1 июля – обретение мощей Свт. Виктора исп., епископа Глазовского (1997)
ОСТРОВИДОВ Константин Александрович, 20.05.1875, с. Золотое Камышинского у. Саратовской губ. — 02.05.1934, с. Нерица Усть-Цилемского р-на Коми АССР. Сын псаломщика. В 1899 году Константин поступил в Казанскую Духовную академию, и уже в студенческие годы ярко проявились его гуманитарные дарования: интерес к отечественной словесности, философии и психологии. Для кандидатского сочинения Константин выбрал тему «Брак и безбрачие», и по окончании академии был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в Духовной семинарии. В 1903 году он был пострижен в мантию с именем Виктор, рукоположен во иеромонаха и назначен в г.Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Подворье было учреждено 5 декабря 1903 года для предотвращения развития старообрядческого раскола в Хвалынском уезде, а также служило миссионерским нуждам.
В феврале 1904 года в музыкальном училище города иеромонах Виктор прочитал три лекции: «Психология «недовольных людей» в произведениях М.Горького», «Жизненные условия появления «недовольных людей» и «Возможность обновления «недовольных людей» и путь к нему». Также за период служения в Саратовской епархии проявились незаурядные дарования о.Виктора на поприще миссионерской деятельности, в основу которой было положено обучение чувашей грамоте и совершение богослужения на чувашском языке.
В 1904 году иеромонах Виктор был зачислен в состав Иерусалимской Духовной Миссии. Деятельного пастыря-миссионера поразило отсутствие в Миссии миссионерской деятельности, о чем он и написал в своем докладе. В июле 1908 года старший иеромонах Иерусалимской Духовной Миссии Виктор, находясь в Киеве, принял участие в IV Всероссийском миссионерском съезде — прочел свой доклад о прошлом и настоящем Иерусалимской Духовной Миссии. Он говорил об обширной деятельности на Святой Земле католического духовенства, о бездействии Русской Православной Церкви. Сообщил об отношении наших неправославных старообрядцев к православному Востоку. Подчеркнул, что паломничество старообрядцев ко Гробу Господню принесет пользу… рассеет предубежденность против Православной Русской Церкви через наглядное созерцание ее единства с матерью Церквей — Церковью Иерусалимской, — а в ней и со всею Вселенскою.
22 ноября 1910 года иеромонах Виктор был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. А в сентябре 1918 года архимандрит Виктор был назначен наместником Александро-Невской лавры в Петрограде. Но недолго пришлось ему здесь прослужить: в декабре 1919 года архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Со всей ревностью и тщанием приступил он к исполнению своих архипастырских обязанностей, просвещая и научая паству вере и благочестию.
Епископ Виктор (Островидов)
Безбожным властям не понравилось столь ревностное отношение епископа к вере и Церкви, и он на первой неделе поста, после литургии, был арестован и отправлен в заключение. Но своим благочестием епископ Виктор поразил вятскую паству, народ полюбил его всем сердцем. Проникся к епископу уважением и секретарь губернского суда А.В.Ельчугин, и после освобождения рассказывал ему обо всех готовящихся против Церкви мероприятиях.
Свято-Трифонов монастырь
В 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. Вятичи вспоминали, что владыка был характера прямого, чуждого лукавства, спокойного и жизнерадостного, любил детей, находя в них нечто сродное себе.
Епископ Виктор и иподиакон Александр Ельчугин
Весной 1922 года было создано и поддержано советскими властями обновленческое движение, направленное на разрушение Церкви. Святой Патриарх Тихон был заключен под домашний арест. В мае 1922 года арестовали епископа Вятского Павла (Борисовского), а в права исполняющего его обязанности временно вступил епископ Виктор. К нему поступило письмо председателя обновленческого ВЦУ епископа Антонина (Грановского), с призывом к ликвидации Патриарха Тихона и содружеству с советской властью. В ответ на действия обновленцев владыка Виктор составил письмо к вятской пастве, объясняя суть нового явления. Он писал, что группа лиц, кажущаяся иерархами Церкви Христовой, «усиливаются самозванно, самочинно, воровски захватить управление Русской Православной Церкви в свои руки…».
Меж тем после недолгого заключения епископ Вятский Павел был освобожден и приступил к исполнению своих обязанностей. Вскоре его посетил уполномоченный ВЦУ, но поскольку ничего не добился, отправился к владыке Виктору в Трифонов монастырь. Владыка не принял уполномоченного и отказался взять от него какие-либо бумаги. Но составил письмо к вятской пастве, одобренное и подписанное епископом Павлом, в котором разоблачал обновленцев.
На следующий день, 25 августа, епископы Павел и Виктор были арестованы, а 1 сентября арестовали и А.Ельчугина.
Епископ Виктор (Островидов). Вятская тюрьма. 1922 г.
На допросе владыка Виктор сказал, что воззвание против ВЦУ составлено им. Вятское ГПУ отправило обвиняемых в Москву, в Бутырскую тюрьму. В Москве они были вновь допрошены и 23 февраля 1923 года приговорены к трем годам ссылки. Местом ссылки для владыки Виктора стал Нарымский край Томской области. Его поселили в маленькой деревеньке, расположенной среди болот. Епископ Виктор не унывал и писал письма своим духовным чадам.
Срок ссылки закончился в 1926 году, и ссыльным архиереям было разрешено вернуться в Вятскую епархию, которая пришла в плачевное состояние: многие священнослужители ушли к обновленцам. Архиереи-исповедники принялись за восстановление епархии и в своих проповедях разъясняли верующим о пагубности обновленческого раскола. Начался возврат приходов в Патриаршую Церковь. Деятельность архиереев продолжалась более двух месяцев, после чего последовал новый арест. После допроса пастырей отправили в Москву. Там объявили, что на три года они лишаются права проживать в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону и Вятке, но место пребывания разрешили выбрать. Епископ Виктор выбрал город Глазов Ижевской губернии Вотской области, поближе к своей вятской пастве, и в соответствии с местом ссылки был назначен епископом Ижевским и Воткинским.
29 июля 1927 года заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий выпустил по требованию властей декларацию, в которой провозглашал лояльность Русской Православной Церкви по отношению к власти. Преосвященный Виктор не считал декларацию нужной и полезной, а потому отослал ее обратно митрополиту Сергию. А в феврале 1928 года он написал «Послание к пастырям», в котором подвергал критике позиции, обозначенные в декларации».
Прошло чуть больше месяца со времени написания послания, и 4 апреля владыка был арестован и доставлен в Вятскую тюрьму. В безбожной прессе началась против него компания. А вскоре преосвященный Виктор был отправлен в тюрьму в Москву. Следователь предъявил ему текст «Послания к пастырям». Епископ признал, что составил этот документ. Владыку обвинили в распространении антисоветских документов с призывом не подчиняться советской власти как власти диавола, а претерпеть от нее мученичество. 18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Виктора к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Начался исповеднический путь святителя в узах.
В Соловецком концлагере владыка пробыл все три года. Один из заключенных, писатель О.Волков впоследствии вспоминал, как владыка Виктор говорил ему: «Ты, сынок, должен понять, почему сюда власти попов да монахов согнали. Отчего это мир на них ополчился? Да нелюба ему правда Господня стала, вот в чем дело! Но не забывай, что тут хоть туго да жутко, а духу легко…»
4 апреля закончился срок заключения, но епископ Виктор не был освобожден, он был обречен властями до смерти терпеть узы неволи. 10 апреля 1931 года его приговорили к ссылке в Северный край, в деревню Караванную вблизи районного села Усть-Цильмы на три года. Здесь местные власти преследовали ссыльное духовенство еще более рьяно, чем в других местах, и в конце концов решили арестовать ссыльных священников и мирян. Был арестован и епископ Виктор 13 декабря 1932 года. Кроме обвинений в помощи друг другу и другим ссыльным, а также помощи крестьянам в писании разных прошений властям, за ссыльными не было вины.
Начались допросы. Следователи требовали, чтобы святитель оговорил других арестованных. Епископ не согласился и был отправлен в тюрьму в Сысольск (Сыктывкар). На допросе он рассказал о себе и своем служении Богу и людям, но никакой вины за собой не признал. Больше владыку не допрашивали, а 10 мая 1933 года приговорили к трем годам ссылки в тот же самый Усть-Цильмский район, но в еще более отдаленное село Нерицу, стоящее на берегу речки, впадающей в Печору. Работа епископа заключалась в пилке и колке дров. Жизнь в условиях Севера, после того как прошла коллективизация и все запасы продовольствия были вывезены, была тяжелая — пришел голод, а с ним и болезни. Многие умирали. Епископ Виктор делился с хозяевами, у которых жил в избе, припасами, которые присылали ему духовные чада из Вятки.
В конце апреля владыка написал своей духовной дочери монахине Ангелине в Усть-Цильму, приглашая приехать, ибо «близятся скорбные дни». 30 апреля монахиня была уже рядом с владыкой. В этот день у него поднялась высокая температура. Приглашенный врач-священник сказал, что владыка заболел менингитом. Через день, 2 мая 1934 года, преосвященный Виктор скончался. Похоронили владыку на маленьком сельском кладбище.
1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора и были перенесены в Вятку в женский Свято-Троицкий монастырь. В этом виден особый знак Промысла Божиего, так как владыка всю жизнь служил в Троицких храмах.
Мощи сщисп. Виктора (Островидова) в Свято-Троицком женском монастыре г. Вятка
C 2005 года мощи находятся в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре.
Архиерейским Собором 2000 г. сщисп. Виктор (Островидов) был прославлен в лике святых. Дни памяти: Ап. 19; Ин. 18 (обретение мощей); Новомуч.; Вятск.; Моск.
Сост. Л. И. Соколова
Рубрики: Новости Память священномученика Михаила Чельцова почтили в Троице-Измайловском собореЛИКИ СИНОДИКА. Петроградский процесс 1922 г.