ПОИСК

ЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники Северо-Западного региона России. Июнь

 

 

Священномученик АЛЕКСАНДР иерей

 

САУЛЬСКИЙ Александр Иерофеевич, 08.08.1876, с. Очесо-Рудня Гомельского у. Могилевской губ. — 01.06.1938, Благовещенск Хабаровского края. Сын священника. В 1899 окончил Могилевскую ДС. Рукоположен во священника в 1903. С 1912 по 1917 был полковым священником. С 1926 служил в Знаменской церкви в гор. Тихвине Новгородской епархии; был благочинным 1-го Тихвинского округа. Арестован 01.01.1934 по сфабрикованному делу «церковно-монархической организации евлогиевцев». На допросах сотрудничал со следствием. Показал, что входил в «группу» под руководством епископа Тихвинского Валериана (Рудича), которая считала «долгом собрать и объединить вокруг Церкви» антисоветские элементы в помощь интервентам на случай войны, и что тихвинские священники якобы разделяли его «непримиримо враждебное» отношение к советской власти. 26.02.1934 тройка ОГПУ приговорила его к 5 годам ИТЛ. В 02.1938 находился в заключении в Средне-Бельском лагпункте Дальлага НКВД, где был арестован в числе отбывавшего там срок духовенства («Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др.»). Учитывая опыт предыдущего ареста и осознавая глубину проявленного им тогда малодушия, отрицал выдвинутые против него и других священнослужителей  обвинения в антисоветской агитации. Расстрелян по решению Особой тройки при УНКВД по Хабаровскому краю от 17.03.1938. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых (представлен Белгородской епархией).

Дни памяти: М. 19; Новомуч.; Петерб.

Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.4. С.202–221, 474.

 

 

Священномученик НИКОЛАЙ иерей

 

КУЛАКОВ Николай Константинович, 1876 Вельск, Вологодской губ. — 01.06.1938. Сын крестьянина. Окончил Вельское городское училище; в 1912 в Вологде рукоположен во священника. С 1913 служил в С.-Петербурге — Ленинграде: в церкви Митрофаньевского подворья, затем — Владимирской Божией Матери (до их закрытия), с 1932 — в церкви Покрова на Боровой ул. Арестован 22.12.1933; 25.02.1934 приговорен тройкой ОГПУ к пяти годам ИТЛ. В 02. 1938 — заключенный Средне-Бельского лагпункта Дальлага НКВД, где был арестован в числе отбывавшего там срок духовенства («Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др.»). Расстрелян по решению Особой тройки при УНКВД по Хабаровскому краю от 17.03.1938. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых (представлен Белгородской епархией).

Дни памяти: М. 19; Новомуч.; Петерб.

Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь: «Булат», 2007.

 

 

Священномученик ПАВЕЛ иерей

 

БРЯНЦЕВ Павел Алексеевич, 23.10.1889, с. Помялово Новоладожского у. СПб. губ. — 11.05.1938. Сын псаломщика. В 1911 окончил СПб ДС. В 1921 рукоположен во священника к церкви с. Мемино Новоладожского уезда, где служил до ареста 08.12.1933. Поводом для ареста послужило сочиненное им стихотворение «На Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна», которое он послал через свою дочь автору антирелигиозного пасквиля (Д. Бедному). 26.05.1934 тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградской области приговорен к 5 годам ИТЛ; жена с сыновьями выслана в Уватский район Омской (ныне Тюменской) области. В 02. 1938 — заключенный Средне-Бельского лагпункта Дальлага НКВД, где был арестован в числе отбывавшего там срок духовенства («Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др.»). Скончался в тюрьме, не дожив до приведения в исполнение вынесенного ему 17.03.1938 Особой тройки при УНКВД по Хабаровскому краю смертного приговора. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых (представлен Белгородской епархией).

Дни памяти: М. 19; Новомуч.; Петерб.

Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь: «Булат», 2007.

 

Священномученик МИХАИЛ протоиерей

 

БОРИСОВ Михаил Константинович; 07.01.1866, с. Сухая Нива Демянского у. Новгородской губ. ― 04.06.1942, Ярославль. Сын диакона. В 1888 окончил Новгородскую ДС; 17.09. 1889 рукоположен во священника. С 1906 служил в Борисоглебской церкви г. Новгород, с 30.07.1917 — в сане протоиерея. Был арестован в 1926 ― пробыл в тюрьме 20 дней; в 1931 выселен с семьей из дома. Арестован 20.04.1933. 19.05.1933 тройкой ОГПУ лишен на 3 года права проживания в Москве и Ленинграде с их областями и в погранполосе. Выехал в г. Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Арестован 28.10.1937 как «участник контрреволюционной церковно-монархической группы». Виновным себя не признал. 05.11.1937 Тройка при УНКВД Ярославской обл. приговорила его к 10 годам ИТЛ по «материалами следствия», «без ссылки на закон». По старости и немощности был оставлен в колонии в Ярославле, где и скончался. Включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 16.07.2005 (представлен Ярославской епархией).

Дни памяти: М. 22; Новомуч.; Ростов.

НовгКП. Т. 5. С. 17; Книга памяти Ярославской обл.;  Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь. 2007. С. 232-237.

 

Преподобномученик ТАВРИОН

Преподобномученик Таврион родился 5 августа 1871 года в Никольском уезде Вологодской губернии в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в крещении наречен был Матфеем. 26 августа 1908 года он поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и 26 июня 1912 года был зачислен в него послушником. 23 декабря 1920 года на Валаамском подворье в Москве послушник Матфей был пострижен в монашество и наречен Таврионом. После закрытия в 1925 году подворья он обосновался при церкви в честь Ржевской иконы Божией Матери, исполняя послушание певчего. Несколько монахов Валаамского монастыря сняли квартиру недалеко от этого храма и образовали монашескую общину с общим уставом, трапезой и послушаниями. Все они служили в Ржевской церкви священниками и певчими, и весь доход сдавался избранному общиной казначею, который выдавал в месяц по пять рублей на личные нужды. Казначей общины хранил и часть средств Валаамского монастыря. 7 октября 1930 года в квартире, где жили монахи, был произведен обыск, изъяты все монастырские средства, а братия, и среди них монах Таврион, арестована и заключена в Бутырскую тюрьму. В ОГПУ монаху Тавриону предложили ответить на некоторые вопросы, в частности, лишен ли он избирательных прав и если был лишен, то когда, и если восстановлен, то когда. Монах Таврион ответил, что гражданских прав он лишен, но когда был лишен, не помнит, и не восстановлен в них, поскольку не ходатайствовал о восстановлении. Сотрудник ОГПУ, учитывая, вероятно, что монах Таврион из крестьян и не имеет священного сана, спросил его, чем он собирается заниматься дальше. «Пока существует Церковь – буду служить ей» , – ответил тот. 16 октября следователь вызвал его на допрос. Отвечая на его вопросы, монах Таврион сказал: «При Ржевской церкви я живу в общине монахов, в церкви я служу певчим… Все священники, диаконы, певчие, сторожа, уборщики и вообще весь руководящий и обслуживающий состав церкви состоит из нас, монахов… Я и все монахи нашей общины часто между собой говорили, что при советской власти плохо жить служителям культа, мы все лишены пайка… хлеб а и других продуктов, которые даются по книжкам, что духовенство без всякой вины арестовывают, высылают и даже расстреливают. Но мы считаем, что власть эту Господь послал людям за грехи… апостолом Павлом сказано, что всякая власть от Бога, надо молиться, и Бог даст, что власть улучшится и советская власть будет относиться я лучше к служителям культа» 13 ноября 1930 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «По ликвидации в 1925 году московского подворья Валаамского монастыря, группа монахов во главе с монахом-экономом… присвоив себе часть имущества и ценностей монастыря, организовали при Ржевской церкви нелегальный монастырь»; монахи «распускали провокационные слухи о гонении со стороны советской власти на религию, о предстоящем свержении советской власти, доказывая, что власть эта от антихриста и что надо усиленно молиться о скорейшем ее падении». 23 ноября 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила монаха Тавриона к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Вологодскую область. Поокончании ссылки он остался жить в Вологодской области, и в 1937 году архиепископ Велико-Устюжский Питирим (Крылов) пригласил его приехать в Великий Устюг, и он поселился в сторожке при храме Иоанна Предтечи. Тем временем храмы один за другим закрывались, священники арестовывались; бывало, что храм и не был официально властями закрыт, но уже не было священника и, соответственно, не было и богослужения. Жившие рядом с одним из таких храмов монахини стали упрашивать монаха Тавриона, чтобы он похлопотал за их храм и сам пошел бы в этот храм священником. Он согласился и поехал хлопотать об этом в Москву и в Архангельск, так как в Великом Устюге архиерея уже не было. В Москве он встретился с митрополитом Сергием (Страгородским). Все его хлопоты окончились, однако , ничем, и он возвратился в Великий Устюг. В это время стали арестовывать всех еще остававшихся на свободе священников и монахов и наиболее активных мирян. 3декабря 1937 года монах Таврион был арестован и в тот же день допрошен.

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания об этом! – потребовал от него следователь.

– Контрреволюционной деятельности я не вел, поэтому показаний дать не могу. Осенью 1937 года я ездил в Москву и в Архангельск хлопотать об открытии дымковской церкви, куда хотел поступить священником , но поездки оказались безрезультатными.

На этом допросы были закончены, и монах Таврион был препровожден в вологодскую тюрьму. 10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 марта 1939 года он был отправлен в тюрьму в город Грязовец, а 4 апреля того же года в Новоезерскую исправительно-трудовую колонию, располагавшуюся в зданиях разоренного Новоезерского монастыря. Монах Таврион (Толоконцев) скончался в Новоезерской исправительно-трудовой колонии 7 июня 1939 года и был погребен в безвестной могиле.

Память 25 мая/ 7 июня

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май».Тверь. 2007. С. 238-241

 

Священномученик ФИЛОСОФ протоиерей

ОРНАТСКИЙ Философ Николаевич, 21.05.1860, Новая Ерга Череповецкого у. Новгородской губ. — 10.1918, окрестности Петрограда. Сын священника. В 1885 окончил СПб ДА, канд. богословия. Рукоположен во священника 28.07.1885; протоиерей (1898). В 1892—1912 настоятель церкви св. Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг, с 10.10.1913 настоятель Казанского собора. Выдающийся проповедник, активный церковно-общественный деятель (многолетний председатель Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, товарищ председателя православного эстонского братства свмч. Исидора Юрьевского, гласный городской думы; член совета всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества). Арестован 09.08.1918; С просьбой о его освобождении к Председателю Петроградской Коммуны Г.Е. Зиновьеву обращались не только Братство приходских советов, приход Казанского собора, но и нарком просвещения А. В. Луначарский (15.08.1918). Расстрелян чекистами в ходе «красного террора» (место и дата казни остаются неизвестными). Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых.

Дни памяти: М. 31; Новомуч.; Петерб.

ЦГА СПб. Ф. 143. Оп. 1. Д. 82. Л. 60—61; Празднование XXV-летия  священнослужения протоиерея Ф.Н. Орнатского. СПб., 1910; Православная Русь. 1983. № 21. С.3-6; Польский М, протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилль,, 1949. Т.1. С.184-186; Филимонов В.П. Крестом отверзается небо. СПб, 2000.

 

Мученик НИКОЛАЙ

ОРНАТСКИЙ Николай Философович, 04.05.1886 — около 30.10.1918. Сын протоиерея Философа ОРНАТСКОГО. Военный врач. Проживал в Петрограде. Арестован 09.08.1918. Расстрелян вместе с отцом. Архиерейским Собором в 2000 причислен к лику святых.

Дни памяти: М. 31; Новомуч.; Петерб.

Православная Русь. 1983. № 21. С.3-6; Филимонов В.П. Крестом отверзается небо. СПб, 2000. Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатис, Держава. 2003.

 

Мученик БОРИС

ОРНАТСКИЙ Борис Философович, 30.05.1887 — около 30.10.1918. Сын протоиерея Философа ОРНАТСКОГО. Проживал в Петрограде. Офицер русской императорской армии. Арестован 09.08.1918. Расстрелян вместе с отцом. Архиерейским Собором в 2000 причислен к лику святых.

Дни памяти: М. 31; Новомуч.; Петерб.

Православная Русь. 1983. № 21. С.3-6; Филимонов В.П. Крестом отверзается небо. СПб, 2000; ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 34.

 

Священномученик ВЛАДИМИР митрополит Киевский

БОГОЯВЛЕНСКИЙ Василий Никифорович, 01.01.1848 с. Малая Моршевка Моршанского у. Тамбовской губ. — 25.01.1918, Киев. Сын священника. В 1874 окончил Киевскую ДА; канд. богословия. Рукоположен во иерея в 1882. Овдовев, 8.02.1886 принял монашеский постриг. Возведен в сан архимандрита; настоятель Новгородского Антониева монастыря. 13.06.1888 хиротонисан в СПб. во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, с 1891 епископ Самарский и Ставропольский. В 1892—1898 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии со званием члена Синода (1892). С 21.02.1898 митрополит Московский и Коломенский, с 23.11.1912 — Санкт-Петербургский (с 19.08.1914 — Петроградский) и Ладожский, с 23.11.1915 — Киевский и Галицкий. Доктор богословия (1915; по совокупности проповеднических трудов). С 11.1912 по 04.1917 — первенствующий член Святейшего Синода. Поборник народной трезвости: 23.11.1914 председатель ствовал на учредительном собрании всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Председатель Поместного Собора 1917— 1918. Вошел в состав Свящ. Синода по кафедре. Убит на 3-й день после занятия Киева Красной Армией вблизи Киево-Печерской Лавры. Погребен на Ближних пещерах Лавры (в 1992 мощи перенесены в Дальние пещеры). Определением Поместного Собора 18.04.1918 был утвержден день молитвенного поминовения исповедников и мучеников Российских — день убийства митрополита Владимира 25.01 (если придется на воскресенье) или следующий за ним воскресный день. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 1992 причислен к лику святых.

Дни памяти: Ян. 25; Ин. 14 (обретение мощей);

Новомуч.; Моск.; Печер. дальн.; Самар.

Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилль, 1949. Т.1. С. 10-24; Жизнеописание Преосвященного Владимира, митрополита Киевского и Галицкого // К канонизации новомучеников Российских. М., 1991. С.33-61; Галкин А. К., Дамаскин (Орловский), игум. Владимир (Богоявленский) // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 629-634.

 

Священномученик ЕФРЕМ протоиерей

ДОЛГАНЕВ Ефрем Ефремович, 28.01.1874, м. Петровка Ананьевского у. Херсонской губ. — 29.06.1918, Екатеринбург. Сын единоверческого священника, брат священномученика епископа Тобольского Гермогена. В 1897 окончил МосковскуюДА; канд. богословия. Преподавал во Владимирской ДС (1899-1901) и во Владимирском ЕЖУ (1901). 20.01.1902 женился на Варваре Преображенской, дочери умершего протоиерея придворного Петропавловского собора в СПб. (венчание совершено в Большом соборе Зимнего дворца), был принят в ведомство протопресвитера придворного духовенства и 28.01.1902 рукоположен во священника к придворному Петропавловскому собору. С 1913 — протоиерей. Весной 1917 перешел в епархиальное ведомство и поступил в клир Тобольской епархии, которой с 08.03.1917 управлял епископ Гермоген (Долганев). Служил в г. Тобольск. После ареста епископа большевистскими властями в апреле 1918 возглавил епархиальную делегацию, добивавшуюся его освобождения. Власти потребовали внесения залога. Когда указанную сумму собрали и внесли, все 3 делегата — протоиерей Ефрем, священник Михаил Макаров и присяжный поверенный Константин Минятов — были арестованы и расстреляны. Все они Архиерейским Собором 2000 причислены к лику святых.

Дни памяти: Ин. 16; Новомуч.

Дамаскин (Орловский), игумен. Ефрем Ефремович Долганев // ПЭ. Т.XIX. М., 2008.С.51.

 

 

Рубрики: Новости

Обсуждение закрыто.


Наверх