28 сентября, в четверг Председатель Комиссии по канонизации Санкт-Петребургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора профессор, протоиерей Владимир Сорокин принял участие в IX международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки», посвященной 100-летию начала мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви. Конференция проходила в Санкт-Петербургской Духовной Академии.
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
Проф., прот. Владимир Сорокин
Председатель Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии
Настоятель Князь-Владимирского собора
Презентация
Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России.
Издание Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии.
Ответственный редактор: проф., прот. Владимир Сорокин.
Составители: проф., прот. Владимир Сорокин,
Карловская Е. М., Соколова Л. И.
Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. 2017 г.
А. Цель создания Синодика:
В связи со 100-летием начала гонений на верующих в Бога в России собраны сведения о тех, кто пострадал в годы лихолетья. Синодик создан в целях сохранения исторической преемственности поколений и служит для молитвы и поминовения. В Синодик включены сведения о тех, кто служил в храмах Северо-Запада, многие настоятели могут найти здесь сведения о пострадавших в годы репрессий священно-, церковнослужителях, монашествующих и мирянах, служивших во вверенных их попечению храмах.
Синодик в виде богослужебной книги размером 470×330 см помещен на аналое в Князь-Владимирском соборе и в музее Санкт-Петербургской епархии.
Б. География Синодика
Синодик включает сведения по Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Карельской митрополиям. Географический охват установлен на основе Алфавитного списка клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года Митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). В. Состав Синодика В Синодик собраны сведения о 5644 православных христианах с биографическими данными, имеющимися фотоматериалами и ссылками на источники, 1921 из них расстреляны и убиты. Биографии приведены в виде пофамильного алфавитного списка.
Список начинается с жизнеописаний 88 святых, жизнь которых связана с Северо-Западным регионом, 53 из них входят в Собор Санкт-Петербургских святых. В издании приведены 60 икон святых, в том числе по областям Северо-Западного региона.
Впервые опубликована фотография иконы сщмч. Вениамина Митрополита Петроградского в житии, написанной в 2017 году.
Основными источниками Синодика являются:
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. – СПб: Альфа, 1999.
Санкт-Петербургский мартиролог. – СПб : Миръ, О-во святителя Василия Великого, 2002.
Ленинградский мартиролог, 1937–1938 : Книга памяти жертв политических репрессий / [отв. ред. А.Я. Разумов] ; Рос. нац. б-ка. – СПб. Т. 1 – 13
Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской области. Т. 1 – 9. Сост.: С. А. Иванов (Т. 1); Н. Н. Трабер (Т. 2 – 9)
Не предать забвению : Книга памяти жертв политических репрессий / Орг.-метод. центр по подготовке обл. Книги памяти при Адм. Пск. обл., Собр. депутатов Пск. обл.; Гл. ред. Н. П. Корнеев. – Псков. Т. 1 – 15.
Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000 –Т. 1 – 42.
Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь : Булат, 1992 – 2002. Кн. 1 – 7.
Репрессии православного духовенства Ленинграда и области в 1930-е гг.: [сборник документов] / cост. М. В Шкаровский. – СПб: Князь-Владимирский собор, 2010.
Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский. Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 г. / публикация А.А. Бовкало и А.К. Галкина. – СПб, Князь-Владимирский собор, 2014.
Использованы материалы архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (АУФСБ СПб ЛО).
В издание включены свидетельства родственников. Значительная часть сведений ранее не публиковалась.
В начале книги публикуются сведения о том, сколько представителей разных религиозных конфессий пострадали в годы лихолетья и сколько из них были расстреляны.
Синодик охватывает период с 1917 по 1980-е гг. Приведены статистические сведения по годам:
Имеются данные о том, сколько представителей различных видов служений и профессий были привлечены и сколько из них причислены к лику святых.
Приведены статистические сведения о том, сколько человек привлекались и по каким обвинениям, даны краткие характеристики обвинений и дел:
Арестованы по делу об изъятии церковных ценностей– 126 чел.
Арестованы как члены контрреволюционной организации церковников, расстреляны – 48 чел., умер в тюрьме, находясь под следствием — 1 чел.
Арестованы по «церковному делу» — 421 чел.
Арестованы ОГПУ по обвинению к принадлежности к подпольной контрреволюционной монархической организации – 11 чел.
Арестованы по делу о подпольной монархической организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России» («Академическое дело» — 14 чел.
Арестованы по делу ИПЦ– 127 чел. Арестован «как контрреволюционер» — 1 чел.
Арестованы по делу кружка Б. М. Назарова– 5 чел.
Арестованы по делу «евлогиевцев» — 181 чел.
Арестованы за хранение серебряных монет– 6 чел.
Арестованы за паломничества на могилы – 2 чел.
Арестованы «по экуменическому делу» – 4 чел.
Арестованы по делу графини Зарнекау — 5 чел.
Арестованы как члены братства прп. Серафима Саровского– 21 чел.
Арестованы по делу организации «Воскресенье» -31 чел.
Арестованы по делу «Спасского братства» — 10 чел.
Арестованы по «Академическому делу» — 9 чел.
Арестованы по делу «Иоанновского монастыря» — 20 чел.
Лишены избирательных прав – 507 чел.
Арестованы 17 и 18 февраля 1932 г. в ходе «акции по изъятию монахов и монашек» и отправлены в ссылку– 343 чел.
Монашествующие, арестованные 17 и 18 апреля 1932 г. и отправленные в ссылку -184 чел. Арестованы по делу «подпольной организации духовенства» — 5 чел.
Арестованные члены трудовых артелей – 33 чел.
Арестованные члены церковной «двадцатки» — 177 чел.
Арестованные сыновья и дочери священнослужителей — 52 чел.
В Синодике имеются данные о тех, кто уклонился в обновленчество и тех, кто вернулся в лоно Патриаршей Православной Церкви. В издании опубликован полный текст приговора по делу Митрополита Вениамина (Казанского) и обвинительное заключение по делу религиозно-философского кружка «Воскресенье».
Попытки осмысления эпохи гонений происходят в настоящее время в разных областях общественной жизни. Вот примеры:
12 февраля 2017 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре состоялся семинар под названием «ПРОСТИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ». После докладов и обсуждений присутствующим было предложено решить – где в этой фразе нужно поставить запятую?
В настоящее время ведется работа по установке в Москве памятника жертвам репрессий «Стена скорби» работы скульптора Георгия Франгуляна. В соответствии с идеей президента Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Наталии Солженицыной на памятнике было предложено написать: «Знать, не забыть, осудить и простить». В настоящее время предполагается написать: «ПОМНИТЬ, ЗНАТЬ, ОСУДИТЬ И ПРОСТИТЬ». Окончательный текст надписи еще не утвержден.
В Синодике есть своя формула: ПРОСТИТЬ, ПОМНИТЬ, МОЛИТЬСЯ.
В современном обществе отношение к этому времени совершенно различное – одни демонизируют его, другие героизируют.
В 2009 году был издан посвященный репрессиям фотоальбом Сергея Халанского «Крещенные адом». Совместимы ли эти понятия?
Перед входом на Левашовское мемориальное кладбище в 1996 году был установлен памятник «Молох тоталитаризма».
Сейчас ситуация Слава Богу изменилась, ныне здесь выстроен храм Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших.
На обложке изданного нами Синодика изображен памятник Вера, Надежда, Любовь работы скульптора Галины Васильевны Додоновой, установленного в ограде Князь-Владимирского собора в память пострадавших в годы лихолетья священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян.
Можно привести пример разного осмысления эпохи гонений из области литературы: книга Захара Прилепина «Обитель» и роман Евгения Водолазкина «Авиатор».
Большой вклад в осмысление эпохи гонений вносит Русская Православная Церковь:
1.Строятся храмы в честь новомучеников и исповедников Российских.
В Санкт-Петербургской епархии более 40 храмов освящены в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской:
2.Совершается канонизация — ныне канонизировано 1776 новомучеников и исповедников Церкви Русской.
3.Разрабатываются жития святых.
4.Пишутся иконы.
5.Составляются службы.
6.Издаются синодики, мартирологи, пишутся статьи, книги о новомучениках, снимаются фильмы, создаются Интернет-сайты.
При знакомстве с документами и историческим свидетельствами эпохи революционной смуты становится особенно очевидным, что никакие попытки установить справедливость путем зла и насилия не могут быть успешными. Пример тому – история красного и белого террора.
Известно высказывание Святейшего Патриарха Тихона: «Российская Православная Церковь аполитична и не желает быть ни белой, ни красной. Она должна быть и будет Единою Соборною Апостольскою Церковью, и всякие попытки с чьей бы то ни было стороны ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены». (Послание Патриарха Тихона 1.07.1923 г.).
После выступления состоялось обсуждение. О. Владимир ответил на вопросы о том, как и по каким обвинениям происходили аресты и каким образом формировался Синодик. Предложенная в Синодике формула: «Простить, помнить, молиться» вызвала оживленную дискуссию. О. Владимир отметил, что мы сейчас знаем о том, как и в каких масштабах происходили гонения, но вопрос о том, почему в России произошла такая трагедия, пока остается без ответа.
Рубрики: Новости Фоторепортаж о строительстве храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявшихО молитве за врагов