ПОИСК

В день памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялась паломническая поездка на Левашовское кладбище

 

4 февраля, в воскресенье, в День памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской после Божественной литургии состоялась паломническая поездка от Князь-Владимирского собора на Левашовское мемориальное кладбище. Поездку возглавил настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин. У Поклонного креста была совершена панихида по всем пострадавшим в годы лихолетья, которую  возглавил  Председатель Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин в сослужении настоятеля Феодоровского собора протоиерея Александра Сорокина, настоятеля храма Воздвижения  Честного и Животоворящего Креста Господня в Приморском районе протоиерея Евгения Шогенова, настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки протоиерея Григория Григорьева и других клириков при участии прихожан и паломников.  За панихидой всем участникам были розданы для поминовения страницы Синодика с именами священно- и  церковнослужителей, пострадавших в годы гонений на веру Христову. В своем слове отец Владимир поздравил всех с торжественной и трагической          датой – Днем памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.  Отец Владимир отметил, что главный урок, который мы должны извлечь из трагических событий ХХ века – без Бога невозможно построить справедливую и правильную жизнь, все попытки это сделать будут приводить к многочисленным жертвам.

После панихиды всем были предложены поминальные пирожки.

По завершении богослужения участники поездки направились в построенный храм Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших, где  пропели величание новомученикам и исповедникам Церкви Русской, тропарь и кондак праздника. В этот день в храме на Левашовском кладбище была отслужена первая Божественная литургия.

 

Предположительно, тела казнённых возили на Левашовское кладбище с августа 1937 по 1954 год. По официальным данным, в эти годы в Ленинграде расстреляны 46 771 человек, из них 40 485 – по политическим обвинениям. Среди расстрелянных около 2 000 священно- и церковнослужителей. Конечно, не все расстрелянные погребены в Левашово. Кого-то по ночам по-прежнему отвозили фургонами на кладбище Памяти жертв 9 января (там в декабре 1937 года могильщики опознали среди убитых своего священника Алексея Чужбовского).

По выявленным сведениям, 9 человек, причисленных к лику святых, расстреляны в Ленинграде и могут быть захоронены на Левашовском кладбище.  Жития этих святых, составленные  ныне почившей Лидией Ивановной Соколовой, секретарем Комиссии по канонизации, читались в ходе паломнической поездки. 

 

Преподобномученик АРСЕНИЙ игумен

Преподобномученик игумен Тихвинский Арсений, в миру (Александр Дмитриевич Дмитриев), родился 19 ноября 1872 года в крестьянской семье, в деревни Вяжищи Новгородской губернии. Достигнув 26-летнего возраста и получив родительское благословение, Александр навсегда покидает родной дом, чтобы стать иноком. Выбор его пал на Тихвинский Богородичный монастырь. 17 апреля 1899 года он поступил в обитель послушником. Через полтора года Алек­сандр успешно завершил испытательный срок и 5 июля 1901 года зачисляется в штат монастыря. Еще через полтора года его облекают в рясофор, и, наконец, 8 мая 1904 года Александр стал мантийным монахом, получив при постриге новое имя – Арсений.

Вскоре он стал иеродиаконом и затем, через 8 лет, 21 ноября 1913 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, его посвятили в сан иеромонаха с назначением проходить чередное священнослужение и исполнять клиросное послушание.

После закрытия монастыря в 1924 году иеромонах Арсений был определен священником к полковой церкви города Тихвина, где прослужил до 1930 года. 2 сентября он был арестован и осужден на три года ссылки. Отбыв срок, он вернулся в Тихвин и получил новое назначение — настоятелем в Пантелеимоновскую церковь. Всего три года прослужил он до очередного ареста, к моменту которого был удостоен сана игумена. 29 сентября 1937 года настоятель Пантелеимоновской церкви был арестован сотрудником Тихвинского отдела НКВД и препровожден в городскую тюрьму. В тот же день он был вызван на допрос. Отцу Арсению вменили в вину контрреволюционную деятельность и участие в контрреволюционном заговоре. Вызванные свидетели также не предоставили следователю необходимые  ему сведениями. Так одна из свидетельниц на вопрос о проповедях о. Арсения, заявила: «Священник Дмитриев учит нас, каким должен быть верующий. В проповедях он рассказывает нам, верую­щим, про жизнь святых».

В обвинительном заключении карательные органы подтвердили факт несгибаемости арестованного, написав в нем заглавными буквами: «ВИНОВНЫМ СЕБЯ НЕ ПРИЗНАЛ», а затем обычным шрифтом закончили фразу: «но изобличается показаниями свидетелей Рядом с этими строками стоит пометка «ВЕРНО», сделанная 25 ноября секретарем «тройки», вынесшей приговор о расстреле игумена Арсения. Архив УФСБ. П-61995, т. 1, лл. 66, 68, 111, 115, 118, 218 об, 241. т. 2 л. 333 об.

ПАМЯТЬ 24 октября.

 

 

Священномученик ВАСИЛИЙ иерей

Новомученик пресвитер Василий Васильевич Канделябров родился 23 марта 1889 года в семье псаломщика. О жизни отца Василия сохранились весьма малые сведения. По выходе из 2 класса Новгородской духовной семинарии 31 января 1906 года он был определен псаломщиком к Кобожской церкви Боровичского уезда. 9 ноября 1917 года перемещен к Лученской церкви, а 9 сентября 1919 года к Сенновской церкви Тихвинского уезда. В сан пресвитера Василий Васильевич был рукоположен в 1928 году. В семье отца Василия и его жены Александры Яковлевны росли две дочери Анна и Елизавета. Отца Василия арестовали 3 ноября 1937 года. Ровно через месяц, 3 декабря он был расстрелян по решению особой Тройки управления НКВД Ленинградской области.. Допрашивался подследственный батюшка всего один раз, в день своего ареста. Сотрудник районного НКВД, проводивший допрос, так и не успел не только получить от отца Василия нужных показаний, но даже объявить ему, по какой причине он был арестован. Однако анализ следственного дела дает основание предположить, что он был замучен на первом же допросе.

Архив ФСБ по Петербургу и области, д. № П-61995, т.1, л. 120. Государственный архив Новгородской области, ф. 481, оп. 2, д. 48, л. 75; Архив ФСБ по Петербургу и области, д. № П-61995, т. 2, л. 390 об. Б. П. Соколов. Два ареста. // Журнал «Нева», 2001, № 4, с. 149.

ПАМЯТЬ 20 ноября.

 

Священномученик ЕМИЛИАН протоиерей

Священномученик Емелиан Панасевич родился 2 января 1875 года в Польше, в деревне Обща на Холмщине, являвшейся тогда территорией Российской империи. Отец его, Иван Панасевич, был безземельным крестьянином и церковным сторожем местного прихода. Окончив Холмскую Духовную семинарию, Емелиан, начиная с 1900 года служил псаломщиком в ряде сельских приходов на своей родине. 1914 год, ознаменовавшийся началом Первой мировой войны, застал его на псаломщическом месте в церкви города Буска Келецкой губернии. Здесь  8 августа он и был взят в плен австрийцами. Июнь 1917 года принес долгожданное освобождение. Приехав в родной город, Емелиан обнаружил, что его вакансия занята. После долгих мытарств и бесконечных переводов в поисках хоть какого-нибудь места Емельян прибыл в Харьков, где поступил в Харьковский университет на юридическое отделение. В университете он проучился до 1921 года.

В 1921 году переехал в г. Вязьму Смоленской губернии, принял решение связать свою жизнь с Церковью. Это решение тогда уже требовало твердой решимости безбоязненно пойти на всевозможные лишения, притеснения и гонения. В Смоленском крае он начал свое служение. Первый арест последовал через 8 лет после принятия сана. В 1929 году он был арестован и сослан ОГПУ на два года в Соловецкие лагеря. После Соловков отец Емельян провел 2 года без средств к существованию в поисках священнического места. Он переехал в Ленинград, где от митрополита Алексия получил назначение в приход деревни Званы Великодворского сельсовета Тихвинского района Ленинградской области; затем перешел в г. Тихвин, где и служил в полковой церкви до своего ареста 29 сентября 1937 года От него требовали дать показания о своей контрреволюционной деятельности.  Более двух месяцев тюремного заключения с применением всевозможных методов давления претерпел арестованный отец ­Емелиан в районном отделении Тихвинского НКВД. Новомученика расстреляли 3 декабря 1937 года. АУ ФСБ СПб ЛО П-61995.

ПАМЯТЬ 20 ноября.

 

Священномученик ИОАНН протоиерей

Священномученик Иоанн Романович Сарв был благочинным церквей города Тихвина и его окрестностей. Он родился в Лифляндской губернии 22 февраля 1867 года в мызе Каролен Верроского уезда . Отец его был безземельным крестьянином, арендовавшим землю у помещика. Окончив в 1888 году Рижскую духовную семинарию по первому разряду, он поступает псаломщиком сначала в Феннернский приход, а затем, в 1890 году переводится в родную Кароленскую Покровскую церковь, причтом которой был крещен по рождении. Но уже через полгода, 18 октября 1890 года, резолюцией Петербургского митрополита Исидора псаломщик Кароленской церкви был определен на вакансию священника к церкви села Ольгин Крест, располагавшейся в Гдовском уезде. 19 ноября того же года он был рукоположен в сан священника епископом Ладожским Николаем, викарием Петербургского митрополита. Пять с небольшим лет трудился отец Иоанн в этом приходе, а затем, в январе 1896 года, перевелся в Петербург c «дозволением исправлять богослужения в Греческой Посольской церкви и с показанием его в клировых ведомостях Входоиерусалимской Знаменской церкви», поскольку посольские церкви находились в епархии на особом положении. Как все столичные пастыри, он много времени уделял школьной деятельности, преподавая Закон Божий в ряде учебных заведений Петербурга: в образцовом приюте барона Штиглица, в Никольском двухклассном женском училище, в городских начальных училищах, в школе при императорском женском Патриотическом обществе. Наряду с этим, он находит время для учебы в Петербургской Духовной академии, в которую поступил в 1898 году и которую заканчивает в 1902 со званием кандидата богословия за сочинение «Аскетика еп. Петра» . 6 марта 1904 года он стал штатным священником Преображенской церкви, находившейся на Забалканском (Московском) проспекте, с последующим назначением на должность руководителя местного Вонифатьевского общества трезвости, а также руководителя церковно-приходской школы. После восьмилетнего успешного служения протоиерей Иоанн Сарв определяется правящим архиереем на должность настоятеля Преображенской церкви. В 1927 году он оказался в Тихвине в качестве настоятеля кладбищенской церкви св. Иова. Первый раз он был арестован в 1934 году, 6 января, в канун праздника Рождества Христова. Тогда же было арестовано еще 11 человек: Пятеро из них, в том числе и отец Иоанн, осуждены были на три года лагерей условно. В конце февраля он был выпущен из Тихвинской тюрьмы и вернулся к служению в храме св. Иова. Тогда же, надо думать, он был назначен и благочинным в связи с тем, что предыдущий благочинный, протоиерей Александр Саульский, отправлен был этапом в концлагерь отбывать полученный пятилетний срок. Однако недолго пришлось служить отцу Иоанну. По истечении условного трехгодичного срока, в сентябре 1937 года, последовал очередной арест, оказавшийся последним. На этот раз его пытались склонить к признанию того, что он являлся не просто участником, а руководителем особой контрреволюционной группы священников, называвшейся «староцерковники» и действовавшей в Тихвине и его окрестностях.

Но отец Иоанн не подписал показаний, имевших решительное влияние на исход всего дела. На третье требование дать «правдивые показания» он отвечал с неизменной твердостью: «Отрицаю свое участие в контрреволюционной работе и в даче контрреволюционных установок кому-либо. Упомянутые встречи не преследовали контрреволюционных целей. Записано с моих слов верно, мною прочитано» .

«Расстрелять», – это решение особой тройки управления НКВД Ленинградской области по делу арестованного Сарва Ивана Романовича было принято 25 ноября 1937 года. Через неделю, 3 декабря, в канун празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, оно было приведено в исполнение.

ПАМЯТЬ 20 ноября.

Архив ФСБ по Петербургу и области, д. № П-61995, т.1, л. 230.; Л. А. Головкова. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников Российских // Региональные аспекты исторического пути Православия: архивы, источники, методология исследований. Вологда, 2001, с. 75;. ЦГИА СПб, ф. 164, оп. 1, д. 12, лл. 6-8.; ф. 19, оп. 113, д. 3440, л. 118.; оп. 115, д. 4299, л. Журналы заседаний совета академии за 1901-1902 учебный год». СПб, 1902; Известия по Санкт-Петербургской епархии, 1912, № 23.;АФСБ по Петербургу и области, П-74585, л. 8 об; П- 61995, т. 1, л. 71.

 

 

Преподобномученица ИОАННИКИЯ игумения

Игуменья Иоанникия (в миру Александра) родилась 1 ноября 1859 года в городе Боровичи Новгородской губернии в семье мещанина Якова Кожевникова. Достигнув пятнадцатилетнего возраста и получив образование в городском училище, она поступила в Тихвинский Введенский монастырь, где на протяжении 25 лет проходила различные послушания. В 1899 году пострижена в монашество с наречением имени Иоанникии, а через три года, 19 марта 1902 года, указом Новгородской Духовной консистории клиросная монахиня Иоанникия была утверждена в должности монастырской казначеи. Произошло это в игуменство настоятельницы Аполлинарии. В послужном списке сестер Введенского монастыря о монахине Иоанникии в соответствующей графе сказано: «Качеств очень хороших и к послушанию способная и усердная». До самой революции 1917 года матушка Иоанникия несла послушание казначеи, являясь ближайшей помощницей игуменьи Введенской обители. К моменту революции настоятельница была уже семидесятисемилетней старицей, так что управлять многонаселенным монастырем в то нелегкое время приходилось матери Иоанникии.

8 сентября 1918 года мать Иоанникия была возведена в сан игуменьи с возложением наперсного креста. Введенский монастырь просуществовал до 1926 года. После революции Советская власть разместила здесь детскую колонию. Некоторое время сестры ютились в монастырских зданиях вместе со вселившимися хозяевами и новыми поселенцами, продолжая в этих трудных условиях свое служение Богу. После закрытия монастыря сестры разошлись кто куда, в разные стороны. Некоторым из них идти было некуда. Некоторые из сестер поселились здесь же, в Тихвине, устроившись на работу в городскую больницу санитарками. Жили вместе, вместе работали, вместе собирались на молитву, вместе заботились об игумении, которой в то время шел седьмой десяток лет, и продолжали, насколько было возможно, монастырский уклад жизни.

В условиях насильственного уничтожения Православной Церкви игуменья Иоанникия продолжала сохранять неизменным свой духовный авторитет среди верующих горожан и уцелевшего духовенства. Один из свидетелей на допросе в районном отделении НКВД показал, что монахиня «будучи авторитетной среди церковной среды и бывшего монашествующего элемента, быстро добивается привлечения на свою сторону верующих.» Арест игуменьи последовал 15 ноября 1937 года. В тот же день она была вызвана на допрос, который был непродолжительным и единственным.

«Вы арестованы как участница контрреволюционной группы. Дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности». «Участником контрреволюционной группы я не состояла и не состою и контрреволюционной работы не вела», – ответила матушка Иоанникия следователю. «Мы предлагаем прекратить запирательство и настаиваем дать подробные показания о вашей контрреволюционной деятельности», – обратился следователь к ней после отказа признать свою вину. «Никакой контрреволюционной работы я не вела, политическими вопросами не занималась», – твердо заявила настоятельница на повторное требование сознаться во лжи.

25 ноября особая тройка УНКВД ЛО на своем заседании вынесла решение о расстреле игуменьи Иоанникии. А чуть позже к ее делу был подшит еще один документ, заверяющий, что 3 декабря, в самый канун престольного праздника бывшей Введенской обители города Тихвина, приговор о высшей меры наказания ее игуменьи был приведен в исполнение.

Государственный архив Новгородской области, ф. 480, оп. 1, д. 4771, л. 4.; Архив ФСБ по Петербургу и области, П- 61995, т. 2.

ПАМЯТЬ 20 ноября.

 

Священномученик КАРП протоиерей

         Священномученик Карп Эльб родился 5 февраля 1869 года в деревне Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии, в семье эстонца-хуторянина. По достижении отроческого возраста он был определен своим родителем в Прибалтийскую учительскую семинарию, находившуюся в Гольдингене (ныне город Кулдига). Выбор педагогического учебного заведения полностью соответствовал наклонностям Карпа. Впоследствии свою жизнь он всецело отдавал служению Церкви и школьной деятельности.

Окончив в 1889 году Прибалтийскую учительскую семинарию, Карп Эльб был назначен правящим архиереем Рижской епархии псаломщиком к Георгиевской церкви. Тогда же он был назначен учителем русского языка в классах мореходного училища Балтийского Порта, а также начал преподавать Закон Божий в церковно-приходском училище. Шесть лет трудился молодой учитель на педагогическом поприще в маленьком, провинциальном городке Эстляндии. 14 января 1896 года он был рукоположен в сан диакона и продолжал свое служение в Георгиевской церкви. Когда же в 1895 году игумения Варвара (Блохина), настоятельница Пюхтицкой обители, начала строить в монастыре церковно-приходскую школу, на должность законоучителя ей был рекомендован Карп Эльб к тому времени проявивший себя как способный и отличившийся законоучитель, обладающий «добрыми душевными качествами». Три года он провел в этом монастыре.

14 декабря 1899 года Карп Эльб был переведен в столицу и определен на вакансию диакона к эстонскому приходу, возглавляемому священником Павлом Кульбушем. Богослужения этого прихода совершались в подвальном помещении Малоколоменской Воскресенской церкви. В июне 1898 года было образовано эстонское братство во имя сщмч. Исидора Юрьевского, осуществлявшее религиозно-просветительскую и благотворительную деятельность среди эстонского населения. Педагогический талант отца Карпа в Петербурге был замечен епархиальным начальством. На следующий год по приезде в столицу, он был утвержден законоучителем четырехклассного Коломенского женского начального училища, а еще через год, в сентябре 1902 года, назначен учителем Закона Божия двухклассного Коломенйкого училища. Тогда же, в 1902 году, диакон Карп «за труды по народному образованию высочайше награжден серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения на груди на Александровской ленте». В 1911 году он был удостоен еще одной награды за свою педагогическую деятельность — ордена св. Анны 3-й степени, а в 1914 году получил приглашение преподавать в одно из самых привилегированных заведений Петербурга — в образцовый приют барона Штиглица.

В 1903 году состоялась закладка Свято-Исидоровской церкви, построение которой было одной из главных забот эстонского братства. 25 февраля 1903 года о. Карп был избран членом и делопроизводителем комиссии по построению Исидоровской церкви и оставался им до освящения новопостроенной церкви, состоявшегося 23 сентября 1907 года. Все поледующие годы он много трудится: служил, строил церковь, читал лекции в братстве, преподавал Закон Божий.

8 января 1918 года о. Карп Эльб был рукоположен священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, во пресвитера. До 1935 года отец Карп продолжал свое служение в Исидоровской церкви. В феврале этого года храм был закрыт. Протоиерей Карп Эльб был переведен сначала в Князь-Владимирский собор, а в конце 1936-го года определен настоятелем церкви Казанской иконы Богоматери на Красненьком кладбище. Это было последнее место его служения: в ночь с 27 на 28 августа 1937 года он был арестован.

В ходе следствия отец Карп  отказался от какого бы то ни было контакта со следственными органами и на все вопросы оперуполномоченного отвечал односложным отрицанием. Почти две недели, с применением мер физического воздействия, томили его в камере, прежде чем вызвали на допрос, оказавшийся единственным. Расстрелян  24 сентября 1937 года.

РГИА. Ф. 803, оп. 1, д. 1666; Чижов, А.А. Алексеев. Русско-эстонский приход. // Из истории Православия к северу и западу от Великого Новгорода. СПб., 1989, с. 138. Архив А. В. Дормидонтова. Письмо от 27 июня 1903 года; ЦГИА СПб. Ф. 156, оп. 2, д. 3, л. 2; ЦГИА СПб. Ф. 156, оп. 2, д. 3, л. , л. 48; 80.

ПАМЯТЬ 11 сентября.

 

Священномученик НИКОЛАЙ протоиерей

Священномученик протоиерей Николай Петрович Кулигин родился в 1870 году в селе Посолодино Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. В 1884 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию и по окончании ее в 1892 году стал студентом первого курса академии. Через четыре года, в 1896 году, он заканчивает ее со степенью кандидата богословия. Вскоре после этого определяется на священническую вакансию своего отца, в храм родного села Посолодино, на знакомый с детства приход. Здесь протекают первые годы его пастырского служения, которые он совмещает с исполнением обязанностей благочинного храмов 2-го Лужского округа.

9 октября 1902 года резолюцией правящего архиерея отец Николай Кулигин назначается настоятелем Большеохтинской Свято-Духовской церкви Санкт-Петербурга. 5 февраля 1905 года он переводится на место настоятеля Покровской церкви села Рыбацкое. В Рыбацком отец Николай прослужит безвыездно всю свою оставшуюся жизнь, вплоть до расстрела в 1937 году.

Арест отца Николая последовал 26 июня 1937 года, его обвинили в контрреволюционной пропаганде среди населения села Рыбацкое. «Никакой я контр­революционной пропаганды среди населения не вел», — ответил на первом допросе арестованный. Через неделю тюремного нажима протоиерей Николай Кулигин был вызван на второй допрос. Последовало еще десять дней содержания в камере, а может, и в карцере. Но и на третьем допросе священномученик по-прежнему отрицал все сфабрикованные против него обвинения. Четвертый и последний допрос 8 августа был очной ставкой. Еще два месяца после этого провел отец Николай в первой следственной тюрьме Ленинграда в ожидании приговора. 7 октября о. Николаю Кулигину особой тройкой управления НКВД по Ленинградской области был вынесен приговор о высшей мере наказания.

Расстрелян священномученик протоиерей Николай был 14 октября 1937 года, в светлый день Покрова Пресвятой Богородицы, — престольный праздник той церкви, в которой прошло земное служение этого пастыря .

ПАМЯТЬ 1 октября.

 

 

Священномученик НИКОЛАЙ иерей

ДВОРИЦКИЙ (Дворецкий) Николай Васильевич; 07.05.1878, погост Дегжо Порховского у. Псковской губ. — 19.11.1937, Ленинград. Сын священника. Вышел из 5-го класса Псковской ДС и в 1898 рукоположен во диакона к Михайловской церкви с. Дно Порховского у. В августе 1911 по приглашению архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) перешел к кафедральному Софийскому собору г. Новгород на испытательный срок и 21.03.1912 утвержден протодиаконом собора. 15.10.1918 рукоположен во священника к Казанской церкви с.Лукомо Порховского у. Псковской губ.Арестован в 1930; приговорен к 5 годам ИТЛ. Жена с детьми выслана в Северный край. После освобождения поселился вблизи с. Лукомо. Неоднократно обращался к епархиальной власти за назначением на приход. Наконец, в 1937 был назначен к церкви с. Тресно Дновского р-на Ленинградской обл., но приступить с служению не смог, т. к. не получил регистрацию от гражданских властей как «служитель культа». Арестован 21.10.1937. Расстрелян по решению особой Тройки при УНКВД ЛО от 15.11.1937. Включен в Собор новомучеников иисповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 06.10.2003.

ПАМЯТЬ 6 ноября.

 

 

Священномученик НИКОЛАЙ иерей

Священник Николай Анатольевич Покровский (1895, с. Никольское Тихвинского у. Новгородской губ. — 03.12.1937, Ленинград ) . Сын священника. В 1916 окончил Новгородскую ДС. В 1924 принял сан священника и стал служить в Никольской церкви родного села Никольское (Заручевье).  Настоятель Никольской церкви, находившейся в селе Никольское Тихвинского района был арестован органами НКВД 11 сентября 1937 года. К отцу Николаю Покровскому, по сравнению с другими подследственными Тихвинского дела, были применены самые сильные методы следственного давления. Ему пришлось пережить шесть допросов, из которых два последних были очными ставками. Девять свидетелей давали против него показания. О жизни отца Николая до момента ареста рассказала его матушка, Пестова Антонина Алексеевна, через 25 лет после его расстрела, в 1962 году, когда дело ее репрессированного супруга пересматривалось органами правосудия. Матушка Антонина Алексеевна вспоминала: «Будучи добрым по натуре человеком, Покровский заслужил уважение прихожан, так как беднякам отправлял требы бесплатно. В то время его обложили большими налогами. Муж стремился всегда их выплатить вовремя, несмотря на бедный приход. Кроме того, давали норму по заготовке дров, которую мужу с больным сердцем никак нельзя было выполнить, хотя он и старался это сделать. И вот в феврале 30 года за невыполнение нормы по заготовке дров у нас описали все имущество и отобрали дом и скот. Дом заняли под сельсовет, а имущество и скот продали с торгов». Свидетель Морозов Яков Тимофеевич тогда же, при пересмотре дела, подтверждал, что Покровский «среди населения пользовался уважением, был скромный, за проведение домашних молебнов денег не брал и стеснялся за стол садиться выпить хотя бы чашку чая даже тогда, когда его просили». Арестован 12.09.1937.  Расстрелян отец Николай был в один день с другими участниками Тихвинского дела, 3 декабря 1937 года.

Новгородские епархиальные ведомости, 1916, № 18, с. 552;Архив ФСБ по Петербургу и области, П-61995, т. 2, л. 356 об. – 357 об.

ПАМЯТЬ 20 ноября.

 

По завершении поездки о. Владимир поблагодарил всех участников и попросил  всех собирать сведения о новомучениках, пострадавших в годы лихолетья. О. Владимир отметил, что собранные достоверные сведения входят в Священное Предание Церкви, чем поддерживается преемство поколений и духовная связь времен.

 

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх