — на 25% благодаря кабинетам психологической помощи для беременных женщин, заявила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

«Благодаря развитию при женских консультациях и родильных домах 1,5 тыс. кабинетов и центров медико-социальной и психологической помощи беременным женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, только за 2016 год число абортов снизилось на 58 тыс. случаев, на 8%, а за пять лет — на 250 тыс. случаев, на 25%», — сказала В.Скворцова в ходе своего выступления на заседании коллегии Минздрава РФ в среду.

 

Панихида по жертвам взрыва в метро совершена в Спасо-Преображенском соборе

 На девятый день после теракта в петербургском метро, 11 апреля, в Спасо-Преображенском соборе была отслужена панихида по невинно убиенным. Возглавил заупокойное богослужение настоятель протоиерей Николай Брындин. Ему сослужили протоиерей Игорь Заваринский и иерей Феодосий Амбарцумов.

Помолиться об упокоении жертв взрыва в метро пришли родственники и близкие погибших, а также все неравнодушные жители Санкт-Петербурга.

В слове после панихиды протоиерей Николай Брындин выразил глубокое соболезнование родным и близким погибших.

«Совсем недавно наш город, да и всю страну потрясло страшное событие — взрыв в метро, — сказал отец Николай. — Некто замыслил это зло и осуществил его, погибли люди, множество пострадало. Эта трагедия объединила всю страну. Верующие люди все дни молились о тех, кто находится в больницах, и за упокой души тех, кто погиб. Когда человек терпит скорби, горести и несчастья, чего он ждет прежде всего? Он ждет соучастия, поддержки близких людей. Те, кто находится в больницах, в эти дни получили заботу и помощь. Все медики нашего города старались излечить больных, знакомые и незнакомые люди несли им пожертвования, священнослужители шли в больницы, чтобы оказать духовную и моральную поддержку. В горе это единственное, что и можно сделать: быть рядом, разделить груз скорби. Когда человек чувствует любовь и участие, ему становится легче».

«Но и души усопших ждут от нас заботы и любви, — продолжил отец Николай. — Церковь учит, как важно молиться об усопших, призывает нас к этой молитве. Душа, когда переходит в мир иной, проходит там особые испытания. Через молитву мы соединяемся с душами усопших, мы укрепляем их, придаем им духовные силы. Душа, ушедшая из этого мира, знает, что за нее молятся, что ее не оставили, что этого человека продолжают любить — ведь молитва и есть действие любви, в молитве мы любовь и являем. Сегодня, в девятый день после свершения этого страшного теракта, мы собрались здесь, чтобы помолиться за тех, кого с нами нет, чтобы сказать, что мы с ними, и они чувствуют это и видят. Да упокоит Господь души усопших раб Своих и примет их в селениях праведных».

Взрыв прогремел 3 апреля днем в вагоне поезда на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт-2». Погибли 14 человек, в больницах остаются 49 раненых, еще 13 пострадавших не были госпитализированы. Санкт-Петербургская епархия приняла активное участие в помощи пострадавшим, священнослужители помогали в больницах и принимали участие в работе оперативного штаба в комитете по социальной политике.

В рейтинге общественных институтов Грузии лидирует Церковь – опрос

 Тбилиси. 10 апреля. Абсолютное большинство жителей Грузии с наибольшей симпатией относится к деятельности Церкви, свидетельствуют данные опроса, проведенного Международным республиканским институтом (IRI).

Деятельность Церкви положительно оценивают 88% опрошенных. Второе место в рейтинге (86%) занимает грузинская армия, на третьем — грузинские СМИ (74%).

Затем следуют полиция, работу которой позитивно оценивают 59% респондентов, администрация президента (55%), министерство образования (52%), администрация премьер-министра (45%), Центризбирком (40%), аппарат народного защитника (39%), парламент (39%), кабмин (38%).

В рамках социологического исследования IRI, которое проводилось в Грузии с 22 февраля по 8 марта, был опрошен 1501 житель страны. Исследование финансировалось Агентством международного развития США (USAID).

 

Встреча «Слова любви митрополита Антония Сурожского» прошла в Новодевичьем монастыре

Третья встреча из цикла «Великопостные встречи в Новодевичьем» состоялась 9 апреля в Казанском храме обители. Она была посвящена памяти митрополита Сурожского Антония (Блума).

Открыл встречу клирик Новодевичьего монастыря иерей Дионисий Харин. Он рассказал, как четыре года назад в составе делегации преподавателей СПбДА посетил Лондон.

«Конечно, мы послужили в Успенском храме, где много лет служил митрополит Антоний», — сказал отец Дионисий. Он поделился, что с огромным трепетом переступил порог этого храма и был поражен атмосферой, которую встретил там: «Это настоящий приход, настоящая христианская община, где все знают друг друга, знают о нуждах друг друга, любят и помогают. Это удивительное место, духом любви которого мы буквально напитались».

Отец Дионисий подчеркнул, что владыка Антоний перешагнул границу русского мира и объединил в приходе огромное количество англоязычных людей.

Другой участник встречи, протоиерей Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, показал фотопрезентацию и рассказал о том, как ездил в Лондон на 100-летие со дня рождения митрополита Антония.

«Храм, где мы с вами сейчас собрались, — сказал отец Георгий, — напоминает Успенский храм владыки. И символично, что сегодня, в Вербное воскресенье, мы собрались здесь, чтобы приложить пластырь слов митрополита Антония к своему сердцу перед Страстной седмицей». Отец Георгий принес с собой привезенную из Лондонского прихода икону Всех британских святых, к которой после встречи смогли приложиться желающие. «Сегодня мы видим, что организуются множество мероприятий, издано множество книг, проходят многотысячные крестные ходы, богослужения транслируются по центральным каналам. Но, мне кажется, простого слова, идущего от сердца, обращенного к каждому, — нам сегодня не хватает. И владыка Антоний — как скорая помощь в это трудное время. Огромное спасибо организаторам этой встречи, матушке игуменье, что монастырь вот так, бесплатно, раздает тот хлеб насущный, который нам очень необходим».

Во встрече приняла участие заслуженный деятель искусств РФ Валентина Матвеева, автор и режиссер цикла фильмов, посвященных митрополиту Антонию, среди которых особенно известна серия фильмов «Апостол любви». Валентина Матвеева снимала митрополита Антония в течение пятнадцати лет. Она рассказала об истории знакомства с ним.

«В 1979 году я была тяжело больна, врачи давали срок жизни десять месяцев. Одна подруга решительно сказала мне, что надо креститься. Я в то время находилась в каком-то оцепенелом состоянии, даже плакать не могла. И согласилась. Но как готовиться ко крещению? Вам трудно представить, но в 79-м невозможно было достать Евангелие. Что делать? И вот кто-то принес отпечатанные, мятые листочки, на которых было написано: «Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского». Читая эти листочки, я сначала стала рыдать, из меня потоками стали выливаться слезы горечи и горя; но потом мне становилось все легче. Я ходила и у всех спрашивала: «Кто этот человек? Как его увидеть?» — «Да успокойся, ты его никогда не увидишь, — ответила подруга. — Он живет в Англии»… Через десять лет я увидела его.

Валентина Ивановна рассказала о книге «Апостол любви», которую выпустило год назад издательство «Сатисъ» и в которой она делится воспоминаниями о владыке. Например, там рассказывается, как, правдами и неправдами, был снят первый фильм о митрополите Антонии.

Съемочная группа была отправлена в Англию для съемок фильма всего на пять дней. На все суточные группа купила 120 метров пленки «Кодак», потому что отечественная пленка давала 100% брака. Но 120 метров пленки — это всего три минуты видеоизображения. Что делать? Советские киношники не могли себе позволить, получив разрешение делать фильм о Сурожском митрополите, «запороть» кадры и не снять фильм. В результате съемочная группа провела в Англии пять недель и сняла 21 час материала. Как это удалось?

«Еще до поездки в Лондон нам позвонил человек и сказал, что хочет нам подарить видеокамеру ради владыки Антония. С этого момента начались чудеса. Нам помогали все… Наверное, потому, что владыка Антоний благословил этот фильм».

Некоторые отрывки из фильмов были показаны на встрече. Затем Анна Ершова, петербургский представитель издательства «Никея», которое является соорганизатором Великопостных встреч, сделала обзор книг митрополита Антония Сурожского. А затем слушатели задали множество вопросов участникам.

Закончилась встреча словами отца Дионисия Харина.

«Владыка Антоний воплотил своей жизнью слова блаженного Августина, которые приведу не очень, может быть, близко к тексту. Если ты хочешь увидеть Бога, у тебя есть для этого все. А самое главное — любовь. Люби Бога и делай все, что хочешь».

 

Патриарх Кирилл выпустил в небо над Кремлем голубей

Москва. 7 апреля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пятницу, в праздник Благовещения, выпустил голубей с крыльца Благовещенского собора Кремля.

«Мы верим в то, что одним из уделов Пресвятой Богородицы является и наше Отечество, а иначе и быть не может, потому что под покровом Пресвятой Богородицы так много произошло чудес в нашей истории — судьбоносных, спасавших Отечество наше от неограниченной внешней силы, способной полностью его уничтожить», — сказал патриарх после литургии в соборе, которую он совершил по случаю праздника.

По его словам, в Москве особенно остро чувствуется покровительство Божией Матери.

«Достаточно вспомнить нашествие Тамерлана: стоял совсем рядом от Москвы, и Василий Дмитриевич, великий князь, сознавал, что никакой дружиной, мобилизацией сил невозможно будет остановить разорение Москвы. Он принес в этот город, которого от гибели отделяли дни, образ чудотворной Владимирской, и через явление Девы сияющей во сне Тамерлан понял, что ему не нужно входить в город», — напомнил патриарх предание.

На Благовещение верующие вспоминают событие, описанное в Евангелии от Луки, когда Деве Марии в городе Назарет явился архангел Гавриил и возвестил о том, что у нее родится сын, который станет спасителем мира. Он сказал Марии, которая вела девственный образ жизни: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

В новое время старинный русский обычай выпускать в этот праздник птиц как символ распространения радостной вести о рождении Христа был возрожден в Москве в 1995 году патриархом Алексием II. В православии голуби также символизируют Святой Дух — одну из трех ипостасей Господа.

 

В больницах Москвы действует около ста храмов

Москва. 6 апреля. Около ста храмов и часовен открыты в разных медучреждениях российской столицы.

«В Москве сегодня около ста больничных храмов и часовен в разных медучреждениях, и если человек хочет пригласить священника, то может это сделать», — заявил глава синодального Отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон на семинаре священников, которые несут служение в городских больницах, сообщает в четверг пресс-служба отдела.

По словам иерарха, в прошлом году на больничных койках в Москве в течение года находились 2,5 млн. человек с заболеваниями разной степени тяжести, но одинаково нуждающиеся в духовной помощи.

«Если каждый из нас хотя бы два часа в неделю посвятит тому, чтобы пройти по палатам и поговорить с больными, то мы сделаем то, что ждет от нас Бог», — сказал епископ, обращаясь к священникам.

 

У Финского залива в Петербурге построят храм в виде корабля

 Москва. 5 апреля. Храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери построят вблизи Финского залива в Петербурге.

Благочинный Красносельского церковного округа протоиерей Михаил Подолей освятил на месте возведения храма крест, сообщает пресс-служба местной митрополии.

«В нашем городе, где, несмотря на гонения и разрушения XX века, сохранились великие соборы — памятники мирового зодчества, строительство нового храма — ответственная задача. И этот храм, несмотря на небольшие размеры, будет красивым — напоминать корабль, а его звонница будет похожа на маяк», — рассказал священник.

В настоящее время уже залит фундамент будущего храма. Он будет посвящен русским морякам, небесной покровительницей которых является чудотворная Порт-Артурская икона Божией Матери.

Образ был написан по рассказу моряка Феодора, защитника обороны Севастополя 1854-1855 годов, которому явилась Богородица в Киево-Печерской лавре в 1903 году. По преданию, Божия Матерь велела написать этот образ для оказания помощи защитникам крепости Порт-Артур. Жертвователями стали 10 тыс. богомольцев. Написанную икону в 1904 году доставили на Дальний Восток. До конца русско-японской войны святыня пребывала в ставке командующего войсками.

Дальнейшая ее судьба была неизвестна. В 1998 году икону случайно обнаружила группа священников из России в одном из антикварных магазинов Иерусалима. Они выкупили икону. Тогда же стало известно, что в Иерусалим святыня была передана русскими эмигрантами из Гонконга. 6 мая 1998 года икону доставили в Приморье, где она и хранится.

 

Священники навещают в больницах пострадавших от теракта в Петербурге

 Москва. 4 апреля. Священники Петербургской епархии навещают в нескольких больницах «северной столицы» тех, кто пострадал в результате теракта в метро, сообщает во вторник пресс-служба синодального Отдела по церковной благотворительности.

«В 26-ю больницу поступили 14 человек, семерых из них врачи сразу отпустили домой (они получили незначительные травмы). Один человек до сих пор находится в реанимации. Пока еще люди пребывают в шоковом состоянии, поэтому мы просто общаемся, не навязывая им никакую помощь», — приводятся в сообщении слова протоиерея Евгения Горянчика.

По его словам, «через день-другой можно будет вести диалог». «Тогда мы начнем выяснять, кто и в чем конкретно нуждается», — сказал священник.

Духовенство также посещает людей в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе и Мариинской больнице.

Как сообщали ранее в епархии, она окажет семьям пострадавших и погибших всю возможную духовную и, по необходимости, материальную помощь.

 

IV форум православной общественности прошел в Санкт-Петербурге

 IV форум православной общественности «Вера, традиция, духовность» прошел с 28 марта по 2 апреля в петербургском СКК. Его организовали епархия, Совет православных общественных объединений Санкт-Петербурга, творческое объединение «Возрождение», координационный совет патриотических сил города и области.

Форум состоял из деловой, культурно-просветительской, выставочной, образовательной, миссионерской и молодежно-патриотической программ. Открылся он молебном перед Молченской иконой Божией Матери и мощами священномученика Харлампия. Состоялся телемост Санкт-Петербург — Москва с председателем патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиереем Дмитрием Смирновым, встречи с настоятельницей Константино-Еленинского монастыря игуменией Иларионой (Феоктистовой), братией Свято-Харлампиевского Гамалеевского монастыря (Конотопская епархия) и духовенством Гатчинской епархии, дискуссия «Механика клеветы на российскую власть — от царей до наших дней». Руководитель фонда «Поэзия улиц» Люся Моренцова представила великопостную программу, состоялись встречи с писателями Сергеем Галицким и Николаем Коняевым, музыкальные вечера и кинопоказы.

Прошла дискуссия «Народное согласие в контексте стратегии национальной безопасности». В ней принял участие председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин. Участвовали также представитель Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга Валентин Семенов, руководитель координационного совета патриотических сил города и области Валентин Боцвин, главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий. При обсуждении документа «Стратегия национальной безопасности», подписанного президентом РФ, было выражено мнение, что он должен стать инструментом, который поможет эффективно отстаивать православные ценности.

При обсуждении форм управления государством выступил протоиерей Александр Пелин.

«Что приемлемо для современной России — демократия или монархия? Государственность есть форма существования русского народа. Страна должна быть управляемой: как только наступает анархия, происходят кровавые распри и жесточайшие последствия. Не дай нам Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный, как говорил Александр Пушкин…»

 

Священник призвал православных принимать участие в деятельности своих муниципальных образований. Представители православной общественности выразили благодарность отцу Александру за помощь в объединении общественных организаций города и возможность быть услышанными. Были особо отмечены значимость труда и религиозного образования для православного христианина.

В последний день была отслужена панихида о всех почивших православных христианах и совершен благодарственный молебен на закрытие форума.

 

Святыни из монастыря Хиландар прибыли в Сампсониевский собор

 В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), 1 апреля, из монастыря Хиландар на Святой горе Афон в Сампсониевский собор были доставлены списки чудотворных икон Божией Матери «Всецарица», «Иверская», «Троеручица», а также ковчеги с частицами Животворящего Креста Господня, Хитона Господня, Гроба Господня, мощей святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Григория Богослова, Нектария Эгинского, священномученика Харалампия Магнезийского, великомучеников Пантелеимона и Феодора Тирона, великомученицы Анастасии Узорешительницы, преподобномучеников Раифских горы Синая, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, мучеников Евфимия Афонского, Конона Исаврийского и Елевферия, преподобных Илии Муромца, Акакия Афонского, Иерофея Афонского, Афанасия Афонского, Леонтия Афонского.

Святыни перед входом в храм встречали благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель архимандрит Серафим (Шкредь), протоиерей Сергий Филимонов, игумен Силуан (Туманов) и другие клирики Выборгского благочиния, а также многочисленные прихожане. Священнослужители со святынями встали во главе крестного хода вокруг собора.

По завершении крестного хода архимандрит Серафим и глава администрации Выборгского района Валерий Гарнец ответили на вопросы журналистов.

«Представители монастыря Хиландар обратились к нашему приходу, зная о судьбе собора — что он недавно, 5 февраля, передан епархии, — и предложили привезти к нам святыни, чтобы поддержать собор духовно, чтобы люди о нас узнали, — рассказал отец Серафим. — Мы договорились о принесении святынь и с главой администрации района. В храме будет совершаться сугубая молитва перед святынями».

На вопрос о мерах безопасности настоятель ответил, что камеры видеонаблюдения размещены в соборе еще в «музейные» времена. Полицией установлена рамка металлоискателя. При большом скоплении народа будут разграничиваться потоки.  

«Отгорожен отдельный проход, чтобы желающие приложиться могли это сделать во время богослужения, никому не мешая. Факт принесения святынь особенно отраден для женщин: им въезд на Афон воспрещен, а здесь они могут молиться перед святыми образами о себе, о доме, о чадах».

Рассказывая о святынях, настоятель обратил внимание журналистов на то, что икона Божией Матери «Троеручица» — главная святыня монастыря Хиландар и что мощи великомученика и целителя Пантелеимона находятся в отдельном ковчеге. Упомянул он и о мощах преподобного Илии Муромца: «Многие воспринимают его как сказочного персонажа, а это реальный человек, прославленный Церковью в лике святых». 

«Мы наблюдаем, как возрождается Сампсониевский собор, — сказал Валерий Гарнец. — Благодарим за это епархию, митрополита Варсонофия, благочинного протоиерея Александра Будникова и, конечно же, отца Серафима. Мы видим, как увеличивается приход, насколько люди заинтересованы в том, чтобы молиться в этом одном из красивейших храмов России. События, подобные сегодняшнему, помогают нам духовно возродиться. Возрождение на основе веры приведет к тому, что общество будет здоровым».

Глава района поблагодарил органы внутренних дел за принятые меры безопасности.

Была совершена Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Александр Будников в сослужении присутствующих клириков. По окончании богослужения перед иконами и ковчегами с мощами был отслужен молебен.

«Поздравляю вас с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы — на пятой седмице Великого поста Церковь прославляет Божию Матерь, — сказал протоиерей Александр Будников в проповеди. — Более пятнадцати лет назад в этом прекрасном соборе возобновлены богослужения, полноценная литургическая жизнь. Но сегодня под сводами этого собора особенный день, памятный день — сюда доставлены великие святыни: образа Пречистой Богоматери, частицы Креста Господня, Гроба Господня, мощей святителя и чудотворца Николая, Спиридона Тримифунтского, великомученика и целителя Пантелеимона. Это, по сути, историческое событие в жизни этого храма, этого прихода. Это содействует оживлению духовной, молитвенной жизни и постоянных прихожан, и тех, которые специально приехали, услышав об этом славном событии. Святыни будут пребывать в соборе достаточно долгое время, и те, кто по каким-то причинам не смогли сегодня приехать сюда, имеют возможность поклониться святыням в другой день».

Отец Александр поблагодарил отца Серафима за труды и по принесению святынь, и по созиданию прихода, и еще раз поздравил всех с праздником.

«Мы давно планировали принесение святынь в Сампсониевский собор, — сказал в ответном слове отец Серафим, — но не привязывали его к какому-то особому дню или празднику. Промыслом Божиим это произошло сегодня, и три чудотворных образа Богоматери прибыли под своды Сампсониевского собора именно в день Похвалы Пречистой Девы. Я вижу в этом благословение Царицы Небесной нашему храму и нашему граду». 

Святыни пробудут в Сампсониевском соборе до 23 апреля и будут доступны для поклонения ежедневно с 9:00 до 19:00.

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх