ПОИСК

Состоялась научно-практическая конференция «Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси…»

28 сентября, в среду Председатель Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, протоиерей Владимир Сорокин и помощник настоятеля по научно-исторической деятельности Карловская Екатерина Михайловна приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси…», посвящённой 100-летию кончины священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина.

Доклад отца Владимира  на тему «Уроки Петроградского процесса» был посвящен духовному осмыслению  Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей» и включал следующие тезисы:

К настоящему времени стали доступными подлинные речи и свидетельства почти всех участников Петроградского процесса 1922 года.

Какие уроки преподает нам этот процесс?

Обратимся к подлинным свидетельствам новомучеников и исповедников:

 

1.Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский.

 

КРАСИКОВ (обвинитель): В чем Вы понимаете христианство?

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН: В деятельности, в жизни.

 «Пилат сказал Ему: что есть истина?» (Ин. 18, 38)

Я есть Путь, Истина и Жизнь (Ин 14,6)

 

2. Новомученик Юрий Новицкий.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Значит, по Вашему мнению выходит, что духовенство не проявляло особого интереса к изъятию?…Чем же объясняете такую инертность?

НОВИЦКИЙ: Думаю, что это объясняется в значительной степени инертностью духовенства, неспособностью его развить свою деятельность в новой обстановке.

Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. (Откр. 3, 15 – 16)

 

 

3. Священномученик Михаил Чельцов.

 

“Тяжело было не от того, что скоро могу умереть…Тяжело было, что я умру ни за что ни про что. За веру и за Церковь? И тогда и теперь я отвечаю на это почти отрицательно… в моих отношениях к изъятию церковных ценностей этого стояния за веру было очень мало, было больше борьбы за золото и серебро церковное, за имущественное достояние и права Церкви. А стоит ли за это умирать? Тяжело за это умирать”. (Прот. М. Чельцов. Воспоминания «смертника» о пережитом).

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носи́те больше даров тщетных… научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 12-13, 17)

4. Протоиерей Николай Чуков (впоследствии Митрополит Ленинградский и \Новгородский Григорий).

 

7/20 июня 1922 г. Вторник. 8 ч. вечера.

Сейчас сидел у меня в камере с 6 часов о. Союзов; пили чай, беседовали… Коснулись даже мысли о сближении с католичеством ради общей борьбы с неверием и нападениями на Церковь. И, действительно, надо общий тон сравнительного богословия в Богословском институте взять не враждебный, а любовный, в мысли желать объединения, шире смотреть на разности… (Митрополит Григорий( Прот. Н.К. Чуков). Дневник в тюрьме с 31 мая 1922 г.)

Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Евр. 12,14

 

 5.Священноисповедник протоиерей Михаил Союзов.

 

Я в великую Пятницу, после выноса плащаницы, обратился к многочисленным (бо)гомольцам с кратким словом, в котором призывал их к любви, миру, кротости, незлобию…При этом напомнил верующим слова Спасителя, сказанныя ап. Петру, взявшемуся за меч в защиту Христа.

Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18, 10 – 11)

 

 

Традиционность:

 

Союзов: Я человек старой школы, воспитан в подчинении церковной власти.

 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр. 13, 7

 

 

 

Отношение к обновленчеству:

Защит.: В числе священников собора имеется священник Красницкий? Какие у вас отношения с ним?

Союзов: Я с ним служу года 3 и в последнее время у нас отношения испортились.

Вот, приблизился предающий Меня. Мф.26,46

 

Способность жить в новых условиях:

 

Союзов. — Я всегда стоял и стою за исполнение декрета до последнего пункта.

Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф. 22,21

 

 

После этого Екатерина Михайловна Карловская рассказала о новопрославленном святом  — священноисповеднике протоиерее Михаиле Союзове (1869 – 1992), невинно осужденном в ходе Петроградского процесса 1922 года.

В течение последних двух лет Комиссией по канонизации Санкт-Петербургской епархии велась разработка жизнеописания протоиерея Михаила Союзова и подготовка материалов к его прославлению в лике святых. Источниками исследования стали материалы следственного дела АУФСБ СПБ ЛО П-89305, материалы ЦГА СПБ, ЦГИА СПб, ЦГА КФФД СПб, отдела рукописей РНБ и др. В ходе изучение архивных материалов  были выявлены следующие характерные моменты:

Отец Михаил родился в Новгородской губернии в семье священника, получил традиционное для детей духовенства духовное образование. В целом путь обучения отца Михаила занял около 15 лет – Боровичское духовное училище, Новгородская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия.

Удивительным образом жизнь отца Михаила с юности проходила в окружении святых. Так, его однокурсниками стали сщмч. Амвросий (Гудко) и сщмч. Гермоген (Долганев), оба принявшие мученическую кончину в 1918 году. На одном  курсе с отцом Михаилом учился   и расстрелянный в том же году духовник царской семьи протоиерей Александр Васильев.

Сегодня мы не знаем точно, где  именно отец /Михаил познакомился со святым Иоанном Кронштадтским, но именно по его ходатайству по окончании академии он был направлен в Кронштадтский Андреевский собор, где отец Иоанн являлся в то время ключарем, и вскоре рукоположен во диакона. Дальнейшее служение отца Михаила тоже проходило при покровительстве св. Иоанна Кронштадтского, и именно отец Иоанн исходатайствовал ему новое место служения – настоятелем храма св. Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе. Служение отца Михаила всегда было усердным и безупречным. Кроме совершения богослужений в храме, он преподавал кадетам Закон Божий, являлся законоучителем и в других учебных заведения Санкт-Петербурга –  в училище А.С. Черняева на Петроградской стороне, в женской гимназии Болсуновой.

Начавшаяся 1 Мировая война  стала для отца Михаила и его воспитанников- кадет тяжелым испытанием. При 2-м Кадетском корпусе был открыт лазарет, и отец Михаил принимал большое участие в духовном окормлении раненых воинов, опекал и приют для детей-сирот.

Революционные события 1917 года прервали усердное и многотрудное  служение отца Михаила. Кадетский корпус был закрыт, отец  Михаил был переведен во Введенскую церковь на Петроградской стороне. Прослужив здесь не более года, Митрополитом Петроградским Вениамином он был назначении настоятелем Князь-Владимирского собора и избран благочинным Петроградского округа.

Служение настоятелем в то время было особо трудным и ответственным. Церковь была отделена от государства и  находилась под большим давлением гражданской власти. Все имущество храмов было национализировано, собрания прихожан, кроме богослужений, были запрещены. Под запретом оказались и занятия с детьми Законом Божиим. Малейшее нарушение требований властей грозило арестом.

Начавшийся голод в Поволжье послужил предлогом  для начала новой волны гонений на Церковь. Надежды Петроградского духовенства во главе со сщмч. Митрополитом Вениамином  на мирное решение создавшейся ситуации и передачу церковных ценностей путем пожертвований не оправдались – 23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК о насильственном изъятии ценностей из церквей. В Князь-Владимирском соборе изъятие ценностей состоялось 19 апреля 1922 года, в среду Светлой седмицы. Несмотря на все призывы отца Михаила  к мирному решению вопроса, прихожанами храма было оказано сопротивление. Отцу Михаилу с членами приходского совета пришлось самому защищать ценности от расхищения.

Арестован отец Михаил был 30 мая 1922 года. Обвинили его в том, что он «заведомо зная, что послания митрополита по своему содержанию призывают к противодействию исполнения декрета советской власти, распространял таковые среди своих приходов и верующих, результатом чего явились массовые волнения». В ходе допросов отец Михаил дал четкие и убедительные ответы на все заданные ему вопросы. Вину не признал, при этом, пытаясь отвести обвинение от митрополита Вениамина, подтвердил, что по собственной воле разослал письмо по приходам вверенного ему благочиния, в целях информирования, но не для агитации.

 На допросе 17 мая 1922 года отец Михаил показал:

«Официального распоряжения о распространении этих писем среди верующего народа Владыка Митрополит не отдавал… я в великую Пятницу, после выноса плащаницы, обратился к многочисленным богомольцам с кратким словом, в котором призывал их к любви, миру, кротости, незлобию, сказал им что мы сейчас больше всего должны пожалеть голодающих братий наших… В заключение я убедительно просил прихожан жертвовать свои ценности для выкупа собранных ценностей».

В своих показаниях отец Михаил подчеркивал, что он «человек старой школы, воспитанный в подчинении церковной власти». Зарождавшемуся обновленчеству он не сочувствовал. Один из лидеров обновленческого движения Владимир Красницкий являлся в то время священником Князь-Владимирского собора. Он стал одним из главных свидетелей обвинения на суде и старался всячески очернить отца Михаила в своих показаниях, а после осуждения отца Михаила занял место настоятеля собора.

Допрос протоиерея Михаила Союзова на суде состоялся  17 июня. На вопрос обвинения о причинах рассылки им послания настоятелям благочиния он пояснил: «Я посредник между духовенством и митрополитом, и смотрел как на обязанность информировать духовенство об особо выдающихся событиях церковной жизни … я повторяю и решительно утверждаю, что никакого официального и словесного распоряжения от Владыки не было».

5 июля 1922 года протоиерей Михаил Союзов был приговорен к 3 годам тюремного заключения строгой изоляции.  19 октября 1922 года он скончался в тюремной больнице. Похоронили отца Михаила на Смоленском кладбище, недалеко от часовни св блж. Ксении Петербургской.

25 августа 2022 года  определением Священного Синода в Собор новомучеников  и исповедников Церкви Русской было включено имя священноисповедника протоиерея Михаила Союзова. 4 сентября 2022 года в храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин прославления святого.

С подробным жизнеописанием отца Михаила можно познакомиться на посвященной ему виртуальной выставке, адрес: http://vladimirskysobor-expo.ru/2022/souzov/

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх