27 сентября, в понедельник, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня после Божественной литургии настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин в сослужении клира храма совершили панихиду на могиле настоятеля Князь-Владимирского собора в 1919 – 1922 годах протоиерея Михаила Союзова на Смоленском кладбище. Протоиерей Михаил Союзов мученически пострадал в годы гонений на веру Христову. В 1922 году он был осужден по делу «Об изъятии церковных ценностей» вместе со сщмч. Вениамином, Митрополитом Петроградским, прмч. архимандритом Сергием (Шеиным) и мчч. Юрием Новицким и Иоанном Ковшаровым, приговорен к 3 годам заключения с применением режима строгой изоляции и через 3 месяца скончался в тюремной больнице.
В 2022 году исполняется 100 лет со дня мученической кончины протоиерея Михаила Союзова. Ныне собраны и подготовлены материалы для изучения возможности включения его имени в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Жизнеописание протоиерея Михаила Феодоровича Союзова
(12.05.1869 – 19.10.1922)
Протоиерей Михаил Феодорович Союзов родился 12 мая 1869 года в пос. Жерновицы Покровской вол. Устюженского у. Новгородской губ. в семье священника Жерновской церкви Феодора Союзова. Последним местом служения отца Феодора стала церковь села Озерова Тихвинского уезда Новгородской губернии.
Следуя семейной традиции, Михаил Союзов избрал путь служения Церкви Христовой. После окончания Боровичского Духовного училища в 1893 году он поступил в Новгородскую Духовную семинарию, которую окончил в 1889 году первым по 1-му разряду. В том же году Михаил Союзов поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Сохранившиеся документы, относящиеся к периоду обучения отца Михаила в СПбДА, свидетельствуют о его усердии, хорошей и отличной успеваемости, неизменно отличном поведении. 4 июня 1893 г. он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания. Кандидатская работа Михаила Союзова была посвящена теме «История монастырской проповеди на Руси в XV и XVI веках».
27 июня 1893 года по ходатайству св. прав. отца Иоанна Кронштадтского Михаил Союзов был принят на должность псаломщика Андреевского собора Кронштадта с возведением в сан диакона. 27 сентября 1893 года он вступил в брак с дочерью диакона Андреевского собора Николая Стефановского, выпускницей Кронштадтской Александринской женской гимназии Антониной Николаевной Стефановской. 10 октября 1893 г. Высокопреосвященнейшим Митрополитом Палладием был рукоположен в сан диакона.
Свой путь служения Церкви Христовой отец Михаил начал при святом праведном Иоанне Кронштадтском, являвшемся в то время ключарем Андреевского собора. По свидетельству архивных источников, в сане диакона по воскресным и праздничным дням отец Михаил говорил проповеди в Андреевском соборе Кронштадта, отличался поведением «весьма хорошим».
Отец Иоанн Кронштадтский любил отца Михаила и его семью. По его благословению и по ходатайству Главного начальника военно-учебных заведений Генерала от инфантерии Малютина, в 1895 году отец Михаил был определен настоятелем церкви Св. Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе (ныне – Военно-Космическая Академия им. А. Ф. Можайского) и законоучителем корпуса. 28 апреля 1895 г. Преосвященным Епископом Никандром, Ректором Петроградской Духовной Академии, в академической церкви был рукоположен во священника. С 4 сентября 1910 г. по 30 июня 1918 г. состоял безвозмездно казначеем Попечительства о прислуге 2-го Кадетского Корпуса.
Усердное и безупречное служение отца Михаила в церкви 2-го Кадетского корпуса было отмечено многими церковными и гражданскими наградами.
14 мая 1896 года он был пожалован медалью в память в Бозе почившего Императора Александра III и серебряным наперсным крестом. 27 ноября 1897 года за усердную и полезную пастырскую и законоучительскую службу Высокопреосвященным Митрополитом Палладием награжден набедренником. 25 марта 1901 года за примерно усердную и полезную службу Высокопреосвященным Митрополитом Антонием награжден скуфьею. 6 мая 1904 года определением Святейшего Синода ко дню рождения Его Императорского Величества награжден камилавкою. 6 мая 1906 года определением Святейшего Синода от 12 апреля 1906 года ко Дню рождения его Императорского Величества награжден золотым наперсным крестом. 10 мая 1909 года возведен в сан протоиерея: 6-го мая 1913 года всемилостивейшее награжден орденом Св. Анны 3-й степени; 6-го мая 1915 года награжден орденом Св. Анны 2-й степени; 29 июня 1917 г. – палицею.
Служение отца Михаила законоучителем 2-го Кадетского корпуса включало 26 уроков в неделю. В храме при Корпусе в те годы пел хор кадет, воспитанники Корпуса помогали в алтаре, читали на клиросе. Свои поучения воспитанникам Корпуса отец Михаил изложил в своем труде «Пастырские наставления кадетам 2-го Корпуса», изданном в 1896 году. В нем он говорит: «Вы готовитесь быть со временем воинами. А русский воин должен быть человеком образованным, образцом неподкупной честности, благородства, мужества, всей душой должен быть предан своей Православной вере и своему Царю и Отечеству до готовности положить за них свою жизнь… Бог даст, будете начальствующими, учителями и воспитателями других. А управлять другими – самое трудное и ответственное дело. Начальствующему недостаточно ведь только уметь управлять подчиненными, ему нужно, и это главное, самому быть и в слове, и в деле примером для них». Отец Михаил и сам всегда старался быть для других примером верности своему долгу, своему христианскому призванию.
Особенно почитал отец Михаил святого отца Иоанна Кронштадтского, на его опыте поучал он своих воспитанников: «Почему отец Иоанн Кронштадтский всегда такой жизнерадостный, светлонастроенный? Потому что он глубоковерующий, потому что крепко надеется на Бога, постоянно стремится к Богу, в Нем Одном находит для себя источник утешения, успокоения, умиротворения и спасения, и Бог действительно с ним и всегда является заступником и помощником ему. А этот дар глубокой, чистой и искренней веры и крепкой надежды на Бога отец Иоанн приобрел через неослабную и неотступную молитву к Богу».
Отец Иоанн был частым гостем в семье отца Михаила и даже предсказал кончину его тестя, диакона Николая Стефановского, прежде служившего в Андреевском соборе.
Следуя православной традиции сохранения исторической памяти, к отмечавшему в 1904 году 100-летию освящения церкви Александра Невского отец Михаил издал «Историческую записку о церкви 2-го Кадетского корпуса. 1743 – 1804.1804 – 1904». Доход от продажи был передан Обществу вспомоществования бывшим воспитанникам 2-го Кадетского корпуса. К знаменательной дате храм был отремонтирован, проведено электричество, на хорах установлен электрический вентилятор. На стенах храма находились 26 черных досок с надписями золотыми буквами о геройских подвигах и геройской смерти на полях брани бывших кадет корпуса. Столетний юбилей храма был торжественно отпразднован 26 ноября 1904 года. Литургия в этот день была совершена Преосвященным Сергием (Страгородским), Епископом Ямбургским, Ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, при участии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. За богослужением присутствовал Великий князь Константин Константинович.
Торжественно отмечалось 200-летие 2 Кадетского корпуса в 1912 году. К юбилею было доработано и вновь издано сочинение отца Михаила «Историческая записка о церкви 2-го Кадетского корпуса». По разукрашенным лестницам и коридорам входили бывшие питомцы и гости в церковь корпуса, где были построены кадеты и находился весь учебный и воспитательский персонал. Благодарственное молебствие по сему случаю совершил Преосвященный Вениамин, епископ Гдовский, с 10-ю протоиереями и священниками, законоучителями настоящими и бывшими. После положенных многолетий преосвященный обратился к питомцам корпуса со словом, в котором указал на значение настоящего благодарения Господу, выяснил, что оно явилось результатом 200-летней истории корпуса, выпустившего много верных слуг Царю и Отечеству, отдавших жизнь за них. К знаменательной дате Император Николай II Высочайше утвердил особый юбилейный нагрудный знак для ношения на левой стороне груди, с предоставлением права воспроизведения сего знака исключительно 2-му кадетскому корпусу. Права ношения юбилейного знака был удостоен и настоятель храма св. блгв. князя Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе протоиерей Михаил Союзов.
Многообразное просветительское служение отца Михаила не ограничивалось только Кадетским корпусом. С 1902 по 1907 годы он также являлся законоучителем частного реального училища А. С. Черняева, с 1907 по 1913 — законоучителем частной женской гимназии А. И. Болсуновой.
Начавшаяся в 1914 году 1 Мировая война стала испытанием для отца Михаила и его воспитанников-кадет. В Корпусе был открыт лазарет для раненых воинов, устроен приют для детей погибших. 15 октября 1916 г. протоиерей Михаил Союзов был представлен к награждению орденом Св. князя Владимира 4-й ст. «за усиленные труды по производству экзаменов малолетним, определяемым в кадетские корпуса по обстоятельствам военного времени, вне экзаменационного периода; по преподаванию Закона Божия воспитанникам приюта, открытого при корпусе для детей раненых и убитых в настоящую войну офицеров, за труды по организации и устройству открытого при корпусе лазарета для раненых воинов и за усиленные труды по исполнению треб (молебнов и всенощных) в открытом при корпусе лазарете для раненых воинов, безвозмездное служение панихид и отпеваний по убитым на войне офицерам – бывшим питомцам корпуса». Помощью раненым воинам занималась и матушка Антонина Николаевна, служившая сестрой милосердия в госпитале при Политехническом институте.
Революционные события 1917 года прервали служение отца Михаила в Александро-Невской церкви. Кадетский корпус был закрыт, и 29 июня 1918 года отец Михаил был вынужден обратиться с прошением на имя Высокопреосвященнейшего Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского, о назначении его на освободившуюся священническую вакансию во Введенской церкви на Петроградской стороне.
В своем прошении на имя Высокопреосвященного Митрополита Вениамина отец Михаил пишет: «При церкви бывшего 2-го Кадетского корпуса для причта создались такие условия, при которых существовать невозможно. За март и апрель месяцы родители воспитанников еще вознаградили меня и диакона за уроки Закона Божия, но с мая месяца они больше не вознаграждают нас. Церковь так скудна богомольцами, деньгами и доходами, что на одни церковные средства существовать немыслимо. Ко всему прочему, комиссарами бывшего Корпуса отдан приказ, чтобы я и диакон очистили казенные квартиры, так как мы, по их мнению, не имеем на них права… Трудность моего положения усиливается еще тем, что я вынужден еще поддерживать семью покойного, утонувшего в 1912 году своего зятя, священника Петровского погоста, Лужского уезда Никиты Морева, опекуном коей я состою».
30 июня 1918 г. указом Высокопреосвященного Митрополита Вениамина протоиерей Михаил был переведен на должность священника Введенской церкви. С 22 ноября 1918 г. по 20 февраля 1919 г. и с 5 мая по 6 июля 1919 г. ему пришлось исполнять обязанности настоятеля на время отпуска протоиерея Николая Соболева.
3/16 ноября 1918 года Указом Выскопреоосвященного Митрополита Вениамина он был назначен исполняющим обязанности благочинного 8-го Петроградского округа. С сентября 1919 года являлся руководителем и наблюдателем за организацией и постановкой религиозно-нравственного просвещения детей в церквях приходов 9 Петроградского округа.
С 6/19 июля 1919 Высокопреосвященнейшим Митрополитом Вениамином протоиерей Михаил Союзов был определен настоятелем Князь-Владимирского собора, и переехал в принадлежащую собору квартиру на Церковной ул., 16. Рядом с отцом Михаилом поселились семьи его родных, которых он в течение всей жизни опекал и поддерживал– семья его сестры Людмилы Федоровны Союзовой и дочь его скончавшегося зятя священника Никиты Морева Ксения Никитична с мужем.
9/22 февраля 1920 г. Общим благочинническим собранием духовенства и представителей от мирян отец Михаил был единогласно избран благочинным 8-го (впоследствии 9-го) Петроградского округа.
Многочисленные источники свидетельствуют об усердном служении протоиерея Михаила, почитании его прихожанами и одобрении священноначалием. К примеру, известно, что 4 октября 1920 года, по случаю 25-летия иерейской хиротонии «почтен был 9-м Петроградским округом и Князь-Владимирским приходом – торжественным молебствием и подниманием св. икон и многих адресов с участием Его Высокопреосвященства».
На Поместном Соборе 1917 – 1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем Святым, в земле Российской просиявшим. По благословению Высокопреосвященного Митрополита Петроградского Вениамина при отце Михаиле в декабре 1920 г. в Князь-Владимирском соборе был впервые освящен придел во имя Всех Русских святых. Активно функционировал приходский совет собора. По его ходатайству от 29 июля 1921 г. настоятель протоиерей Михаил Союзов был награжден митрой.
ХХ век в России стал эпохой испытания для верных служителей Христовых. 5 сентября 1918 года был официально объявлен «Красный террор». Через неделю, 13 сентября 1918 года, по ордеру из Чрезвычайной Следственной Комиссии без предъявления обвинений был впервые арестован протоиерей Михаил. На следующий день его посадили в Трубецкой бастион, служивший в то время тюрьмой Петроградской Чрезвычайной Комиссии. В Трубецком бастионе отец Михаил просидел до 13 октября, обвинения ему так и не предъявили.
Служение настоятелем собора в этот период было особенно трудным и ответственным. Каждый неверный шаг, неисполненное вовремя обязательство грозило арестом. После отделения Церкви от государства все церковное имущество было национализировано, клир и Приходской Совет храма стали лишь пользователями здания храма и всех его святынь. На каждое собрание Приходского Совета приходилось испрашивать разрешения властей, согласовывать повестку и уплачивать гербовый сбор. Занятия с детьми при храме были запрещены.
Положение семей священнослужителей в столице тоже становилось сложным и небезопасным. По взаимному согласию матушка Антонина уехала жить к своим родственникам в деревню.
1922 год был ознаменован голодом в Поволжье и начавшейся повсеместно кампанией по изъятию церковных ценностей. После первых же сообщений о голоде Православная Церковь сразу откликнулась. Еще в августе 1921 г. она создала епархиальные и всецерковные комитеты помощи голодающим. В проповедях отец Михаил призывал прихожан к любви, миру, кротости, незлобию, к тому, чтобы пожалеть голодающих братий. По благословению Митрополита Вениамина был объявлен сбор пожертвований. С такими же призывами обращались и другие представители духовенства Петрограда.
Власть не захотела мирного сосуществования с Церковью. Пожертвования ей были не нужны, ибо они являются знаком любви Христовой. В феврале 1922 года вышел Декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. 19 марта 1922 года Ленин обратился к Молотову с письмом, в котором четко и ясно была поставлена задача развернувшейся кампании:
“… Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать”.
Начавшийся весной 1922 года судебный процесс над представителями Петроградского духовенства и мирян стал знаковым событием в истории Русской Церкви. Аресту были подвергнуты 86 человек, священнослужителей и мирян, во главе со сщмч. Вениамином, Митрополитом Петроградским.
Судебный процесс продолжался с 10 июня по 5 июля 1922 года, однако исход его был предопределен заранее. В Петроградский губотдел ГПУ пришла телеграмма из Москвы: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников – реакционеров и сотрудников канцелярии, произведя в последней тщательный обыск. Вениамин Высшим Церковным Управлением отрешается от сана и должности. О результатах операции немедленно сообщите. 1 июня 1922 года. Начсоперупр ГПУ Менжинский».
Болезненный процесс изъятия церковных ценностей был ознаменован многочисленными выступлениями прихожан храмов. Эти выступления стали поводом для проведения массовых арестов среди духовенства и верующих мирян Петрограда.
В соответствии с Декретом от 23 февраля 1922 года, следуя распоряжениям Выокопреосвященного Митрополита Вениамина, настоятелем и членами Приходского Совета Князь-Владимирского собора было принято решение о мирной выдаче ценностей Комиссии по изъятию.
Представители Райкомиссии по изъятию ценностей во главе с председателем Иваном Фирсовым пришли в Князь-Владимирский собор 19 апреля. Как впоследствии было отмечено в составленном комиссией акте, со стороны настоятеля протоиерея Михаила Союзова и членов Приходского Совета было оказано всяческое содействие. Однако произвести изъятие в этот день не удалось. У Князь-Владимирского собора собралась толпа, оказавшая сопротивление комиссии, 8 человек были задержаны, однако в ходе допросов ни один из задержанных какую-либо причастность к делу об изъятии ценностей не признал. Описывая на суде сложившуюся ситуацию, член Приходского Совета Собора Геннадий Федорович Чиркин сообщил: «толпа собиралась в кучки, появилась потом толпа женщин, детей, которая бросалась к соборному настоятелю, у соборного старосты кто-то оторвал прядь волос, и когда я подходил к собору, толпа была уже порядочная, в соборе была кучка людей, человек около 200, которая выражала недовольство по отношению к настоятелю, что он отдает эти ценности. Настоятель был удручен всем случившимся…». Изъятие ценностей в соборе удалось произвести только через день, 21 апреля. Все ценности, растащенные детьми накануне во время беспорядков, к этому времени были возвращены.
Благочинный 9-го округа, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Союзов был вызван в Следотдел Петгубревтрибунала 20 мая 1922 года и в тот же день арестован. Местом заключения стал 3-й Исправдом на Нижегородской ул. (ныне – ул. Академика Лебедева, 32).
Отцу Михаилу предъявили обвинение в том, что он «заведомо зная, что послания митрополита по своему содержанию призывают к противодействию исполнения декрета советской власти, распространял таковые среди своих приходов и верующих, результатом чего явились массовые волнения, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 119 и 69 Угол. Код.».
В своих показаниях отец Михаил опроверг все предъявленные ему обвинения и старался убедить судей в невиновности Митрополита Вениамина в происходивших в Петрограде волнениях.
На допросе 20 мая 1922 года отец Михаил показал:
«Официального распоряжения о распространении этих писем среди верующего народа Владыка Митрополит не отдавал… Об этих письмах Митрополита я поставил в известность настоятелей церквей вверенного мне, как благочинному, 9 Петроградкого округа, в целях ознакомления их с мнением Владыки Митрополита…Когда стало известно третье письмо Владыки Митрополита к верующим (на Страстной неделе), и одновременно известное постановление Помгола об изъятии ценностей, я в великую Пятницу, после выноса плащаницы, обратился к многочисленным богомольцам с кратким словом, в котором призывал их к любви, миру, кротости, незлобию, сказал им что мы сейчас больше всего должны пожалеть голодающих братий наших, …что Владыка Митрополит обратился к верующим со словом, в котором он просит их предаться совершенно в волю Божию, пребывать в спокойствии и кротости, идти на встречу везде; воздерживаться от всяких скоплений в домах и около храмов при изъятии ценностей и не допускать никаких беспорядков, вести себя, как прилично христианам… В заключение я убедительно просил прихожан жертвовать свои ценности для выкупа собранных ценностей, сказав им, что чем больше они пожертвуют своих ценностей, тем больше будет выкуплено собранных ценностей. Слово мое было выслушано с совершенным вниманием и спокойствием и прихожане тотчас стали жертвовать свои ценности».
Судебные заседания начались 10 июня 1922 года. Допрос протоиерея Михаила Союзова состоялся 17 июня. В ходе допроса отец Михаил сообщил, что прямого указания Митрополита на рассылку его обращения в Помгол не было. На вопрос обвинения о причинах рассылки им послания настоятелям благочиния он пояснил:
«– Вы говорите, что Вы человек старой школы и всякое слово Митрополита Вы принимали как распоряжение Митрополита, не приняли ли Вы и тут также, не подумали ли Вы даже, что распоряжения Митрополита как почетного председателя Вам и дожидаться не нужно, а нужно просто приниматься за дело и распространять.
– Нет, если хотите, я объясню, почему я распространял эти письма духовенству. Я посредник между духовенством и митрополитом, и смотрел как на обязанность информировать духовенство об особо выдающихся событиях церковной жизни … я повторяю и решительно утверждаю, что никакого официального и словесного распоряжения от Владыки не было».
Отвечая на вопрос Председателя о реакции духовенства на оглашение Митрополитом Вениамином писем в Обществе Правления Православных Приходов, отец Михаил сообщил, что это «была только информация, а обмена мнений в смысле критики, удовольствия или неудовольствия этим письмом, ни с чьей стороны не было».
Сообщая о волнениях у Князь-Владимирского собора, протоиерей Михаил показал:
«Дети устроили беспорядок. Во время изъятия ценностей они стали хватать священные сосуды и другие священные предметы и уносить их. Мне, церковному старосте и др. членам совета пришлось вступить с ними в борьбу и отнимать. Во время этой борьбы я сам пострадал».
В своих дневниковых записях от 17 июня 1922 года протоиерей Николай Чуков, впоследствии Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, запишет: «Сегодня допрашивали Парийского, Союзова, Кедринского. Все трое ответили хорошо. Дело выясняется, и если бы велось объективно, то и думать было бы не о чем. Но… в этом “но” – все дело».
Одним из главных свидетелей обвинения стал видный деятель обновленческого движения священник Владимир Красницкий, служивший в это время в Князь-Владимирском соборе. Отец Михаил называл себя «человеком старой школы», в своем служении он строго следовал церковным канонам, принципам церковной дисциплины и не сочувствовал зарождающемуся обновленчеству. Отношения с Красницким у него не сложились. В своих показаниях Красницкий всячески старался очернить отца Михаила, а после его осуждения занял место настоятеля Князь-Владимирского собора.
Протоиерей Михаил дал убедительные ответы на все предъявляемые ему вопросы. Вину не признал, при этом, пытаясь отвести обвинение от митрополита Вениамина, подтвердил, что по собственной воле разослал письмо по приходам вверенного ему благочиния, в целях информирования, но не для агитации.
5 июля 1922 года протоиерей Михаил Союзов был приговорен к 3 годам тюремного заключения строгой изоляции.
На следующий день после вынесения приговора, протоиерей Николай Чуков напишет в дневнике: «Беседовали об этом кошмарном деле, о всей искусственной его вздутости, о полной невинности, о бесполезности всей процедуры суда: ведь в обвинительном приговоре упомянуто все, что опровергнуто показаниями… Словом, полное невнимание ко всему, выявленному в пользу подсудимых и, наоборот, внесение в приговор того, что не в их пользу».
На осужденных были возложены судебные издержки. В соответствии с решением суда протоиерей Михаил Союзов должен был выплатить 300 000 000 рублей. Имущество его было описано. В акте, составленном при описи, значилось: «У священника Союзова М.Ф. никакого ценного имущества в квартире, кроме кровати, библиотеки, письменного стола, этажерки, двух столов, шести стульев и пр. мелочи нет».
19 октября 1922 года протоиерей Михаил Союзов скончался в тюремной больнице.
Отпевание было совершено во Введенской церкви на Петроградской стороне. Похоронили отца Михаила на Смоленском кладбище, недалеко от часовни св блж. Ксении Петербургской.
Лишь спустя 68 лет после его кончины результаты судебного дела были пересмотрены Верховным Судом СССР. В Постановлении Президиума Верховного Суда СССР от 31 октября 1990 года говорится: «Осужденные свою вину не признали, заявив, что никаких контрреволюционных группировок они не создавали, и в них не участвовали, борьбу с Советской властью не вели и цели такой не преследовали, посланий и воззваний, направленных на неисполнение декрета об изъятии церковных ценностей, не издавали, агитации об том не проводили, сопротивления комиссии по изъятию ценностей не оказывали… Из материалов дела не видно, чтобы осужденные церковнослужители и члены Правления являлись организаторами массовых волнений граждан, вызванных изъятием церковных ценностей… Таким образом, в действиях осужденных: Казанского В.П., Ковшарова И.М., Новицкого Ю.П,, Елачич И.А., Чукова Н.К., Плотникова В,В,, Чельцова М.П., Богоявленского Л.К., Огнева Д.Ф., Шеина С.П., Бычкова С.И., Петровского А.В., Парийского Л.Н., Союзова М.Ф.… состав преступления отсутствует».
Память протоиерея Михаила Союзова почитается и нашими современниками. Усердием клира и прихожан храма Смоленской иконы Божией Матери могила отца Михаила была приведена в порядок, установлен крест и памятная табличка. Ныне здесь совершаются заупокойные богослужения.
Вечная Память протоиерею Михаилу.
Рубрики: Новости В Князь-Владимирском соборе издан буклет, посвященный иконе сщмч. Вениамина, Митрополита Петроградского, в житииСостоялось заседание Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии