ПОИСК

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина в передаче Александра Крупинина «Неделя» на радио Град Петров 30.09.2018 г.

 

Аудиозапись интервью:

http://www.grad-petrov.ru/schedule/30-09-2018/

 Вопрос слушателя:

Скажите, отец Владимир,, сейчас в Интернете довольно широко растиражирована статья «Сказ о разбитом дне или время шакалов». В довольно грубой форме  бросаются упреки и директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому за установку мемориальной доски на месте убийства Урицкого, и Вам, отец Владимир, за то, что Вы включили в Синодик правителей Руси тех, кто возглавлял ее в советскую эпоху. Я познакомилась с материалами на сайте Князь-Владимирского собора, где дается ответ – высказывания из Священного Писания, святых отцов, современных богословов, Святейшего Патриарха Кирилла – все они говорят о том, что мы должны прощать врагов и о них молиться. Я читала вступление к изданному Вами Синодику  — оно озаглавлено «Простить, помнить, молиться». У меня вопрос – неужели даже через сто лет после кровавой смуты мы не можем наконец дать на нее подлинно христианский ответ? Вспоминаются последние слова сщмч. Святителя Тихона: «Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!». По-моему, последнее слово в этом споре за новомучениками, за теми кто реально пострадал и доказал свою верность. А вы как считаете?

 

Прот. Владимир Сорокин: Я еще не успел подробно ознакомиться  с этим,  но в целом знаю – это не вчера возникла проблема. Дело в том,  что мы занимаемся эпохой гонений, собираем сведения о новомучениках.  В связи с этим возродили традицию Синодика, который раньше был в каждом храме, в каждом монастыре… Поскольку я из старообрядческой семьи, у нас в семье был такой помянник – грамотка называлась. Для нас это являлось обязательным, и семейной традицией – в родительские субботы его поминать. Я возродил традицию Синдика.  Например для Князь-Владимирского собора, 230 лет собор существует, мы вычислили всех, кто там служил  — священником, диаконом, пел, читал, кто страдал– всех, 470 человек. Но попутно мы сделали Синодик также и для Эрмитажа. Когда праздновали 250-летие Эрмитажа с помощью и при активном участии зав. канцелярией Екатерины Михайловны Карловской мы вычислили всех, кто в Эрмитаже жил, трудился – директоров, императоров… Это же резиденция была, естественно, там бывали все министры. И мы как-то раздвинули свое представление, что (в Синодик) нужно поместить всех правителей Руси. Раз там была резиденция императоров, мы провели линию от Рюрика до нынешнего нашего Президента  —  включили всех, кто управлял Россией… Историки спорят конечно, не так все просто – когда были Владимирские князья, кто из них главнее был,  точно также как сейчас – кто главнее: Киевский, Владимирский? Или  вот как сейчас говорил у нас слушатель, что когда-то Киприан был автокефален… В истории —  там действительно запутаться можно, кто там настоящий был, а кто какой… В Синодик вошли и руководители нашего города – церковные и гражданские. Для Эрмитажа мы действительно вычислили всех министров, всех¸ кто бывал у царя – это получилось почти 5, 5 тысяч человек. Это колоссальный труд. Но самая большая проблема, с которой мы столкнулись – это советское время. Кто управлял нашей страной после того как отрекся Николай II? Конкретно кто?

Александр Крупинин: Временное правительство

Прот. Владимир Сорокин: Правильно, Но Временное правительство – в лице кого-то, кто-то же олицетворял его? Были же председатели, были руководители.

Александр Крупинин: Были.

Прот. Владимир Сорокин: Есть у нас такое прошение на службе: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Оно всегда было, и его никогда не отменяли, даже в годы революции. Но когда до революции  говорили «властех»,  то перечисляли императора и всю императорскую семью. Потом стали просто (говорить) – «властех и воинстве». Мы решили расшифровать  — а кто эти власти были? И действительно, туда попали люди, которые играют отрицательную роль (в истории). Руководили городом люди, которые не были и христианами даже, Троцкий например. Но они же были – были. Из песни слово не выбросишь.

И мы внесли (в Синодик) руководителей города и руководителей государства – всех тех, кто (его) возглавлял. Это историческая часть. И нам важно было провести эту историческую цепь преемства. Хороший человек или плохой – пускай Господь его судит. Но для нас в истории он олицетворял власть. Плохая власть, злая, как хотите, – это пусть историки доказывают. Но мы молимся «о властех и воинстве», нам Господь сказал: «молитесь за врагов ваших», апостол Павел говорил – молитесь за власть…

Я воспринимаю христианство в чистом виде. Может быть, это как-то несколько смело сказано, но для меня, если Господь сказал – «Чти отца твоего и матерь твою» –то я еду (на Украину, где родился), трачу время свое, и почитаю, считаю, что долг нужно отдать родителям. Если сказано почитать властей, молиться о них – значит надо молиться. Если сказано что нужно творить добрые дела – значит надо творить добрые дела конкретно. У нас почему-то общество сейчас очень агрессивно, я это чувствую просто нутром. Я езжу в общественном транспорте, я вижу, как в обществе какой-то агрессивный накал идет.

Александр Крупинин:  Неудивительно, его разжигают по телевидению…

Прот. Владимир Сорокин:  Некоторые люди сейчас начинают разжигать (вражду, ненависть). Когда ставили в Москве памятник репрессированным, там было написано «Знать, не забыть, осудить». Наталья Дмитриевна Солженицына предложила поставить слово «простить». И очень большой спор шел. Я следил за этим спором. Вот знать – надо мол, не забывать надо, осудить надо. А простить… Разгорелась дискуссия  — надо ли  прощать или не надо. И она настояла, и все-таки на памятнике выбили (слово «простить»). Когда издавали  мы сейчас Синодик, –на нашем сайте Князь-Владимирского собора есть разъяснение подробное – я для себя сформулировал: «Простить, помнить, молиться». Нам Господь сказал, чтобы мы прощали. Пока вы не простите, вы не можете начинать что-то новое делать. Помнить надо, потому что в Церкви (сохраняется) историческая память, Предание Священное у нас есть. Но главное – молиться. Мой тезис – «Простить, помнить, молиться». В нашем Мартирологе – мы издали мартиролог, там 6, 5 тысяч людей замученных – мы там (даем) обоснование –Священное Писание, Святые Отцы, Святейший Патриарх Тихон, другие новомученики говорили, что мы должны молиться (за врагов). Да, это наши гонители. Да это наши недруги, они ненавидели Церковь. Но без того, чтобы о них Богу молиться… Ведь сто лет прошло….И вот за это начали нас, и меня в частности, поминать, что я чуть ли не за сатанистов молюсь, и что ввожу людей недостойных в историю. Простите, а Иуда?

Александр Крупинин:  Но не Вы же их вводите.

Прот. Владимир Сорокин:   А Иуда, он из Евангелия убран? Он в Евангелии есть, и он на иконах изображен, на Тайной Вечере. Его же не убирали, верно? Потому что есть исторический факт. Есть факты, которые, нравится нам или нет, но они не должны нас ожесточать. Мы должны найти в себе силы не просто примириться, а простить. Потому что Господь судья, Господь видит все что делается, и на все воля Божия. И если этого держаться, то нужно последовательно в жизни это исповедовать. А вот сейчас — выдергивают специально такие моменты, чтобы написать, что такие-сякие и попы пошли, и такая-сякая Церковь, и накаляются страсти. Давайте не (будем) поддерживать в обществе агрессию, ненависть, искать друг в друге недостатки.

Александр Крупинин:   Если каждый священник будет думать, что этот плохой, этот хороший, я за этого буду молиться, а за этого не буду… А у другого другой взгляд на вещи, он будет за другого молиться.  Ерунда какая-то.  Получил записку: Ивана,  Петра, Сидора… Хороший он был, плохой – это его не должно интересовать…

Прот. Владимир Сорокин:    Правильно. В записке  (написано) имя – и я поминаю. И я надеюсь (что Господь услышит). А что там, в записках —  все такие уж праведники?

И вот, когда мы, исходя из сказанного, людей поминаем, некоторые  иногда даже звонят мне: да как вы посмели, кто вы такой, да вы не имеете права… Если Церковь мне сказала: молиться о властех и воинстве, если апостол Павел сказал,  если Господь сказал: молитесь за врагов ваших, то я кого (больше) должен слушать? Я прежде всего слушаю Господа, святых апостолов. Но я понимаю, что все это не так просто. И когда вы настроены на волну агрессии, вас очень трудно потом перевести (на другое понимание). А для меня смысл христианства в том, чтобы перевести любую агрессивную ситуацию в область сотрудничества, в соревнование, но не противостояние. У меня такой кардинальный тезис, и в советское время. и сейчас я его применяю – не противопоставлять людей, а постараться дать людям возможность сопоставить – у кого лучше являют себя христианские добродетели. Меня (иногда упрекают, что) я с католиками дружу… Я  (такого подхода) не понимаю.  Мне Господь дал возможность жить в мире, с тем чтобы слово Божие донести и помочь людям жить в ситуации не агрессивности и не  искать каких-то поводов еще раз сделать кому-то тяжело…

Для меня «Простить, помнить, молиться»-   основополагающая часть.

А что касается истории – наш ХХ век ужасный, страшно иногда читать, прикасаться к этим жутким история, жутким сценам.  Я не могу (читать) некоторые художественные произведения.  Я не мог до конца дочитать «Обитель», про Соловецкий монастырь, этот наш современный писатель…

 Александр Крупинин:   Захар Прилепин.

Прот. Владимир Сорокин:    Я когда стал читать – это ужасно. Это до такой степени мерзко и низко написано… Я приобрел эту книгу, а потом взял ее и сжег. Я не могу такое воспринимать. И так страшно там было, а если еще и художественным слогом преподнести все эти мерзости…

Так меня Господь устроил, и я буду стоять на своем: давайте будем чаще обращаться к словам Господа, апостолов, святых людей, руководствуясь принципом: помочь людям не ожесточиться еще больше, а ввести (их) в систему диалога. Я и Библию воспринимаю как Завет, как диалог Бога с человеком. Господь беседует с нами.

Вся эта критика – она такая жестокая… Даже нецензурные слова, всякие оскорбления: Вы там такой-сякой предатель…

А меня это не смущает. История – она и есть история. Какая была, такая есть. Ну что делать? Пройдет сколько-то лет, и о нашем времени будут вспоминать…

Александр Крупинин:    К сожалению,  евангельские идеалы —  все они очень для людей высоки, и не все готовы…

Прот. Владимир Сорокин:     Но стремиться надо.

Александр Крупинин:    Стремиться надо, но, к сожалению, получается, что легче обругать того, кто с вами не согласен, плюнуть ему в лицо.

Прот. Владимир Сорокин:     Да, и оскорбить даже, и унизить, что вот вы такой…

Я был на одной встрече – присутствовало  на ней человек 200 православных. Я проводил встречу как раз по поводу Мартиролога. «Простить, помнить, молиться»  — это мой тезис был, а тема конференции была: «Простить нельзя забыть». Где запятую поставить? «Простить, нельзя забыть» – это один смысл. «Простить нельзя, забыть» – это уже совершенно другой момент. И я решил проверить (какое мнение у собравшихся). И вы знаете ли, большинство,  конечно проголосовало: «Простить, нельзя забыть». Но часть людей проголосовало: «Простить нельзя». Как может православный человек держаться тезиса: не прощать? Молитва Отче наш о чем нам говорит? Яко же и мы прощаем…

Вопрос слушателя:

Скажите мне, пожалуйста, вот сейчас мы простили всех, …но скажите, пожалуйста, вот простили всех, но опять висит Сталин, да здравствует Сталин. Как им доказать? Они не слушают никого, они вообще не понимают что это такое? Ну простили мы их, ну что дальше – опять Сталин?

Прот. Владимир Сорокин:      Я как раз не сторонник (того), чтобы реанимировали, возрождали эту жесточайшую систему. Но мы как христиане должны подходить к тому, чтобы каким-то образом воспринимать историю не в агрессивном представлении. Господь им судья. Я категорически против возрождения культа Сталина, Ленина, или Троцкого.

Александр Крупинин:    Но на самом то деле все возвращается… Может быть потому что мы не до конца объяснили, не до конца сказали, как христиане не пережили это…  И снова все то же самое возвращается, под другой идеологией, а суть то та же.

Прот. Владимир Сорокин:       Но возвращают не христиане, не православные. Возвращают совсем другие люди. Не надо путать православных верующих христиан, и тех, кто… У нас в стране государственный атеизм был, он воспитал психологию людей. Когда говорили: мы наш мы новый мир построим, создадим новое – они создали нового человека. Советский человек – это человек в большой (степени) агрессивный.

Александр Крупинин:    Им все равно, они будут Маркса почитать, если будет выгодно — будут креститься, в церковь ходить на следующий день, и будут проводить государственное православие. А могут – государственный атеизм. Главное —  власть  и деньги.

Прот. Владимир Сорокин:        То, что сейчас на Украине происходит: как раз и хотят православие поставить на службу своим узким национальным интересам. А на сам деле мы должны чаще возвращаться к словам Иисуса Христа, святых Апостолов, святых Отцов и учению Церкви. В словах Иисуса Христа вы нигде не найдете призыва к насилию или террору.

Да, это печально, но это возрождают те, кто Церковь хочет использовать. Не жить Церковью, не усваивать церковные принципы,  а использовать. И в  этом весь цинизм, и весь, страх и ужас. Воюют за храмы не верующие, а те, кто представляет совсем другие силы. Вы думаете, что они отберут храмы  (и после этого) пойдут в эти храмы молиться? Я очень сомневаюсь в этом. Они хотят отнять храмы, отнять Церковь у народа, чтобы потом свою идеологию навязать и этим манипулировать. Я так понимаю эту ситуацию. Когда мы осмысливаем ХХ век —  а осмысливать его надо – хотим мы этого или нет, но осмысливать надо, и если мы будем осмысливать (его) с евангельских позиций, со святоотеческих, с церковной миролюбивой позиции –это один вопрос. А если мы будем прислушиваться к мнению экстремистов или людей, которые специально нагнетают вражду между народами…

 

Вопрос слушателя:

Я хотел дополнить только  по поводу осуждения или неосуждения. Мне понравилось как один батюшка, отец Вячеслав, в своей проповеди сказал: твоя задача – исполнить заповедь, и все. Там все просто сказано.

Прот. Владимир Сорокин:         Полагаться на волю Божию надо прежде всего, и воспитывать в себе дух мирен. О чем (говорили) преподобные наши отцы – воспитывай в себе дух мирен, или стяжи (дух мирен). Когда ты в мирном настроении, то у тебя как-то раздвигаются горизонты, и ты можешь Слово Божие увидеть в действии. А когда в обществе (такая агрессия) – я не ожидал, для меня это было в какой-то степени открытием… Слово «простить» на памятнике в Москве – о нем столько спорили. До какой степени советская эпоха ожесточила, загнала людей в систему поиска врагов, ненависти. На этой почве и играют. Поиск врагов  — это же главное было.

Александр Крупинин:     С другой стороны простить надо, конечно, но и помнить надо. А то у нас получается – простить и забыть, и вообще об этом не думать.

Прот. Владимир Сорокин:          А у меня  получается очень конкретно: простить – это значит начать по-новому. Простить, помнить и начинать по новому, исходя и беря за основу слова Иисуса Христа, Церкви, апостола Павла. Так чтобы у тебя созидался дух мирен. А если мы будем всегда выискивать в истории то, что нас озлобляет… В истории можно накопать столько всего и так озвереть…. То что сейчас происходит в той же Украине – (например,) последние сведения, когда храм отобрали, и батюшку избили. У нас на Помяннике, куда внесено больше трех миллионов  репрессированных, написаны слова пророка Давила: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро» (Пс 65, 10). Мы проходим испытание, а не несем наказание.  Если будешь смотреть на историю как на наказание, будешь постоянно выискивать врагом и умрешь с этим поиском врагов. А  если смотреть на историю как на испытание.. Пророк Давил все таки был великий пророк. В ХХ веке мы прошли школу испытания, школу очень серьезного искуса.

Александр Крупинин:     Ничего мы не мы вынесли из этого…

Прот. Владимир Сорокин:           Кто вынес, кто нет. Часть то вынесли все-таки. У меня дедушку расстреляли, и я сделал из этого выводы. Если Господь нас испытывает, то надо к Нему чаще обращаться и ставить (Его во главе всякого дела).  Сначала то,  как Господь сказал, а дальше  — действовать.

Вопрос слушателя:

Уважаемый отец Владимир, то, что Вы говорите, крайне важно сейчас. Вот что я хотел спросить вас. Вы лучше знаете ситуацию в Церкви, среди священников, среди священноначалия. У вас больше сторонников или больше противников, или больше равнодушных людей к тому, о чем вы говорите? Как вы оцениваете ситуацию?

Прот. Владимир Сорокин:           Ну, я уже говорил – на том собрании, на котором  присутствовали почти 200 человек, и я спросил, где поставить запятую – «Простить, нельзя забыть» или «Простить нельзя, забыть» –все-таки большинство людей сказали: Простить.

Александр Крупинин:       Это были священники?

Прот. Владимир Сорокин:           Нет, это были миряне.

Александр Крупинин:         А слушатель спрашивает про священников.

Прот. Владимир Сорокин:            К сожалению, молодое поколение как раз склоняется к агрессии. Раз нас гнали, значит мы должны сами  теперь если не мстить, то уж точно не молиться и точно не поминать их, а если поминать, то со знаком минус. К сожалению,  я это чувствую. Я часто слушаю радио Град Петров, многих священников слушаю, и  чувствую — у некоторых  преобладает чувство, что советская эпоха была жестокая, за нее не нужно молиться. Этих (советских) людей нужно презирать, и никак не считать, что были и другие (положительные) моменты. Я смотрю и за тем, что публикуется в печати. К сожалению, молодое поколение  —  не знаю, откуда оно набирается этого, но меня оно настораживает.

Александр Крупинин:          Я на радио Град Петров никогда не слышал, чтобы не молиться за кого-то…

Прот. Владимир Сорокин:             Они прямо так не говорят, но судя по тому контексту какой идет… У части молодых священников  дух агрессии преобладает. А это очень меня печалит. История ХХ века —  она очень  трудная,  сложная, страшная. И здесь нужно иметь очень серьезное внутренне убеждение. Я прошел школу испытания, и я убедился: если человек начинает со Священного Писания, со слова Иисуса Христа, с высказываний святых угодников,  и стремится дух мирен в себе, в своих прихожанах воспитать, то так и будет. Это же чьи-то прихожане такие агрессивные мнения высказывают. Посмотрите в Интернете, там такая буря идет, будто у нас Церковь не та… Они почему-то считают, что имеют право судить. Вы знаете, не было у нас такого Собора, который подвел бы (итоги столетия). Хотя были у нас некоторые высказывания, постановления по итогам ХХ столетия. Но в таком глубоком анализе, в глубокой духовной осознанности это не произошло.

Александр Крупинин:          Неудивительно, поскольку ХХ век у нас еще не кончился.

Прот. Владимир Сорокин:              Ну как, мы уже все-таки 18 лет…

Александр Крупинин:           А вот это вопрос. Вот когда мы осознаем, тогда он и кончится.

Прот. Владимир Сорокин:                Когда мы положим в основу  Иисуса Христа и христианство и когда не позволим использовать Церковь в тех интересах, в которых она не должна использоваться… А если над нами (мирское) довлеет – посмотрите, какая буря с этой автокефалией, это же чисто политическая игра.

Вопрос слушателя:

Я хочу сказать, что радио Град Петров очень политизированная передача. У вас есть на радио такие журналисты, которые очень агрессивно выступают. Вот, например, Марина Лобанова. Ею сказаны такие слова, можете проверить:  «Советский Союз – это гадость, это пакость, это мерзость».

Александр Крупинин:          Правильно сказала.

Прот. Владимир Сорокин:   Я не согласен с этим. Нельзя так говорить о целой стране и целом народе…

Александр Крупинин:  Само название  — это уже богоборчество.

Прот. Владимир Сорокин:  Я не согласен. Всякая эпоха по-своему хороша и по-своему благодатна. Если назвать так целую эпоху – куда девать новомучеников,  исповедников, наших святых?

Александр Крупинин: Так они противостояли этому Советскому Союзу.

Прот. Владимир Сорокин:  Правильно, но почитайте протоколы допросов, и многие из новомучеников говорили – я не против Советского Союза, я против только политики, которая против Бога и против Церкви. Прочитайте Афанасия Сахарова, других новомучеников, посмотрите эти акты… Новомученики  говорили – мы не против власти, но против того, что власть гонит Церковь.

Я жил в это время. Кто выдержал испытание, тот выдержал, а кто не выдерживал, тот озлобился еще больше. Озлобление  или другие крайне отрицательные чувства не присуще православию, это какая-то друга религия или конфессия. В православии такого не может быть. Апостолов гнали, а они все равно римскую власть не проклинали. Где вы найдете (озлобление) в апостольских посланиях, или в святоотеческих творениях, почитайте, например, Иустина Философа.

Александр Крупинин:  А как Нерона называли? Зверь…

Прот. Владимир Сорокин:   Но христиане его не проклинали. Сказано: не клянитесь – и они не проклинали. Они все-таки искали возможности диалога. Они искали возможность вступить в диалог и путем спокойной аргументации,  своих дел, своей доброй жизни показать, что эта власть не права. И в результате Церковь, христианство, христианские религиозные принципы восторжествовали. Теперь мы начинаем осознавать, что отход от Бога,  от нравственных духовных принципов  приводит к ожесточению общества. Святейший Патриарх Кирилл постоянно об этом говорит. Власть (в советское время) действительно отошла от Бога. Но за властью всегда стоит народ. Я не сторонник того,  чтобы всякими словами обзывать исторические периоды, которые в нашей истории были. Время Ивана Грозного лучше что ли было? Не надо такими терминами пользоваться. Я категорически с этим не согласен. Раз Господь посылает – сумейте в этой данной ситуации, в такой обстановке найти и выстроить свой жизненный путь так, чтобы он являлся примером для тех, кто ведет себя совершенно по-другому. Столько много хороших людей было, простых людей, которые и в советское время и молились и трудились…

Александр Крупинин:   Я слушаю, и я вспоминаю своих родителей. Если им с детства говорили, что Бога нет никакого, И в школу пошли, им говорили –нет никакого Бога, ничего нет…

Прот. Владимир Сорокин:    Мне самому об этом говорили.

Александр Крупинин:    У Вас все-таки родители верующие были.

Прот. Владимир Сорокин:     Ничего подобного. Они были нейтральные, они простые люди были. Мне просто соседка подсказала, что есть Господь, и я как-то почувствовал с детства, что есть Господь и человеку жить в мире,  руководствуясь словами Божиими – миссия благородная. Но я постоянно слышал (возражения против этого), и читал, и даже когда в Семинарии учился… Власть была атеистическая, но сколько верующих было. Это значит и их назвать (такими словами), раз они имели советские паспорта, раз они были советскими людьми? Я не согласен  с этим. Я был свидетелем, когда один почтенный протоиерей на собрании учителей сказал: все учителя советского времени – предатели. Меня это просто сразило. Это же люди, которые воспитывали (молодое) поколение… И когда им это  сказали, а большинство было старшего поколения, они просто оскорбились, обиделись.

Александр Крупинин:    У меня был учитель истории любимый в школе, такой замечательный историк, он еще у академика Струве учился… Он сказал ученикам, вот христианство возникло в I веке в Римской империи, но Христос – это, конечно, мифологический персонаж. И я поверил ему. А он же знал наверняка что это не так…

Прот. Владимир Сорокин:       Вряд ли… Дело в том, что мифологическая теория христианства возникла в 17 веке, (ее автор) — Штраус, такой немецкий ученый был. И тогда вся наука, все деятели Просвещения усвоили, что мифологическая  теория происхождения  христианства – она научная. А к нам она пришла после революции, просто потому что нашим безбожникам было нечего говорить, они не знали, как критиковать Церковь.  Они переняли эту теорию из Германии, она вошла в учебники, в историю… Многие, видимо, (в нее) верили. Даже если этот учитель заблуждался, то он не по своей воле заблуждался, его ввели  в заблуждение…Но сказать, что он, уча детей, был предателем, раз он поддерживал советскую систему, (неправильно). А куда ему было деваться?

Слава Богу, что у нас сейчас есть возможность (получать сведения) и через средства массовой информации, и через Интернет, и каждый может что хочет говорить, и все имеют свободу. Я только сомневаюсь, все ли люди могут разобраться сейчас, где правда в этой массе сведений. Правда —  только там, где Иисус Христос. Формула Церкви —  она одна на все века: Единство, Святость, Соборность, Апостольство. Примените эти четыре тезиса к любой ситуации, и вы увидите. Если это не работает на единство —  значит это неправильно. Если все святое отвергает – значит тоже неправильно. Если соборность отвергает – значит, тоже сомнительная теория. И апостольское преемство – это как раз преемство поколений, у меня на этой теории построено понятие Синодика. В Церкви уже давно все сделано, поставлено на место, нужно только от него отталкиваться. А не сначала усваивать мирские какие-то тезисы, а потом подходить к Церкви. Нужно (действовать) наоборот: идти  от Церкви, от Иисуса Христа —  в мир. Сказал Господь: Шедше научите все народы…

Вопрос слушателя:

Здравствуйте, уважаемый батюшка, большое вам спасибо, просто до слез, потому что действительно большая агрессия… Вот Патриарх сказал: Советский Союз — идеология была коммунистическая, а мораль поддерживали и дома и в школе. А сейчас ни морали, ни идеологии. Спасибо Вам большое… Мы сами во всем виноваты.

Прот. Владимир Сорокин:       Действительно, время-то сложное, и не так просто его оценить. Поможет Господь,  если мы будем мирно, спокойно пытаться во всем разобраться… И то я не думаю, что нашей жизни хватит. Слишком сложная жизнь для того, чтобы во всем так просто и ясно разбираться.

Мое убеждение, моя вера —  я уже не молодой человек я все перепроверил тысячу раз, и через свои попытки узнать, сравнить пришел к заключению – все, что сказано в Священном Писании, что Господь говорит – если от этого отталкиваться, будешь всегда на коне. Но будешь все время подвергаться, тому, что называется агрессией, что ли. Потому что некоторые люди доходят до такого состояния, что даже слово «прощать» звучит для них кощунственно. Это меня всегда удивляет.

Александр Крупинин:     У нас семь минут осталось,  и тут у нас много чего интересного еще есть. Вот по поводу смертной казни. Как вы относитесь к смертной казни?

Прот. Владимир Сорокин:       Как я могу относиться? Есть заповедь:  Не убий. Убивать нельзя. Это же Божия заповедь, как я могу ее корректировать или подвергать сомнению. То что люди пытаются (убийство) обосновать чем-то…

Александр Крупинин:      Обосновать можно все.

Прот. Владимир Сорокин:        Правильно,  но это люди (делают). А есть Божия заповедь: Не убий. Не убивай, и конец. А по суду или не по суду… Для меня заповедь Божия – это точка.

Александр Крупинин:        Хорошо. Война, на вас нападает враг.

Прот. Владимир Сорокин:        Защищаться можно.

Александр Крупинин:         А сказано: Не убий.

Прот. Владимир Сорокин:         Сказано «Кто положит душу свою за други своя…». Остановить зло.

Александр Крупинин:          Это уже начинаются трактовки…

Прот. Владимир Сорокин:         Это не трактовки, это Господь сказал, что нужно останавливать зло, чтобы не случилось большего зла.

А кто там об этом высказался?

Александр Крупинин:          Католическая церковь высказалась в ООН по поводу того что нужно запретить смертную казнь.

Прот. Владимир Сорокин:           Правильно, я их поддерживаю. Как они могут (сказать) по-другому, если Библия говорит об этом? Каждый раз, когда общество пытается корректировать заповедь… Вот есть заповедь: Не кради. А в советское время пытались воров этих (оправдывать)– по пьянке мол, не соображал, и  помиловать. И что вышло?

Александр Крупинин:          (Сейчас) наоборот: если воруют пять рублей – тех сажают, а когда воруют миллиарды, то тем большим почетом пользуются…

Прот. Владимир Сорокин:           Не кради, не убивай, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать, не завидуй… Простые заповеди. Я удивляюсь, почему эти заповеди не изучаются в школах. Во всех школах, начиная с первого класса, нужно всегда преподавать заповеди Божии и основные тезисы религиозной морали, и тогда все встанет на место.

Вопрос слушателя:

Добрый день.  (меня зовут) Маргарита Михайловна. Батюшка Владимир, спасибо Вам большое, вообще спасибо Господу, что Вы у нас есть. Все, что Вы говорите, так ложится на мою душу…  Я хочу Вас поблагодарить, и не только за то, что вы сегодня говорили. Я хочу Вас поблагодарить за своего мужа. Не удивляйтесь, пожалуйста. Когда вы были Ректором Духовной Академии, он приводил к вам студентов Летной академии. Он тогда преподавал атеизм, и приводил к вам студентов. Вы на него подействовать смогли таким образом, что, а это было уже 22 года назад, когда он умирал, я его смогла как-то подвинуть на то, что он крестился. Я вызывала священника из Вашего собора, и его крестили, исповедовали. Я Вам так благодарна, Ваша эта позиция приводит к таким вот результатам.

Прот. Владимир Сорокин:  Спасибо Вам большое. Царство Небесное Вашему супругу, теперь можно за него Богу молиться. Вот реальный ведь пример? Человек преподавал атеизм и вдруг… Я тогда был Ректором Духовной Академии, как раз было время перестройки, и в Академию многие учащиеся приходили, и студенты, и преподаватели… И я помню, как выступал на этих встречах… Действительно такое время было искреннего раскрытия…

Александр Крупинин:  Надежды.

Прот. Владимир Сорокин:  Надежды… И меня это очень окрыляло, я до сих пор этим живу, об этом времени остались хорошие воспоминания у меня. Спасибо, это хорошее сообщение было.

Александр Крупинин:   Тут остались все такие серьезные вопросы…

Прот. Владимир Сорокин:    Время сейчас как раз самое хорошее, осень, когда человек после летних трудов к теплу тянется… Я бы рекомендовал всем чаще обращаться к Священному Писанию, к Святым Отцам. И все-таки сначала оригинал, а потом комментарии. В Церкви  в первую очередь важно то, что Господь сказал – он есть Истина и Жизнь, его надо сначала послушать. А потом нужно посмотреть, как люди в истории Его слова преломляли, воспринимали, к каким результатам это приводило – это толкования. Я приветствую традицию, которая есть в других христианских конфессиях, когда утром, перед тем как начать завтракать, пить чай, человек взял и прочитал несколько строчек Священного Писания, и подумал. Я по миру проехал много,  жил в таких семьях. Утром садятся люди за стол, взяли Священное Писание, почитали, а потом  подумали и помолились. И после этого начинают завтрак и день. Я считаю, что это прекрасная традиция, она сохранилась в протестантских семьях. И дай Бог, чтобы и у нас так было.

 

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх